Это персональный блог, который ведётся в режиме записок обо всём, что меня интересует. Пишу, по большей части, про историю и программирование.

Позднее Ctrl + ↑

Ложка

Найденная ложка с надписями, под гальванизацией виден розовый металл, вероятнее всего — медь

Несколько недель назад обследовал одну заброшку (с ведома родственника её хозяина). Находок немного, одна из них — протёртая ложка, с которой почти облезла гальванизация. На черенке частично уцелели надписи, но полностью разобрать не удаётся.

Я развлекаюсь наблюдениями. Обращали ли вы внимание на то, что соль спадает с кончика ножа, не оставляя никаких следов, — нож блещет, как нетронутый; что пенсне переезжает переносицу, как велосипед; что человека окружают маленькие надписи, разбредшийся муравейник маленьких надписей: на вилках, ложках, тарелках, оправе пенсне, пуговицах, карандашах? Никто не замечает их. Они ведут борьбу за существование. Переходят из вида в вид, вплоть до громадных вывесочных букв! Они восстают — класс против класса: буквы табличек с названиями улиц воюют с буквами афиш.

— Юрий Олеша. «Зависть» (1927)

В микроскоп видно «GALW.», «N» и начало полустёртой надписи

Надписи в таком плохом состоянии, что пришлось их разглядывать через небольшой микроскоп, специально покупал на такой случай.

Удалось разглядеть «BM» («Bialy Мetal», «белый металл») — в интернете пишут, что так обозначали мельхиор, «GALW.» («GALWANIZACJA», «гальванизация») — один металл покрыт другим методом гальванизации, «N» в шестиугольнике («Normal», «нормальный») — покрытие нормальной толщины и начало надписи «CH. GRUN…», дальше не разобрать, думаю это производитель.

Нагуглить что-нибудь похожее не удалось, решил выложить сюда, в надежде, что однажды кто-нибудь знающий наткнётся и прольёт немного света на то, где и/или кем выпущена эта ложка.

24 ноября   история   сокровища

«Судьба человека» (1959)

— Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдешь!

Очень часто в американских фильмах герои с интересом и ностальгией смотрят по телевизору чёрно-белые фильмы. Никогда этого не понимал. А тут в каком-то ролике зацепил глазами сцену на фото, что-то до смерти захотелось пересмотреть фильм. В последний раз я его видел так давно, что у меня даже нет достоверных воспоминаний, что это вообще случалось.

Сегодня с женой посмотрели, пока дочка спала.

На этой сцене плакал. Вообще не думаю, что есть вообще человек, который бы сумел сдержаться. Фильм, конечно, депрессивный, но очень сильный и с настоящей игрой актёров, подустал уже от пластиковых кинокомиксов.

Планирую продолжить такое смотреть. Следующим возьму «Отец солдата» (1964), если можете что-то посоветовать, что смотреть ещё, смело советуйте. Какую-нибудь советскую классику, обязательно чёрно-белую.

23 ноября  

PythonFuck

Давайте вспомним, что у меня блог ещё и про программирование.

Есть такое развлечение — не используя алфовитно-цифровые символы, писать осмысленные программы на разных языках программирования. Для конкретного языка это называется «имя языка»+«Fuck». Меня это занятие не то чтобы захватило, но иногда интересно поразмяться и попробовать себя в этой забаве.

Для некоторых языков такого ещё никто не делал, приходится изобретать собственные приёмы, в конечном счете это интереснее всего. Я уже делал PHPFuck, BashFuck (и даже не один раз) и совмещал JavaScriptFuck с языком программирования Brainfuck.

Как правило ещё стараются использовать как можно меньше различных символов, но я этим не заморачиваюсь, мне гораздо интереснее соблюсти запрет на буквы и цифры.

Долго мне казалось, что с Пайтоном ничего такого не сделать и я даже пытался, но не получилось. А вчера, пока делал для студентов задачу-завлекалку на день карьеры, решил сделать очередной «подход к снаряду».

_=(''<())+(''<());__=_**_**_
___='%'+('%'+`'±'`[_])%(__-_-_)

___*(_*_*_-_)%((
(__+_)*_*_,
`{_}`[_/_],
)+(`(''<'')`[_],)*_+\
(
__*_*_*_-__-_/_,
__*_+_/_,
))

Это запускается и работает (выводит строку «Hello!»), но только из командной строки и только во второй версии Пайтона. Когда напишу небольшой разбор кода, станет понятным почему.

Про дочку

Ева написала свою первую букву «А» на ноге у самодельного динозавра

Хочу записать несколько абзацев про дочку.

Забавы с буквами продолжаются, алфавит пройден уже почти весь, теперь понравилось иногда залезать на колени и самостоятельно печатать на моём ноутбуке простые слова — «МАМА», «ПАПА», «ЕВА», но только прописными — за строчные пока не брались.

А недавно, удивительное явление, написала свою первую букву — «А», фотодоказательство приложено, такая ровная получилась, конечно, случайно. Чисто формально первая нарисованная буква — «О», но её считать как-то совсем не интересно, она слишком простая.

В садике начали изучать английский, поэтому зелёную игрушку-динозавра зовут Грин, а вода из-под испачканных краской рук «пинковая». Почему-то полностью прекратилось стихотворчество, рифмы ещё подбирает, но всё более простые и как-то неуверенно.

Зато продолжаются рассказы, началось давно и как-то незаметно. Рассказы со временем стали более насыщенными и вдохновенными, слушать стало по-настоящему интересно.

