Избранное

Судьба патефона

В январе жена привезла от родителей патефон и пластинки к нему — всё это принадлежало её дедушке. Я заставил патефон звучать, но хотелось провести более профессиональный ремонт. К счастью, один из друзей, увидев историю в моём «Инстаграмме», посоветовал мастера по ремонту.

Отреставрированный патефон Московского патефонного завода, слушаю пластинку в гостях у мастера

Неделю назад я отвёз аппарат на ремонт, а сегодня забрал совсем в другом виде. Мастер перебрал и смазал мотор, запаял прорванную мембрану и крепление «паучка», убрал ржавчину, приделал ножки и аккуратно покрасил корпус. Золотые руки у человека.

Прежде на патефон жалко было смотреть, а сейчас вид вполне музейный, небо и земля. И звучать стал очень хорошо — мастер оценил на «4+», я на столько даже и не рассчитывал.

Заодно попросил оценить все пластинки, которые перешли к нам вместе с патефоном. Их оказалась 31 штука, почти все — 50-х годов выпуска, кроме «Песни нефтяника / Кавказской застольной», произведённой в 1948 году. Оказалось, все пластинки в превосходном состоянии.

Пластинка «Песня нефтяника / Кавказская застольная», Завод металлопластмасс, 1948 год

Ранее в интернете я натыкался на упоминание «вечных» игл, пользуясь случаем, проконсультировался. Увы, «вечных» (корундовых и сапфировых) игл для таких аппаратов не существует, не позволяют конструктивные особенности, поэтому придётся использовать обычные, стальные.

А это неудобно. Про их недостаток я уже писал — одной иглой можно проигрывать только одну сторону одной пластинки, так как игла стачивается под форму дорожки. Потом надо брать следующую. У меня 45 игл, закончатся и снова придётся отдавать их мастеру на правку. Но раз выбора нет, то нечего и горевать, будем играть по правилам семидесятилетней давности.

Очень надеюсь, что когда дочка подрастёт, ей будет интересно узнать какие песни любили слушать её прадедушка и прабабушка.

9 февраля   история

ФИДО

Не знаю как кратко объяснить что такое Фидонет (Фидо) тем, кто никогда о нём не слышал. Наверное можно сказать, что это одна из первых социальных сетей, некогда связавшая очень специфичных людей — в те времена, когда интернет ещё не был распространён. Сложность подключения была своеобразным тестом на интеллект, а строгие правила требовали владения социальными навыками, из-за чего многие фидошники до сих пор остаются очень интересными личностями.

В моём случае так получилось, что высокоскоростной доступ к интернету я получил раньше, чем Фидо смогло заинтересовать меня своими преимуществами, поэтому я как-то особо не фанател от этой сети, хотя иногда её читал через ньюс-конференции (погуглите «fido7», это оно).

Самое моё значимое участие в жизни Фидо — как-то я умудрился намертво повесить компьютер с OS/2 своего знакомого, где работал тоссер — программа, обслуживающая один из сегментов казанской сети.

Гипертекстовый векторный фидонет на экране обычного смартфона; используется клиент HotdogEd под Андроид

Для айтишника старой школы, к которой я себя отношу, отсутствие интереса к легендарному Фидонету как-то нетипично. Наверное подсознательно меня это тяготило и неожиданно для себя, под Новый год я под влиянием момента подал заявку на вступление. Опоздал лет на 20, но лучше поздно, чем никогда — подожди я ещё 20 лет и подключаться было бы некуда.

Сегодня заявку одобрили и дали мне поинта (адрес) 2:5020/723.67. Скачал клиента HotdogEd под Андроид, установил ему плагин HotdogEd Fidonet Provider, заполнил настройки из присланного в ответ на заявку письма, и вот я в Фидо.

Для меня названия настроек были настолько не самоочевидны, что я было приуныл, но оказалось, что обязательных всего четыре. Если вдруг тоже захотите подключиться, то указывать надо следующее:

  • «Boss 3D FTN address» — адрес ноды (в моём случае — 2:5020/723)
  • «Your name» — «имя» из ответного на заявку письма
  • «Your 4D FTN address» — ваш поинт-адрес (в моём случае — 2:5020/723.67)
  • «Password» — пароль из письма

Потом останется подписаться на интересующие вас «эхи» (каналы) и можете начинать общаться. Я пока подписался на две локальные и на su.talks — всероссийскую болталку.

Пока причастности к легенде не почувствовал, но гештальт, надеюсь, закрыл.

