Избранное

Яндекс.Драйв

«Яндекс.Навигатор» с голосовым ассистентом «Алиса» в автомобиле «Яндекс.Драйва»

Я в Москве — мы тут с коллегами, втроём запускаем новый проект, находимся в длительной командировке. Вчера попробовали добраться до офиса при помощи каршерингового сервиса «Яндекс.Драйв», так как в метро по нашей ветке что-то случилось с поездами, были адовые очереди и давка.

Очень расстроен. Мне не понравилось.

Навигатор в машине очень тормозит. Нам достался автомобиль «Рено Каптюр», не знаю везде ли работает одинаково плохо. Карта поворачивается с заметной задержкой, скачкообразно, новый маршрут прокладывается иногда с минутным или больше опозданием. Однажды мы проехали поворот и две минуты ехали в неизвестности, пока навигатор пытался разобраться где мы.

А ещё неожиданно оказалось, что голосовой помощник «Алиса» почему-то ничего не знает про автомобиль. Ни где его заправлять, ни чем. Я уж не прошу, что бы он (она?) сказал «бак почти пустой, по указанному адресу вы не доедете, вот ближайшая заправка, построить маршрут?» и «мы приехали, активирую карту для оплаты бензина, заправьте 95-го, 20 литров, лючок бензобака справа, открывается рычажком внизу слева». Не прошу, но хотелось бы.

Чёрт с ним с помощником, но этой информации в доступной форме нет и нигде в автомобиле — когда приехали на заправку, пришлось звонить в техподдержку и ждать когда они нам объяснят чем, сколько заправлять, а главное — чтобы разблокировали топливную карту, которая лежит с пакетом документов в автомобиле. И лично для меня не очевидно, что карту можно использовать не на любой заправке. Неплохо бы положить в автомобиль небольшую ламинированную одностраничную инструкцию.

☹️Я не впечатлён.

12 декабря  

Физическое воплощение TCP-пакета

Физическое воплощение TCP-пакета, обеспечивается гарантированная доставка, надо полагать

В чате бывших сотрудников «Яндекса» сегодня всплыла безвестная картинка с пакетом (на самом деле — сумкой) с принтом в виде TCP-пакета. Каламбур зашёл, местные гики изошли слюной.

Я тоже заинтересовался — где такую взять и ценой вопроса. С заметным трудом разыскал источник — китайский мономагазин, сумка стоит по-божески — 48¥ ($7), но, судя по всему, на доставку по всему миру автор не рассчитывал.

Видимо не удастся такую получить, разве что найти кого-то в Китае, но я не припомню, чтобы у меня там жили знакомые. Жаль, принт вызывает слюноотделение, да и вещь не бесполезная — молния, внутренний карман, рассчитана на «Макбук Эйр» 13″. Я как раз собирался переходить со своей «прошки» на «Эйр» модели этого года.

Apple I

Моя первая программа в машинных кодах «Эпл I» бесконечно выводит таблицу символов

Заметил позитивную тенденцию — меня снова стали интересовать статьи на «Хабре», вплоть до зуда что-нибудь попробовать самому. В одно время «Хабр» чрезвычайно испортился — в ленте стало столько маркетинговой чуши, что иногда я неделями туда не заходил, всё равно читать нечего.

Не знаю, что ребята сделали, но направление верное, молодцы!

В общем, прочитал недавно там статью про самодельный «Эпл I» и сегодня не спал до двух ночи.

Нет, свой компьютер я не собрал, да и начиналось всё невинно — сначала скачал несколько эмуляторов, попробовал что-то позапускать готовое. Потом почитал про тамошний ассемблер (на борту там процессор 6502) и решил написать что-нибудь простое на нём.

Для этой цели мне очень подошёл «ОупенЭмулятор» и онлайн-компилятор с возможностью отладки «Асм80». Неожиданно удобная штука, кстати, не знаю сколько я бы без неё проваландался.

