Это персональный блог, который ведётся в режиме записок обо всём, что меня интересует. Пишу, по большей части, про историю и программирование.

Позднее Ctrl + ↑

Книги детства

Книга Льюиса Кэррола про приключения Алисы, издание 1992 года, перевод Демуровой

Потихоньку формирую дочке библиотеку «на вырост», чтобы ко времени, когда у неё проявится интерес к самостоятельному чтению, были готовы объекты, на которые его можно было бы направить.

Пока формирую на основе своих детских воспоминаний, — закуплены «Анечка Невеличка и Соломенный Губерт» Витезслава Незвала и две повести о приключениях Алисы Льюиса Кэррола. Причём именно в тех изданиях, которые у меня были в детстве.

Как раз сегодня получил вторую книгу и задумался — девочек и мальчиков, очевидно, воспитывают по-разному, значит и книги они читают разные. Подходит ли мой детский опыт дочке?

В этой связи вопрос к родителям девочек и женщинам, которые любили читать в детстве — что бы вы порекомендовали купить девочке на возраст, когда текст начинает преобладать над картинками?

19 июня   дочка

Рубль разоружения

В прошлые выходные купил на казанской «блошке» необычную памятную монету в подарок — «рубль разоружения». Монета изготовлена в 1988 году из металла ракет средней дальности (алюминиево-титанового сплава), уничтоженных согласно советско-американскому договору.

Надписи на монете выполнены на двух языках. По-русски написано «1 рубль разоружения», «сделано из металла ракеты», «принимается как знак дружбы», «советский комитет защиты мира», то же самое написано по-английски, только слово «рубль» заменено на доллар.

Выпуском этой монеты ознаменовался период окончания «холодной войны» между СССР и США.

18 июня   история

Изложение своими словами

Разворот детской книжки родом из 80-х, перешла дочке по наследству от меня

Одна из вещей, к которым меня жизнь как-то не подготовила перед рождением дочки — способность накидать простой и связный рассказ с первого взгляда на картинку.

Простая вроде задача, чёрт возьми, но попробуйте рассказать что происходит на правой картинке. С привлечением в рассказ каждого объекта. Иначе каждая лакуна в рассказе будет замечена («это-это?» — спрашивает дочка, тыча пальцем, что переводится как — «папа, ты обозначил конец пьесы, а ружьё из первого акта так и не выстелило»).

Если у вас это получается с первого раза, то я вам завидую, вы чертовски хороши́!

Непонятно что в жизни меня должно было к этому подготовить. Это бесконечно далеко от школьного «что вы видите на картине Решетникова „Опять двойка“?», а ничего более родственного в голову не приходит. Даже высшего образования не достаточно, нужны какие-то курсы импровизации для отцов что ли.

Сейчас дочь уже выросла из таких картинок, но на горизонте замаячила беда похуже — животные в книжках. Для художников детских книг где-то в аду должен быть отдельный котёл. Иногда не помогает весь мой опыт просмотра «В мире животных» в детстве. Подозреваю, что какая-то часть нарисованного подсмотрена в бедтрипах, но дочке же такое не расскажешь, ей надо знать название. Даже видовая принадлежность подчас неочевидна, вот и рождаются «зелёный улыбастик» с «жёлтой грустяшкой».

17 июня   дочка

Лукаса

Лукаса — мнемоническая доска с несколькими уровнями смысла, внешняя память народа балуба

Просматривая различные способы хранения информации, которое придумало человечество, наткнулся на довольно экзотический. На фотографии выше — «лукаса», зашифрованное устройство хранения преданий народа балуба.

На них записаны рассказы, списки правителей, маршруты миграции, народный эпос и прочее. Читать этот скрапбукинг могут только специально обученные «люди памяти». Каждый элемент доски имеет собственное значение, которое зависит так же от взаимного расположения элементов, их цвета, размера, а так же от степени посвящения чтеца в различные уровни интерпретаций.

Такой способ хранения заставляет меня задуматься вот о чём.

