Интеллектуальные машины Семёна Корсакова

Перфокарта Корсакова (118.25КиБ)
Перфокарта для интеллектуальных машин Семёна Николаевича Корсакова

Читая анонс книги об изобретениях в Российской Империи, наткнулся на новое для себя имя.

На рисунке вверху — перфокарта Корсакова, который является пионером отечественной кибернетики. Для 1832 года его идеи были настолько передовыми, что комиссия Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге не смогла понять их значения, несмотря на то, что председательствовал сам Михаил Васильевич Остроградский — выдающийся российский механик и математик.

Семён Корсаков предложил на суд комиссии пять «интеллектуальных машин», представляющих из себя первые простые экспертные системы — устройства, помогающие быстро принимать решения на основании ряда критериев.

Суть была подробно описана в его книге «Начертание нового способа исследования при помощи машин, сравнивающих идеи», которую перевели с французского (языка дворянства того времени) и переиздали в 2009-м году, присовокупив биографию Семёна Николаевича.

Честно сказать, на слайдах презентации исследователей, раскопавших подробности, основную мысль уловить проще, чем в книге. Вкратце она такова — на перфокарту накладывается рейка с отверстиями, куда опускаются штырьки (проверяемые признаки), рейку сдвигаем до тех пор, пока максимальное количество штырьков не провалится.

Более сложная система могла так же учитывать значимость критерия — используя цвет или диаметр шляпки штырька.

Современники идею не оценили и о Семёне Николаевиче забыли на долгие годы, а жаль, возможно его работа могла бы намного ускорить появление кибернетики.
3 комментария
19 августа 2017 19:46

Азбука: история букв

Пока искал шрифты, наткнулся на крайне интересный проект «Азбука» — истории о буквах. Написано увлекательно, хорошо иллюстрированно, понятно даже неподготовленному читателю. Отдельное спасибо проекту за статью о букве «ё», цитирую небольшую часть (выше читируемого текста приводится мнение Артемия Лебедева по поводу это буквы, смотрите статью):

Рассказав исторический анекдот про княгиню Дашкову, Лебедев забыл упомянуть, что княгиню поддержали ряд ведущих деятелей культуры того времени, включая Державина, который первый начал использовать букву в деловой переписке. Уже в 1795 появилось первое печатное издание, в котором встречается буква ё, — книга Ивана Дмитриева «Мои безделки». А в 1796 году окончательно популяризовал букву Карамзин, напечатав в Московской университетской типографии свою первую стихотворную книжку «Аониды». В ней с буквой ё были напечатано три слова: орёл, мотылёк, слёзы.

Зачем нужны выносные элементы? Спросите у любого шрифтовика — он ответит: выносные элементы улучшают читаемость текста, без них текст выглядел бы монотонно. Именно поэтому в раннем средневековье с появлением большого количества религиозной литературы появился и минускульный шрифт — предтеча строчный букв, который отличался от маюскульного шрифта (прописных букв) более плавными формами, большей убористостью и большим количеством выносных элементов, за которые «цеплялся» человеческий глаз, благодаря чему повышалась скорость чтения. Умляут — не выносной элемент, но функции у него те же.

Если посмотреть с художественной точки зрения, выносные элементы создают ритм, а ритм в свою очередь улучшает эстетические свойства шрифта. Это, кстати, и является одной из основных причин, почему латинский алфавит «красивей» кириллического. И по этой же причине текст набранный кириллицей называют «забором»: строчные буквы в массе своей копируют буквы прописные, а у них выносные элементы — большая редкость (Ц, Щ, Й, отчасти Ф в кириллице; Q, отчасти J в латинице).
Комментировать
1 ноября 2007 16:38