Программа, выводящая таблицу символов в компиляторе и отладчике «Асм 80»

Первая моя программа умела совсем мало — только бесконечно выводить на экран таблицу символов. Она такая короткая (всего восемь байт), так как для самого сложного — печати на экран, используется вызов ECHO, встроенной в «Эпл I» программы «Woz Monitor», — по всей видимости её писал Возняк, поэтому она так называется.

В ассемблере 6502 особо не развернёшься — три восьмибитных регистра (A, X, Y), 56 команд (не считая нескольких недокументированных), только целые числа, нет деления и умножения. Я совсем не помню свой первый ассемблер (для «Радио-86РК»), но кажется даже он был богаче.

Тем интереснее было написать что-нибудь чуть более серьёзное. Я написал, разумеется, «песню о пиве», в ближайшее время выложу. Машинные коды вбивал сначала руками прямо в «монитор», всё как в детстве, в начале 90-х, но ближе к ночи устал и написал на «Пайтоне» программу, которая hex-файл «Асма80» перебивает в эмулятор, имитируя нажатия на клавиши через «ЭплСкрипт».

Кстати, какое-то время пришлось ещё потратить на то, чтобы понять как работать с «монитором» Возняка — это предельно аскетичная командная строка, в которой без руководства не разобраться, что, учитывая скромные размеры программы, объяснимо. К счастью, в сети есть копия « Apple-I Operation Manual», которую я наскоро проштудировал.

Там всего несколько страничек, вникнуть просто и сейчас (о ужас!) мне даже удобно.

Самый долгий merge в моей жизни

Заметка будет интересна только программистам.

Фотография ниже лежит у меня на ноуте с августа 2013 года. Очень не люблю такое — всё нужное я привык закачивать в интернет, всё ненужное — удалять. Не мог определиться куда деть это фото, решил положить в блог, снабдив небольшим рассказом.

Каждый файл для слияния приходилось печатать на куче бумаги, раскладывать на полу и сравнивать вручную

Наверное все программисты знают что такое «мерж» (merge) — слияние двух веток и согласование изменений, сделанных в файлах в рамках этих веток. Если системе контроля версий удаётся справить самостоятельно, то «мержи» происходят автоматически, это, в моей практике, наиболее частая ситуация. В противном случае возникает «конфликт» — «мерж» останавливается до разрешения конфликта человеком. Только человек может решить как будет выглядеть сводный код, учитывающий изменения, сделанные в двух слияемых ветках.

Я однажды попал в неприятнейшую ситуацию, когда две команды в нашей компании, в силу многих причин, независимо работали над одним и тем же продуктом около года.

Одна из команд работала над функциями, которые нужны в продукте заказчику, вторая, которой руководил я, — делала несколько довольно серьёзных изменений с заделом на будущее, в частности — внедряла шаблонизацию.

Через год попытались слить две ветки воедино и получили конфликты почти во всех основных файлах проекта. Ничего совсем уж неожиданного, конечно, особенно с учётом того, что часть кода была переписана с ПХП на «Твиг», но никогда в ещё в жизни я не видел столько конфликтов. Затронуты были, если мне не изменяет память, несколько сотен файлов.

С одной стороны, других вариантов, кроме как собрать это всё воедино, не рассматривалось, с другой стороны, объём предстоящей работы удручал.

В общем, погрустил я, погрустил, повесил табличку «Не беспокоить» и заперся в кабинете на неделю. Каждый файл с конфликтом распечатывал дважды — из каждой ветки. Потом раскладывал распечатанное на полу, выделял маркером одинаковые места, рисовал стрелками что куда переместилось, шёл к ноутбуку и так или иначе разрешал конфликт.

На фотографии — процесс разрешения конфликтов одного из файлов. Через неделю я был полностью разбит монотонностью работы, но ветки слил.

Барахолка на Гудованцева

Шапочное дерево на блошином рынке вдоль улицы Гудованцева (между Моисеева и Беломорской)

Если про блошиный рынок в парке Тинчурина знают почти все казанцы, то про барахолку на Гудованцева слышало гораздо меньше народу. Я случайно узнал о ней из какой-то статьи в интернете и всё пытался выбрать время, чтобы посетить.

