Это персональный блог, который ведётся в режиме записок обо всём, что меня интересует. Пишу, по большей части, про историю и программирование.

Позднее Ctrl + ↑

Щёлочное болото

Небольшая часть найденного на болоте с военно-поисковым отрядом — три креста, образок, два кольца, две монеты

Вчера ездил с военно-поисковым отрядом на разведку по гражданской войне, участвовал в осмотре новой территории. Ребята ожидаемо поспешили воспользоваться снижением уровня Куйбышевского водохранилища — Волга обмелела и открылись участки, прежде скрытые водой.

Удалось пройти на некий сильно заболоченный остров, форсировали аж два брода и теснину. Не доводилось раньше столько быть на болотах, выматывающее занятие, тем более на ветре и холоде (вчера было меньше 10 градусов тепла). Ожидаемо, что ходить приходилось крайне осторожно — одна оплошность и болото заливает сапог, так же ожидаемо, что копать неприятно и тяжело — лопату засасывает, в ямках вонючая жижа, в которой надо как-то руками нащупать искомое.

Неожиданным было, что болото, где мы копали, оказалось с повышенной щёлочностью — в находках сильно выело медь, монеты превратились в почти неопознаваемые тонкие блинчики, гильзы крошились в руках, а крестики и прочие бронзовые предметы пожелтели — понизился процент содержания меди, металл стал губчатым и более хрупким. Руки, по ощущениям, всё время были как в мыле, все ранки немного воспалились.

Почва на болоте, где пришлось копать; наре́зал из одного вертикального снимка

Я знал, что болота опасное место, но мне не приходило в голову, что и в химическом смысле они тоже не рай.

Гильзы ребята ещё почистят, чтобы идентифицировать завод и год выпуска, но по калибру понятно, что часть из них — от винтовок Мосина и Маузера, под время гражданской войны вполне подходит. По монетам привязку совершить трудно — рисунка нет, но по диаметру те, что я держу в руке на фото, подходят под 1 и 5 копеек Николая Второго (либо Александра Третьего, они одинаковые).

Насколько я знаю, основной целью военно-поисковых отрядов является поиск стихийных захоронений павших в войнах, их идентификация и перезахоронение, но в этот раз не повезло. Для локализации костей используют длинные металлические щупы, а в таком болоте такой способ вряд ли будет работать — за сто лет в щёлочи любые кости должны стать мягкими и исчезнуть. Как бы то ни было, следов тел павших бойцов мы не нашли, только много колец, нательных крестов, образков и несколько монет, пуль и гильз.

Что почитать

Соберу сюда несколько статей, которые показались мне очень интересными за последнее время. К каждой я подобрал цитату, чтобы можно было составить представление о чём речь.

«Тайны планеты обезьян: как появилось человечество»

Сюрприз принесли генетические исследования трёх реликтовых африканских групп — пигмеев в западном Камеруне, а также народностей хадза и сандаве в Танзании. Эти племена и сейчас ведут жизнь охотников и собирателей.

В их геномах были обнаружены следы относительно недавней (несколько десятков тысяч лет назад) метисации с неизвестным видом Homo, который отсоединился от общего эволюционного ствола не позднее 700 тысяч лет назад.

Видимо, в Африке длительное время, параллельно с людьми современного типа, жило какое-то альтернативное человечество, о котором палеонтологам пока ничего не известно!

Александр Пиперски: «Почему „авторка“ гораздо хуже, чем „магистрантка“?»

Потому что суффикс «ка» легко присоединяется к основам, которые имеют ударение на последнем слоге, и гораздо хуже к основам, которые имеют ударение не на последнем слоге. Это общеязыковая закономерность. Отчасти битва вокруг слова «авторка» связана с тем, что идея всюду присоединять суффикс «ка» противоречит тому, где он бывал до того. «Студентка» была, «большевик — большевичка» — та же самая история: ударение на последнем слоге. А если ударение не на последнем слоге, то примеров гораздо меньше, и поэтому «авторка» вызывает такое необъяснимое отторжение.

«10 „школьных“ заблуждений о самураях»

Японская культура вообще весьма эстетична. Но в годы своего зарождения, да и далее, самурай и культура были вещами не слишком близкими. Если не сказать наоборот.

По-настоящему страшными эстетами были и остаются придворные аристократы, так называемые кугэ. Самураи, правившие и воевавшие в провинциях, забрали у них власть как раз потому, что те слишком уж увлеклись придворными интригами, сочинением куртуазных стихов и любованием осенней луной.

А основная масса и вовсе предпочитала забавы приземлённые и насквозь общечеловеческие. Как в старом анекдоте про «у них сакэ, гейши и катаны — а у нас бухло, бабы и поножовщина».

«Что я понял»

Если я перечитываю старые записи, я даже временами невольно краснею. Чтобы этого не происходило с текстами, надо всегда избегать сленга, избегать коротких шутливых речевых оборотов. Шутить в тексте можно, но шутка должна проходить через значительный фрагмент текста невидной нитью, тогда это интересно. В противном случае это просто кривляние, которые через несколько лет станет нелепым. То же самое относится к любым популярным сегодня словам, которые лишь недавно вошли в обиход. Я не удивлюсь, если через лет пять то же самое слово «зашквар» или слово «дискурс» перестанет существовать в массовом сознании.

