Это мой персональный дневник. Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

Печать вольной почты

Уникальная вещь попала в руки — печать главной конторы вольных почт Казанско-Екатеринбургского тракта.

По размеру небольшая, — примерно пять на пять сантиметров, из какого-то цветного металла, с ржавчиной в четырёх отверстиях по углам. Видимо там она крепилась к основанию чем-то железным, может быть гво́здиками.

Печать в плохом состоянии, и, чтобы прочитать текст, пришлось сильно заморочиться — подкрасить фон и буквы маркерами, плюс вывернуть цвета на фотографии. Поэтому она так «по-газетному» смотрится.

Печать главной конторы вольныхъ почтъ Казанско-екатеринбургскаго тракта (фото отзеркалено)

Прежде я никогда не слышал, чтобы наш участок Сибирского тракта называли Казанско-Екатеринбургским, поэтому этот кусочек было особенно сложно прочитать на печати, а он, как можете видеть, сильно пострадал. Долго подбирал по буквам подходящий город, прежде чем понял, что написано.

Я даже сомневался в правильности прочтения, но если поискать, такое наименование вполне себе встречается. Например оно есть в книге «Материалы по истории связи в России. XVIII — начало XX в.» 1966 года.

«Материалы по истории связи в России. XVIII — начало XX в.», Ленинград, 1966

Но у читателя наверняка на языке вертится совсем другой вопрос — что такое «вольная почта»? Я его намеренно оставил на потом, так как тут придётся немного погрузиться в историю.

Каждый, кто читал русскую классику, мог заметить там необычный сейчас способ передвижения — «на переменных», «на перекладных» или «по почте».

Слово «почта» в те времена обозначало станции, располагающиеся на определённом расстоянии, между которыми ездили ямщики, доставляющие почтовые посылки и людей. Посылки или багаж перекладывали на станциях следующую повозку (отсюда, по всей видимости, «перекладные»), пока не будет достигнута точка назначения.

Это чем-то похоже на современное метро, где иногда приходится выходить из одного поезда и садиться в другой на станциях пересадки.

Почта находилась в руках государства и, как любая монополия, работала из рук вон плохо — повозки и лошади были часто в плохом состоянии, а цена за перевозку очень высокой.

Вероятно это было одной из причин почему 22 марта 1770 года государство, в целях обустройства Нарвской дороги, учредило «вольные почты», то есть передало право извоза «вольным всякого звания надежным людям».

Когда термин вновь появился в 1831 году в Полном собрании законов Российской империи, там он стал означать передачу содержания почтовых станций, лошадей, перевозки почты и пассажиров в частые руки. Вероятно в это время произошло распространение «вольных почт» по всей России, в том числе и по Сибирскому тракту.

5 комментариев
Евгений Суреев 5 мес

Может быть гвоздиками, а может быть и тюльпанами.

Евгений Степанищев 5 мес

Я так и написа́л.

hsh 5 мес

Это чем-то похоже на современное метро, где иногда приходится выходить из одного поезда и садиться в другой на станциях пересадки.

или на поезда где по пути паравозы меняются по такому же принципу.

Евгений Степанищев 5 мес

Да, но я так не ездил ни раз в своей жизни.

hsh 5 мес

Да, но я так не ездил ни раз в своей жизни.

Ну если ехать минск — москва, то там минимум один арз меняется. Вообще, если поезд стоит полчаса то это должна быть смена локомотива.

Евгений Степанищев 5 мес

Я ездил из Варшавы в Москву, но там колёса меняют, не состав. Из Минска только летал.

Alexander Ivlev 5 мес

Летом с большим удовольствием прослушал Томаса Пинчона «Выкрикивается лот 49», фикшн о «вольных почтах» ))) https://music.yandex.ru/album/27108757 (не для детей)

Евгений Степанищев 5 мес

Описание выглядит интересно, положил в список для чтения себе.

Konstantin Romanov 5 мес

Да, но я так не ездил ни раз в своей жизни.

Удивительно. У нас, в Новосибирске, если ехать по Транссибу, то в обе стороны попадаешь на смену локомотива, в Барабинске и в Тайге (или Юрге, вечно путаю).

Вообще, если поезд стоит полчаса то это должна быть смена локомотива.

Или пересортировка состава.