По всей видимости информация, перенесённая таким способом на доску, не имеет буквально никакого значения без другой части — устно передаваемого знания, «ключа» к интерпретации. Сомневаюсь, что в будущем какой-либо искусственный суперинтеллект, взглянув на эту доску, сможет расшифровать заключённое на ней, без знания о «ключе».

Смог бы он хотя бы определить, что это не просто вид абстрактного творчества, а некий конкретный рассказ? Не уверен; разве есть критерии по которым можно отличить одно от другого?

Это значит, что мы можем до тепловой смерти Вселенной смотреть на какие-то вещи и считать их просто разбросанными камнями, узорами, случайными отметинами на кости или ещё чем-то. А для кого-то они были сборниками рассказов о чьей-то забытой культуре. Печально.

13 июня  

Déposé

Застёжка для пояса от чулок с надписью «DÉPOSÉ» в овале, любопытная находка, никогда ничего такого не находил

Вчера, копаясь на территории дома по Волкова, с хозяевами которого я познакомился благодаря «ТомСойерФесту», нашёл в числе других интересную находку — застёжку для пояса от чулок, вроде бы дореволюционный предмет, судя по монетам вокруг.

Интересна она потому, что содержит клеймо «DÉPOSÉ».

Мне подумалось, что это какая-то французская фирма, произведшая эту пикантную деталь, а оказалось «DÉPOSÉ» — знак, означающий, что перед нами нечто, защищённое законом.

Например:

marque déposée — зарегистрированный товарный знак;
nom déposé — фирменное название;
modèle déposé — заявленная модель;

Форма прилагательного, так же как и в русском, зависит от рода, «déposé» — это склонение по мужскому роду (спасибо Илья Бирману за консультацию). Кстати, род во французском и русском очень часто не совпадает. Потому не удивляйтесь, что «название» (nom) и «модель» (modèle) — «он».

Вероятно тут речь идёт как раз про модель.

Кстати, если никак не можете запомнить как правильно «чулков» или «чулок», то воспользуйтесь старым мнемоническим правилом: «чем длиннее, тем короче». Носки короче чулок, поэтому окончание у них длиннее: «носки/нос-ков», с чулками наоборот: «чулки/чул-ок».

12 июня   история

«ТомСойерФест»

Кто хорошо работал, тот хорошо пьёт чай с бальзамом «Бугульма»

Второй год участвую в «ТомСойерФесте» — это волонтёрское движение по восстановлению городской исторической среды. Придумано оно было в Самаре в 2015 году, на следующий год появилось в Казани и Бузулуке, а в этом году в списке городов-участников уже 21 наименование.

В нашем городе оно проводится при поддержке общества охраны памятников и нескольких спонсоров, среди которых есть столярные и кузнечные мастерские, что позволяет так же восстанавливать отдельные кованные и резные элементы. Но в основном волонтёры — не профессионалы. Я, например, пока только и делаю, что отскребаю старую краску с досок металлической щёткой.

В этом году собираюсь поучаствовать поплотнее, фестиваль проходит летом, каждый рабочий день с шести вечера, а в прошлом году мне как раз в этот период приходилось допоздна задерживаться на работе. Буду надеяться, что в этом году такого не повторится.

Если вы живёте в Казани, приходите, пригодится любая помощь! Все необходимые подробности есть на сайте фестиваля.

10 июня  

ЧМ-2018

Купюра в сто рублей, выпущенная к Чемпионату мира по футболу 2018 года, в реальной жизни

Близость Чемпионата мира по футболу ощущается всё яснее. В айти-парке, где я работаю, разместили пресс-центр. Для этого на первом этаже быстро соорудили для них отдельный закуток, ради чего пришлось замуровать лифт и перегородить коридор.

Сегодня за окном всё утро ходили ребята в форме и с металлодетекторами, осмотрели и запенили все люки. А ближе к обеду пришли в офис — с собаками обошли все помещения, проверили и опломбировали все технологические лючки в стенах и потолках.

Отдельно рекомендовано иметь с собой паспорт при входе и выходе из здания. Я положил свой в задний карман. От таких мер, вместо спокойствия, начинаешь ощущать беспокойство. К чему же готовятся с такой тщательностью?

