Лестница из общежития фабрики Крестовниковых
Фабрику братьев Крестовниковых я уже упоминал, когда рассказывал про найденный как-то дореволюционный ярлык от стеариновых свечей. Тогда я даже не догадывался, что спустя год мне удастся попасть в здание, которое когда-то было общежитием при этой фабрике.
Здание выкупил частный инвестор и сейчас в нём идёт ремонт, в ходе которого обнаружилась идеально сохранившаяся старинная лестница. На неё я и пришёл посмотреть.
Мини-экскурсию мне провела Жанна из компании «Центр-медиа», офис которой будет располагаться в этом здании. Жаль не застал лестницу в зелёном цвете — к тому времени как я собрался, её уже перекрасили в чёрный. Может быть так она лучше выглядит, но клейма на ней стали хуже читаться.
Я уже фотографировал у нас в Казани перила моста, сделанные из рельсов 40-х и 50-х годов, а тут клейма постарше — 1875 и 1877 гг. Думаю, когда здание откроется после ремонта сходить туда ещё раз и рассмотреть всё детальнее, в этот раз я очень спешил и успел сделать только несколько снимков.
Любопытное, но вполне логичное решение — использовать в качестве основы лестницы использованные рельсы. Надо будет в исторических зданиях приглядываться к лестницам внимательнее — глядишь где-то ещё окажутся рельсы с клеймами.
На моём снимке видно клеймо «BV & Co 1875 URAL RAILWAY», но вообще их там несколько разновидностей. Встречается ещё, например, «URAL N.Y.I Co 1875». Надо будет поискать производителей. Хорошо, что даты подкрасили бронзовкой, сразу видно куда обращать внимание.
По всему зданию встречаются кирпичи с тычковым клеймом «ПЖ» — с заводов казанского городского архитектора Павла Тимофеевича Жуковского, кирпичом он занимался с 1859 года. Клеймо одно из самых распространённых — из такого кирпича в Казани построена целая прорва зданий.
Кстати, вокруг этого здания ещё очень много других объектов старины, жаль только все они находятся на территории завода «Нефис» и до них не добраться. Любоваться ими получается только из-за забора. Остаётся только мечтать, что однажды «Нефис» перенесёт своё производство за город, а здания передаст заинтересованным в сохранении истории людям.