4 января   айрхеология

Яндекс.Драйв

«Яндекс.Навигатор» с голосовым ассистентом «Алиса» в автомобиле «Яндекс.Драйва»

Я в Москве — мы тут с коллегами, втроём запускаем новый проект, находимся в длительной командировке. Вчера попробовали добраться до офиса при помощи каршерингового сервиса «Яндекс.Драйв», так как в метро по нашей ветке что-то случилось с поездами, были адовые очереди и давка.

Очень расстроен. Мне не понравилось.

Навигатор в машине очень тормозит. Нам достался автомобиль «Рено Каптюр», не знаю везде ли работает одинаково плохо. Карта поворачивается с заметной задержкой, скачкообразно, новый маршрут прокладывается иногда с минутным или больше опозданием. Однажды мы проехали поворот и две минуты ехали в неизвестности, пока навигатор пытался разобраться где мы.

А ещё неожиданно оказалось, что голосовой помощник «Алиса» почему-то ничего не знает про автомобиль. Ни где его заправлять, ни чем. Я уж не прошу, что бы он (она?) сказал «бак почти пустой, по указанному адресу вы не доедете, вот ближайшая заправка, построить маршрут?» и «мы приехали, активирую карту для оплаты бензина, заправьте 95-го, 20 литров, лючок бензобака справа, открывается рычажком внизу слева». Не прошу, но хотелось бы.

Чёрт с ним с помощником, но этой информации в доступной форме нет и нигде в автомобиле — когда приехали на заправку, пришлось звонить в техподдержку и ждать когда они нам объяснят чем, сколько заправлять, а главное — чтобы разблокировали топливную карту, которая лежит с пакетом документов в автомобиле. И лично для меня не очевидно, что карту можно использовать не на любой заправке. Неплохо бы положить в автомобиль небольшую ламинированную одностраничную инструкцию.

☹️Я не впечатлён.

12 декабря  

Физическое воплощение TCP-пакета

Физическое воплощение TCP-пакета, обеспечивается гарантированная доставка, надо полагать

В чате бывших сотрудников «Яндекса» сегодня всплыла безвестная картинка с пакетом (на самом деле — сумкой) с принтом в виде TCP-пакета. Каламбур зашёл, местные гики изошли слюной.

Я тоже заинтересовался — где такую взять и ценой вопроса. С заметным трудом разыскал источник — китайский мономагазин, сумка стоит по-божески — 48¥ ($7), но, судя по всему, на доставку по всему миру автор не рассчитывал.

Видимо не удастся такую получить, разве что найти кого-то в Китае, но я не припомню, чтобы у меня там жили знакомые. Жаль, принт вызывает слюноотделение, да и вещь не бесполезная — молния, внутренний карман, рассчитана на «Макбук Эйр» 13″. Я как раз собирался переходить со своей «прошки» на «Эйр» модели этого года.

Apple I

Моя первая программа в машинных кодах «Эпл I» бесконечно выводит таблицу символов

Заметил позитивную тенденцию — меня снова стали интересовать статьи на «Хабре», вплоть до зуда что-нибудь попробовать самому. В одно время «Хабр» чрезвычайно испортился — в ленте стало столько маркетинговой чуши, что иногда я неделями туда не заходил, всё равно читать нечего.

Не знаю, что ребята сделали, но направление верное, молодцы!

В общем, прочитал недавно там статью про самодельный «Эпл I» и сегодня не спал до двух ночи.

Нет, свой компьютер я не собрал, да и начиналось всё невинно — сначала скачал несколько эмуляторов, попробовал что-то позапускать готовое. Потом почитал про тамошний ассемблер (на борту там процессор 6502) и решил написать что-нибудь простое на нём.

Для этой цели мне очень подошёл «ОупенЭмулятор» и онлайн-компилятор с возможностью отладки «Асм80». Неожиданно удобная штука, кстати, не знаю сколько я бы без неё проваландался.

Программа, выводящая таблицу символов в компиляторе и отладчике «Асм 80»

Первая моя программа умела совсем мало — только бесконечно выводить на экран таблицу символов. Она такая короткая (всего восемь байт), так как для самого сложного — печати на экран, используется вызов ECHO, встроенной в «Эпл I» программы «Woz Monitor», — по всей видимости её писал Возняк, поэтому она так называется.

В ассемблере 6502 особо не развернёшься — три восьмибитных регистра (A, X, Y), 56 команд (не считая нескольких недокументированных), только целые числа, нет деления и умножения. Я совсем не помню свой первый ассемблер (для «Радио-86РК»), но кажется даже он был богаче.

