Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

Исторические рельсы

Рельс, выпущенный Кузнецким Металлургическим Комбинатом имени Сталина в октябре 1954

Как ни стараюсь быть внимательным к деталям городской среды в прогулках по городу, а пропустил такой факт — оказывается забор новой набережной Казани изготовлен из рельсов, да каких — с клеймами!

Забор появился давно, но мне и в голову не приходило присмотреться к нему внимательнее. Когда увидел фотографии, захотелось самому убедиться и в прошлые выходные мы с одним из друзей наконец там прогулялись.

Всю набережную обойти не получилось, но в той части, где мы прошли, попытались найти самый старый рельс. Удалось найти клеймо Магнитогорского Металлургического Комбината «М. М. К. 1948 г. 18 кг».

Мне стало интересно что означает «18 кг» и вот что на мой запрос ответил центр информационной поддержки клиентов комбината:

Из книги 1940 года «Прокатные станы СССР». На фотографии скорее всего приведены рельса ж.д. для узкой колеи и промтранспорта — тип 18 кг/м. Для стана 500 Магнитогорского металлургического комбината им. Сталина указан сортамент:

Если мы с другом ничего не пропустили, то на забор пошли рельсы, выпущенные Магнитогорским и Кузнецким комбинатами. Последнему принадлежат клейма «КМЗ им. Сталина» и «КМК им. Сталина» — видимо какое-то время комбинат назывался заводом. Временной диапазон клейм — вплоть до 70-х годов, так что можно воочию увидеть последствия борьбы с культом личности Сталина — в какой-то момент его фамилия из клейм пропадает.