Сегодня едва успел к закрытию (торговать там начинают часов с 8, заканчивают около 12), к тому же сильно мешал снегопад, но всё же одним глазком глянул.

Ассортимент — поздний СССР, современный Китай и всякий подержанный скарб. Через снег трудно оценить, но в среднем как-то так.

Наши сегодняшние приобретения — звезда на ёлку времён СССР, олень и енот

Ходили с дочкой, поэтому в основном покупали игрушки (олень — 30₽, енот — 100₽), а мне приглянулась советская звезда на ёлку (150₽), два раза мимо неё прошёл, но всё же купил. Поторговаться пришлось только за звёздочку (сбил цену почти в два раза), остальное взял так.

Ещё не проверял, исправна ли звезда, если нет, поставлю внутрь яркий светодиод, сменю питание с 220 на низковольтное, так ещё и безопаснее. Главное ведь не лампочка накаливания внутри, а эмоциональный накал, который дарят такие, с историей вещи.

25 ноября  

ТЭГК 2-2

Термоэлектрогенератор ТЭГК 2-2 в омском музее радио

Полвека назад на территории нашей необъятной Родины многое было иначе. Люди обходились без «айфонов», интернета и иногда — электричества.

Электрификация страны началась в двадцатых, но к 50—60 годам ещё немало деревень и прочих населённых пунктов не знало «лампочки Ильича» — вместо неё избы освещала керосиновая лампа. Конечно и там людям хотелось быстро получать новости, знать чем живёт остальная страна.

Для удовлетворения культурного голода в условиях отсутствия электроэнергии, советская промышленность выпускала домашние термоэлектрогенераторы — приборы, преобразующие тепловую энергию в электрическую.

На фотографии — «ТЭГК 2-2» из омского музея, где его сфотографировал один мой друг. Выпускался с 1956 года московским заводом «Металламп».

Немаленькая бандурина в 6,6 килограмма, состоящая из термоголовки и керосиновой лампы «Молния». Выдаваемой мощности в два ватта хватало для питания ламповых радиоприёмников «Новь», «Родина-52», «Искра», «Б-2», «Воронеж» и некоторых других.

Судя по тому, что инструкция к нему шла на трёх языках — русском, французском и английском, эта модель шла и на экспорт.

При объёме лампы 0,75 литра, расходе керосина в 70—80 г/ч и плотности 830—860 кг/м³, легко подсчитать, что радио можно было слушать около 7—9 часов на одной «заправке» (правда порядка 20 минут ещё съедал прогрев после каждого включения). Одновременно генератор являлся и источником света.

24 октября   гаджет   история

Красная ртуть

КДПВ — фотография с сегодняшнего посещения казанского блошиного рынка в парке им. Карима Тинчурина

Люблю лавки старьёвщиков, блошиные рынки. Полюбил ещё заочно, прочитав в детстве описание какого-то такого места в одной из книг. В моём родном городе им было взяться неоткуда — слишком маленький, позже я переехал в Казань, но про казанские не знал и впервые на блошиный попал в Москве (я там жил и работал около четырёх лет).

После возвращения в Казань прочитал про «блошку» на Тинчурина у своего приятеля Б. К. и загорелся сходить. С тех пор иногда там что-нибудь покупаю.

Блошинные рынки интересны не только вещами, но и позабытыми идеями — мемами времён СССР. Почему-то в обиходе они возникают только там — в живых разговорах, а не в иронично-ностальгических статьях на «Пикабу» и прочих интернет-помойках.

Например сегодня, пока выискивал взглядом в пыльных книжных залежах идеологии прошлого века что-нибудь, способное меня заинтересовать, услышал краем уха возбуждённый разговор двух мужчин, один делился с другим полушёпотом, — недавно он достоверно узнал, что «красная ртуть» — выдумка!

Патент Гульельмо Маркони №18105 от 10 сентября 1901 года, где упоминается ртутный когерер

Про красную ртуть в своём советском детстве я узнал от Д. П., мы тогда очень дружили, именно он мне рассказал о легендарной в те времена «ртутной антенне» — чудодейственном устройстве, обладающим демонической силой улавливать и усиливать любой сигнал.