Тем интереснее было написать что-нибудь чуть более серьёзное. Я написал, разумеется, «песню о пиве», в ближайшее время выложу. Машинные коды вбивал сначала руками прямо в «монитор», всё как в детстве, в начале 90-х, но ближе к ночи устал и написал на «Пайтоне» программу, которая hex-файл «Асма80» перебивает в эмулятор, имитируя нажатия на клавиши через «ЭплСкрипт».

Кстати, какое-то время пришлось ещё потратить на то, чтобы понять как работать с «монитором» Возняка — это предельно аскетичная командная строка, в которой без руководства не разобраться, что, учитывая скромные размеры программы, объяснимо. К счастью, в сети есть копия « Apple-I Operation Manual», которую я наскоро проштудировал.

Там всего несколько страничек, вникнуть просто и сейчас (о ужас!) мне даже удобно.

Самый долгий merge в моей жизни

Заметка будет интересна только программистам.

Фотография ниже лежит у меня на ноуте с августа 2013 года. Очень не люблю такое — всё нужное я привык закачивать в интернет, всё ненужное — удалять. Не мог определиться куда деть это фото, решил положить в блог, снабдив небольшим рассказом.

Каждый файл для слияния приходилось печатать на куче бумаги, раскладывать на полу и сравнивать вручную

Наверное все программисты знают что такое «мерж» (merge) — слияние двух веток и согласование изменений, сделанных в файлах в рамках этих веток. Если системе контроля версий удаётся справить самостоятельно, то «мержи» происходят автоматически, это, в моей практике, наиболее частая ситуация. В противном случае возникает «конфликт» — «мерж» останавливается до разрешения конфликта человеком. Только человек может решить как будет выглядеть сводный код, учитывающий изменения, сделанные в двух слияемых ветках.

Я однажды попал в неприятнейшую ситуацию, когда две команды в нашей компании, в силу многих причин, независимо работали над одним и тем же продуктом около года.

Одна из команд работала над функциями, которые нужны в продукте заказчику, вторая, которой руководил я, — делала несколько довольно серьёзных изменений с заделом на будущее, в частности — внедряла шаблонизацию.

Через год попытались слить две ветки воедино и получили конфликты почти во всех основных файлах проекта. Ничего совсем уж неожиданного, конечно, особенно с учётом того, что часть кода была переписана с ПХП на «Твиг», но никогда в ещё в жизни я не видел столько конфликтов. Затронуты были, если мне не изменяет память, несколько сотен файлов.

С одной стороны, других вариантов, кроме как собрать это всё воедино, не рассматривалось, с другой стороны, объём предстоящей работы удручал.

В общем, погрустил я, погрустил, повесил табличку «Не беспокоить» и заперся в кабинете на неделю. Каждый файл с конфликтом распечатывал дважды — из каждой ветки. Потом раскладывал распечатанное на полу, выделял маркером одинаковые места, рисовал стрелками что куда переместилось, шёл к ноутбуку и так или иначе разрешал конфликт.

На фотографии — процесс разрешения конфликтов одного из файлов. Через неделю я был полностью разбит монотонностью работы, но ветки слил.

Барахолка на Гудованцева

Шапочное дерево на блошином рынке вдоль улицы Гудованцева (между Моисеева и Беломорской)

Если про блошиный рынок в парке Тинчурина знают почти все казанцы, то про барахолку на Гудованцева слышало гораздо меньше народу. Я случайно узнал о ней из какой-то статьи в интернете и всё пытался выбрать время, чтобы посетить.

Сегодня едва успел к закрытию (торговать там начинают часов с 8, заканчивают около 12), к тому же сильно мешал снегопад, но всё же одним глазком глянул.

Ассортимент — поздний СССР, современный Китай и всякий подержанный скарб. Через снег трудно оценить, но в среднем как-то так.

Наши сегодняшние приобретения — звезда на ёлку времён СССР, олень и енот

Ходили с дочкой, поэтому в основном покупали игрушки (олень — 30₽, енот — 100₽), а мне приглянулась советская звезда на ёлку (150₽), два раза мимо неё прошёл, но всё же купил. Поторговаться пришлось только за звёздочку (сбил цену почти в два раза), остальное взял так.

Ещё не проверял, исправна ли звезда, если нет, поставлю внутрь яркий светодиод, сменю питание с 220 на низковольтное, так ещё и безопаснее. Главное ведь не лампочка накаливания внутри, а эмоциональный накал, который дарят такие, с историей вещи.

25 ноября  

ТЭГК 2-2

Термоэлектрогенератор ТЭГК 2-2 в омском музее радио

Полвека назад на территории нашей необъятной Родины многое было иначе. Люди обходились без «айфонов», интернета и иногда — электричества.