9 июня  

Загрузка на «Спектруме»

Игра «Ливингстон, я полагаю?», созданная испанскими разработчиками в ноябре 1986 года, выпускалась и версия под ДОС

Примерно три года моего детства были отданы компьютеру «Спектрум», с ним я проводил подавляющую часть своего свободного времени — играл, программировал, перепаивал. Игры хранились на обычных аудиокассетах (позже появились модели с дисководами, но не у меня) и средняя игра загружалась около пяти минут.

Мощи́ у компьютера хватало лишь на небольшое разрешение 256×192, пиксели были по современным меркам чудовищной величины и чтобы их ещё больше не растягивать, но сделать экран зрительно больше, создатели «Спектрума» сделали вокруг экрана специальную одноцветную область «бордюра» — используя 254-й порт ей можно было задавать один из небольшого набора цветов.

Если менять цвета достаточно быстро, в области бордюра появлялись разноцветные полосы — развёртка не поспевала за обновлением видопамяти. Встроенное ПО использовало этот эффект, чтобы оживлять процесс загрузки — пять минут можно было пялиться не только на заставку игры, но и на разноцветные полосы.

Так выглядел процесс загрузки стандартным загрузчиком

Разработчики игр и скучающие хакеры приделывали к играм собственный загрузчик, который после старта брал на себя процесс дальнейшей загрузки и менял цвета полос, их количество, ширину и прочее. Реже встречались такие, которые умели как-нибудь замысловато грузить заставку — стандартный грузил её сразу в видеопамять, без затей.

Это забытый сейчас уже вид искусства, требовавший от создателя, как фантазии, так и мастерства программирования на ассемблере из-за необходимости выдерживать тайминги.

Мы с братишкой тоже поучаствовали в общем безумии — приделали к игре «Ливингстон, я полагаю?», которая на скриншоте, загрузчик собственного изготовления, помню моя была идея и графика, а братишка больше программировал.

Не помню трогали ли мы область бордюра, скорее да, чем нет, но что точно помню — мы тогда сделали загрузку заставки «змейкой», а после подключалась анимация — Ливингстон в гамаке качал ножкой, а птица (не помню какая из двух) махала крыльями.

Из-за обилия спецэффектов не хватало регистров, пришлось даже использовать ассемблерную команду EXX, позволявшую использовать второй набор регистров. В таких условиях тайминги выдержать было очень тяжело и загрузчик получился не очень-то стабильным — скачок напряжения сети не отфильтровывался нашим магнитофоном «Весна» и нередко рвал процесс загрузки, но мы всё равно были довольны результатом.

Недавно разговаривали с братишкой на эту тему, с удовольствием вспоминали то время.

Любопытно было бы взглянуть на тот загрузчик сейчас, но боюсь очень мало шансов, что где-то могла уцелеть кассета с этой модифицированной игрой. Скорее всего наши труды растворились в шуме Вселенной.

Будка смотрителя

Фото Арнольда Бренинга, сделанное 24.02.1931 года, подписано «дом будка смотрителя»

По удивившему меня зданию, на которое я обратил внимание, во время экскурсии по танковому училищу (я тогда принял его за сохранившуюся католическую часовню), есть новые сведения — один из казанских коллекционеров передал фотографию, сделанную Арнольдом Бренингом в 1931 году.

Он же рассказал, что все сохранившиеся там дореволюционные здания были построены в период с 1897 по 1901 года, по всей видимости и то, что на фото. Фотография подписана как «дом будка смотрителя», что правда не проливает света на то для чего это здание строилось, впрочем версия с часовней — моя личная фантазия, а я далеко не специалист.

На немецкой аэросъёмке времён Второй мировой войны видна тень он высокого объекта на месте этой будки

И всё ещё же неясно что даёт такую длинную тень на военной немецкой аэросъёмке (этот скриншот я уже прикладывал в прошлый раз).

У меня есть более широкий снимок Бренинга (передали без права публикации), где видно, что здание справа — низенький деревянный сарай. Самое высокое, что видно в кадре — электрический столб, возможно тень от него же видно и на аэросъёмке.

5 июня   история
Ранее Ctrl + ↓