Антенна, по его словам, представляла из себя запаянную стеклянную трубку с красной ртутью внутри. Сейчас я думаю, что эта «антенна» была чьей-то фантазией на тему когерера Маркони, ртутный вариант которого имел неплохую для своего времени чувствительность.

Не помню зажёгся ли я идеей, но отсутствие источника красной ртути должно было охладить пыл. В «Википедии» пишут, что миф был очень живуч и спрос рождал предложение — под видом красной ртути продавали воду с красителем, ртуть с битым кирпичом и так далее, но мне такие предложения в детстве не попадались.

30 сентября  

Музыкальная шкатулка

Диск для музыкальной шкатулки с некой татарской мелодией

Пришла в голову неплохая, как мне кажется, идея — вместе со студентами высшей школы ИТИС перевести в цифру диски для музыкальных шкатулок, которые хранятся в институте, куда я передавал найденную в этом году в заброшенном сельском доме дореволюционную библиотеку.

А то дисков у них много, а сил всё это перевести в электронный вид нету.

Возни, вроде, не так много — снять микрофоном звук с разных музыкальных шкатулок (их там два вида под разные диски), после чего сделать систему, в которую загружаешь фотку диска, а она его проигрывает, ориентируясь по прорезям, которые надо научиться распознавать на фото.

Свёл между собой директора ИТИСа и заведующего Центром письменного и музыкального наследия, надеюсь сотрудничество даст плоды.

Я знаю, что есть работы по распознаванию виниловых пластинок по тому же принципу (естественно только моно, у стереофонических второй сигнал записан в глубину, по фото такое не проиграешь), тут должно быть попроще, я бы в студенческие годы такую работу с руками у руководителя оторвал.

23 сентября  

41

У меня есть такая традиция — каждый год на свой день рождения писать список того, что изменилось за время, прошедшее с предыдущего дня рождения. Кажется эта одна из немногих традиций, которую я пока не сломал, хотя писать этот мини-отчётец с каждым годом всё ленивее.

По ощущениям это был сложный год, я много работал и мало отдыхал, тем обиднее, что многое задуманное не успелось и переносится на следующий отчётный период. 😊

Самое свежее фото, со дня рождения дочки, кажется единственное пока, где видно идёт ли мне налысо

Наверное не сюрприз, многие начинают сталкиваться с этим эффектом с какого-то возраста, — сложно сопоставить себя с этой цифрой, сорок один… как-то не верится, изнутри мне определённо чувствуется младше. Ну что, посмотрим с чем я вторгся в пятый десяток.

2018  

Родовое дерево

Долговой вексель, упоминаемый Павел Семёнович Степанищев — родственник предков по линии фамилии

Меня в последнее время несколько раз спрашивали — почему не публикую никаких новостей по родовому дереву? Забросил исследования?

Нет, не забросил, прекратил. Тому есть две причины.

Во-первых, чем больше становится предков, тем сложнее с ними удерживать эмоциональную связь. Когда их становится несколько сотен, это уже просто невозможно. Наверное копаться в истории именитых предков интересно, мои же — ребята незатейливые, несколько даже однообразные, я от них как-то подустал.

Во-вторых, осознал такую простую вещь. В 19 веке Вильям Шенкс потратил 15 лет, чтобы вычислить число Пи до 707 цифры, сегодня на обычном сотовом телефоне можно вычислить миллион знаков примерно за минуту.

Если все архивы были бы переведены в текст, составление родословной заняло бы совсем небольшое время, несравнимо меньшее, чем годы, которые потратил на это я. Причём точность была бы выше. Препятствие одно — машины пока не умеют распознавать рукописный текст. Пока. Но они научатся. Думаю осталось потерпеть 5—7 лет.

И тогда часть моих трудов, та что касается сидения над архивными делами, обесценится. Так к чему тратить время?

Ранее Ctrl + ↓