Электрификация страны началась в двадцатых, но к 50—60 годам ещё немало деревень и прочих населённых пунктов не знало «лампочки Ильича» — вместо неё избы освещала керосиновая лампа. Конечно и там людям хотелось быстро получать новости, знать чем живёт остальная страна.

Для удовлетворения культурного голода в условиях отсутствия электроэнергии, советская промышленность выпускала домашние термоэлектрогенераторы — приборы, преобразующие тепловую энергию в электрическую.

На фотографии — «ТЭГК 2-2» из омского музея, где его сфотографировал один мой друг. Выпускался с 1956 года московским заводом «Металламп».

Немаленькая бандурина в 6,6 килограмма, состоящая из термоголовки и керосиновой лампы «Молния». Выдаваемой мощности в два ватта хватало для питания ламповых радиоприёмников «Новь», «Родина-52», «Искра», «Б-2», «Воронеж» и некоторых других.

Судя по тому, что инструкция к нему шла на трёх языках — русском, французском и английском, эта модель шла и на экспорт.

При объёме лампы 0,75 литра, расходе керосина в 70—80 г/ч и плотности 830—860 кг/м³, легко подсчитать, что радио можно было слушать около 7—9 часов на одной «заправке» (правда порядка 20 минут ещё съедал прогрев после каждого включения). Одновременно генератор являлся и источником света.

Красная ртуть

КДПВ — фотография с сегодняшнего посещения казанского блошиного рынка в парке им. Карима Тинчурина

Люблю лавки старьёвщиков, блошиные рынки. Полюбил ещё заочно, прочитав в детстве описание какого-то такого места в одной из книг. В моём родном городе им было взяться неоткуда — слишком маленький, позже я переехал в Казань, но про казанские не знал и впервые на блошиный попал в Москве (я там жил и работал около четырёх лет).

После возвращения в Казань прочитал про «блошку» на Тинчурина у своего приятеля Б. К. и загорелся сходить. С тех пор иногда там что-нибудь покупаю.

Блошинные рынки интересны не только вещами, но и позабытыми идеями — мемами времён СССР. Почему-то в обиходе они возникают только там — в живых разговорах, а не в иронично-ностальгических статьях на «Пикабу» и прочих интернет-помойках.

Например сегодня, пока выискивал взглядом в пыльных книжных залежах идеологии прошлого века что-нибудь, способное меня заинтересовать, услышал краем уха возбуждённый разговор двух мужчин, один делился с другим полушёпотом, — недавно он достоверно узнал, что «красная ртуть» — выдумка!

Патент Гульельмо Маркони №18105 от 10 сентября 1901 года, где упоминается ртутный когерер

Про красную ртуть в своём советском детстве я узнал от Д. П., мы тогда очень дружили, именно он мне рассказал о легендарной в те времена «ртутной антенне» — чудодейственном устройстве, обладающим демонической силой улавливать и усиливать любой сигнал.

Антенна, по его словам, представляла из себя запаянную стеклянную трубку с красной ртутью внутри. Сейчас я думаю, что эта «антенна» была чьей-то фантазией на тему когерера Маркони, ртутный вариант которого имел неплохую для своего времени чувствительность.

Не помню зажёгся ли я идеей, но отсутствие источника красной ртути должно было охладить пыл. В «Википедии» пишут, что миф был очень живуч и спрос рождал предложение — под видом красной ртути продавали воду с красителем, ртуть с битым кирпичом и так далее, но мне такие предложения в детстве не попадались.

2018  

Музыкальная шкатулка

Диск для музыкальной шкатулки с некой татарской мелодией

Пришла в голову неплохая, как мне кажется, идея — вместе со студентами высшей школы ИТИС перевести в цифру диски для музыкальных шкатулок, которые хранятся в институте, куда я передавал найденную в этом году в заброшенном сельском доме дореволюционную библиотеку.

А то дисков у них много, а сил всё это перевести в электронный вид нету.

Возни, вроде, не так много — снять микрофоном звук с разных музыкальных шкатулок (их там два вида под разные диски), после чего сделать систему, в которую загружаешь фотку диска, а она его проигрывает, ориентируясь по прорезям, которые надо научиться распознавать на фото.

Свёл между собой директора ИТИСа и заведующего Центром письменного и музыкального наследия, надеюсь сотрудничество даст плоды.

Я знаю, что есть работы по распознаванию виниловых пластинок по тому же принципу (естественно только моно, у стереофонических второй сигнал записан в глубину, по фото такое не проиграешь), тут должно быть попроще, я бы в студенческие годы такую работу с руками у руководителя оторвал.

2018  
Ранее Ctrl + ↓