Надо избегать всего современного. Нельзя смотреть фильмы, если они вышли позже, чем 20 лет назад. Нельзя слушать музыку и читать художественную литературу, написанную позже, чем 100 лет назад. «Во все тяжкие» может быть и хороший сериал, но насколько хороший в действительности станет понятно только через лет 20. Если о нем кто-то вспомнит и его будет не стыдно смотреть — тогда наверное и правда хороший и можно будет посмотреть его тогда. Но если смотреть его сегодня, то через 20 лет может оказаться, что вы зря потратили время. Зато с фильмами Кубрика, «Унесенными ветром», Чарли Чаплином, «Касабланкой» вы редко ошибетесь.

«Вастрик.Инсайд #39»

В 2008 году, когда я переводился с факультета физики на автоматику, декан первого говорил мне: айтишники — новые юристы, скоро их будет так много, что они станут никому не нужны. В Европе их уже переизбыток, бутылки ходят сдают.

Не нужны лишь плохие айтишники. На рынке много джунов и так называемых «вайтишников», которые пришли в айти только ради зарплат.

Универ же даёт время, чтобы без всяких вводных вы попытались стать человеком самостоятельно. Многие почему-то уверены, что в универе им должны давать знания. Однако абсолютно всем универам в мире, от рязанского политеха до лиги плюща, насрать на обучение отдельно взятых индивидов. Это как бы такая игра — все делают вид, что лекции, курсачи и сессии очень важны, но только самые умные на самом деле понимают, что самое важное — то, что между ними.

2019  

Исторические рельсы

Рельс, выпущенный Кузнецким Металлургическим Комбинатом имени Сталина в октябре 1954

Как ни стараюсь быть внимательным к деталям городской среды в прогулках по городу, а пропустил такой факт — оказывается забор новой набережной Казани изготовлен из рельсов, да каких — с клеймами!

Забор появился давно, но мне и в голову не приходило присмотреться к нему внимательнее. Когда увидел фотографии, захотелось самому убедиться и в прошлые выходные мы с одним из друзей наконец там прогулялись.

Всю набережную обойти не получилось, но в той части, где мы прошли, попытались найти самый старый рельс. Удалось найти клеймо Магнитогорского Металлургического Комбината «М. М. К. 1948 г. 18 кг».

Мне стало интересно что означает «18 кг» и вот что на мой запрос ответил центр информационной поддержки клиентов комбината:

Из книги 1940 года «Прокатные станы СССР». На фотографии скорее всего приведены рельса ж.д. для узкой колеи и промтранспорта — тип 18 кг/м. Для стана 500 Магнитогорского металлургического комбината им. Сталина указан сортамент:

Если мы с другом ничего не пропустили, то на забор пошли рельсы, выпущенные Магнитогорским и Кузнецким комбинатами. Последнему принадлежат клейма «КМЗ им. Сталина» и «КМК им. Сталина» — видимо какое-то время комбинат назывался заводом. Временной диапазон клейм — вплоть до 70-х годов, так что можно воочию увидеть последствия борьбы с культом личности Сталина — в какой-то момент его фамилия из клейм пропадает.

Восьмая тетрадь дневников

Продолжаю выкладывать свои бумажные дневники. На этот раз выложена восьмая, последняя тетрадь из всей подшивки, текста немного — в неё я писал с 5 августа 1997 года по 26 ноября 2000-го, при этом занял не более четверти девяностошестилистовой тетради. Кое-что пришлось удалить — там личные тексты, в основном безыскусные монорельсовые страдания.

В этой части — поиск бога, студенческая прокрастинация и самобичевание по этому поводу.

2019  

Кирпич «ТБ»

Тычковое клеймо «ТБ» на задней стене дома на Кремлёвской, 7/1

Этот год богат на новые кирпичные клейма! Признаться, я уже думал, что увидел их почти все и может только раз или два наткнусь на что-то новое! Но вот, желая показать приятелю казанскую изнанку, наткнулся на нечто новое на неприглядной (и потому затянутой гигантским плакатом) задней стене дома на Кремлёвской, 7/1.

Это уже четвёртое новое клеймо в этом году, на этот раз встретились буквы «ТБ». Клеймо выпуклое (фотографию пришлось перевернуть), нечёткое, но вокруг достаточно других образцов, чтобы по совокупности прочитать достаточно уверенно.

Эта стена дома вообще усыпана клеймами, рядом есть ещё разновидности «ПП» и «ВШ», которые мне встречались ранее.

К сожалению (и это пока тренд года), и про это клеймо я ничего сказать не могу, в моём справочнике производитель с такими инициалами не встречается.

Начал выкладывать дневники жизни

Как обещал ранее, начал выкладывать свои дневники жизни — тетради, которые я вёл в 1989—2000 годах. Начал с тетради №4 — она самая маленькая, всего четыре записи, посмотрю как пойдёт, насколько это вообще трудоёмко.

Записи доступны по тегу «дневники жизни».

В записях, которые уже доступны — устройство, чтобы бить одноклассников током (такие были развлечения тогда) и факт похода в кинотеатр на первый «Терминатор».

2019  

Имперская проба

Обломок нательного серебряного креста с имперской пробой — «84»

Иногда гости, разглядывая мои находки, найденные при копе, спрашивают — как можно быть уверенным, что вещь, поднятая из земли, не новодельная. Если находка изготовлена из благородного металла, один из способов — посмотреть пробу.

На старых и старинных вещах будет стоять «имперская» (золотниковая) проба. Это всегда двузначное число, в отличие от современной трёхзначной пробы. На заграничных изделиях можно встретить двухзначную каратную пробу, но там число никогда не превышает значение 24, тогда как золотниковая проба не бывает ниже 36-й.

Золотниковая проба использовалась до 1927 года и основывалась на золотнике — старинной русской мере массы (вспомним «мал золотник, да до́рог»). Золотник равнялся ¹/₉₆ фунта, поэтому все доли берутся от числа 96. Например, 84 серебряная проба — 84 части серебра и 12 (96 − 84) частей примесей.

Таким образом переведём 84-ю пробу в современную: 84 × 1000 / 96 =  875.

Нередко рядом с пробой ставилось клеймо мастера или региона, иногда выбивалась дата. На фотографии можно заметить слева от цифр какие-то неясные очертания, вероятно это оно. К сожалению не повезло — клеймо сильно стёртое, как я ни старался, разобрать что там выклеймено не смог. В ином случае можно было бы обратиться к специальным справочникам и узнать больше информации.

Простой способ перевода м/c → км/ч

Иллюстрация из книги «Изъ жизни звѣрей и птицъ. Популярные очерки», М. А. Мензбира, Москва, 1897. Считается, что гепард — самое быстрое сухопутное млекопитающее, всегда его вспоминаю, когда речь заходит про скорость

Вычитал на «Пакабу» простой способ перевода м/с в км/ч.

Обычно, чтобы перевести из метров в секунду в километры в час, скорость умножают на коэффициент 3,6 (для простоты я пренебрегу единицами измерения). Переведём, например, 30 м/c:

30 × 3,6 = 108

Откуда взялся такой коэффициент, предельно понятно — достаточно вручную провести вычисления, зная сколько метров в километре и секунд в часе.

А вот если хочется посчитать в уме, на 3,6 умножать неудобно, но, к счастью, есть способ проще: надо умножить скорость на четыре и вычесть количество получившихся десятков:

30 × 4 = 120 ⇒ 120 − 12 =  108.

Когда впервые это видишь, сначала совершенно непонятно почему это работает, но никакой магии нет. В сущности мы просто записываем 3,6 иначе:

3,6 = 4 × 0,9 = 4 × (1 − 0,1)

Получается:

30 × 3,6 = 30 × 4 × (1 − 0,1) = 30 × 4 − 30 × 4 × 0,1 = 120 − 120 × 0,1 = 108

Последняя операция (умножение на одну десятую) — это такое «отрезание разряда», результат которого равен «количеству десятков», которые мы и вычитаем в рассматриваемом способе.

2019  

Учу машины, дорого

Как я писал ранее, у нас в компании с января по март проходил довольно интенсивный курс по машинному обучению. Курс закончился в конце прошлого месяца, а на днях выдали удостоверение о повышении квалификации.

Удостоверение о повышении квалификации, выданное универстетом Иннополиса

Давненько ничему не учился таким способом — с домашними работами, контрольной и баллами. А тут всё по классике, даже был момент, когда я протянул с домашкой до последнего дня. Волнительно. В общем, кому там не сидится в зоне комфорта, попробуйте сходить на какие-нибудь двухмесячные курсы, которые есть риск не окончить, если не набрать нужный балл.

Перед контрольной даже немного понервничал. Возможно потому, что рассматривал эту учёбу ещё и как кокотизацию, — проверку, не пожух ли мозг, всё-таки давно не программирую. Прошёл довольно неплохо — по баллам немного не хватило до максимального, в итоге я на втором месте. Немного позволил себе полениться, ну да ладно, баллов у меня почти в два раза больше проходного уровня.

Можно теперь всем говорить, что я дипломированный специалист по машинному обучению 🤖👨‍🏫😁.

2019  

Кирпичное клеймо «КЛЗ»

Кирпич с пастельным клеймом «КЛЗ», картушем в виде будёновки и молоточками

После периода затишья наконец в Казани начали находиться кирпичные клейма, которые мне ещё не попадались. На сей раз встретился советский огнеупорный кирпич с довольно интересным клеймом — с картушем в виде будёновки, буквами «КЛЗ» и молоточками над ними.

К сожалению не удалось выяснить какой завод его произвёл, но после переписки с экспертами и мозгового штурма в казанском сообществе появилось соображение, что кирпич скорее всего произведён каким-то литейным заводом (например — калужским) для собственных нужд, например для футеровки печи.

Ранее Ctrl + ↓