Ах да, заинтересовалась динозаврами. Не знаю почему детей так привлекает эта тема. Мультфильм «Спроси у Альберта. Почему вымерли динозавры» засмотрен до дыр, приобретены игрушечные динозавры, посещён музей с костями и всем таким прочим. Робко надеется, что динозавры всё же как-нибудь не все вымерли.

18 ноября   дочка

Ударения в эскимосском

Каждый раз, читая дочке сказки, где встречаются не русские имена, я в растерянности — приходится ставить ударения наобум, при повторном чтении вспоминая, куда поставил их в прошлый раз. Не понимаю, почему авторы книг об этом совсем не заботятся?

Читая сегодня историю «Друзья-храбрецы» с (как утверждается) эскимосскими именами Сакари, Мивок и Ябо, задумался — ведь во многих языках очень простые правила для ударений, может и в эскимосском так? А если да, то где должно быть ударение в этих именах?

Нагуглилась статья из «Википедии», где говорится следующее:

В двухсложных словах падает на первый и редко — на второй слог: /káml’u/, но /mɨs’áq/ «лужа».

В трёхсложных словах ударение чаще падает на второй слог: /ivál’u/ «жила», реже — на первый и третий.

В четырёхсложных словах ударение чаще всего через слог. Отклонения (ударение на два слога подряд или через два слога) связаны с грамматической семантикой морфем.

Таким образом скорее всего упомянутые имена должны читаться как Я́бо, Сака́ри и Миво́к. Кстати, при чтении интуитивно я и сам разместил ударения именно так.

16 ноября  

Благодарность

Благодарность за активную помощь в деле коммунистического воспитания подрастающего поколения

Мама на днях передала вот такую благодарность, родом из моего советского детства. Владимир Александрович — мой папа, Евгений, соотвественно, — я.

Какого она года не знаю, но раз там ТАССР, то не позднее 1990-го года и не ранее 1984-го — я тогда только в школу поступил.

Позднее уточнил у мамы, написала, что это второй или третий класс.

6 ноября  

Кара-бараз

Мойдодыр в книжке Корнея Чуковского «Мойдодыр. Кинематограф для детей», М.-Л., «Радуга», 1924 год

Многих в стихотворении Чуковского «Мойдодыр» интригует, что «мочалок командир» появляется «из маминой из спальни» — вроде как что делать умывальнику в спальне, когда ему место в ванной?

Это несложная загадка. В казанском доме-музее Арбузовых, где у нас с женой была фотосессия на льняную свадьбу, сотрудники рассказывали, что когда-то умывальники в женских спальнях были обычным делом, там как раз такой сохранился. В этом есть логика — женщина после сна выходила к мужу уже освежившись.

Умывальник в женской спальне в доме-музее Арбузова (к сожалению снимка бо́льшего размера у меня нет)

Меня же больше интересовало что такое «Кара-барас»:

Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»
И сейчас же щётки, щётки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать…

Поначалу мне показалось, что это какой-то тюркизм — если живёшь в Татарстане, волей-неволей в любом «кара» видишь тюркское «чёрный» (то же самое, что в слове «карандаш» — «чёрный камень»). Но ничего разумного в рамках этой теории не нагуглилось — разве что какие-то мутные версии, основанные на подгонке тюркских слов к контексту и звучанию.

Вспомнился ещё «Карабас-Барабас» — антагонист из толстовской адаптации «Пиноккио». Опять же, исключительно из-за сходства звучания. Но как не вертел я эту версию, ничего путного в голову не приходило. Ну в самом деле, причём тут он?

Первое появление Бибигона — журнал «Мурзилка» №11, 1945 год

Разгадка нашлась в другом произведении Корнея Ивановича — «Приключениях Бибигона». Там это слово повторяется несколько раз, как… заклинание:

— Вон погляди: бежит Барбос.
Ты думаешь, что это пёс?
Нет, это — старый Агафон,
Ваш деревенский почтальон.
Ещё недавно в каждый дом
С газетою или с письмом
Он приходил, но как-то раз
Колдун сказал: «Кара-бараз».

И вдруг — о чудо! — в тот же миг
Барбосом сделался старик.

Видимо «кара-бараз» («кара-барас») было абракадаброй времён Чуковского — словом, которое произносили фокусники того времени или, может, волшебники из какой-нибудь истории его детства. В общем, Мойдодыр использовал удар в медный таз и заклинание «кара-барас» для оживления щёток.

Вишенкой на торте было бы указание на какой-нибудь источник, где Корней Чуковский мог это слово позаимствовать, но, увы, ничего такого найти не удалось.

6 ноября  

Подземная Баумана

Много лет в Казани существует мекка всех местных сталкеров — заброшенная подземная улица под Баумана, центральной туристической улицей. Конечно она меня манила, обожаю заброшки, но никак не удавалось туда попасть. Пару раз открывались возможности, но я узнавал об этом слишком поздно.

По пути в подземную улицу Баумана

И вот недавно появился человек, готовый провести через сохранившийся подземный ход, находящийся в полуразрушенном здании. Естественно, в эту возможность я вцепился обеими руками и на днях всё же попал туда, на подземную улицу.

Проход оказался довольно коротким — заходишь в заброшенное здание, спускаешься по крепкой лестнице в подвал, оттуда по доскам ещё ниже, потом через дверь — к цели. Судя по доскам и граффити дорога хоженая-перехоженая, но не общеизвестная — на тематических форумах молчок, видимо знание передаётся исключительно устно.

Неописуемая красота подземной улицы

Руководствуясь современным принципом «не выложил фото, значит не было», сделал пару фотографий, хотя дело, конечно, не в тамошних красотах, они там сомнительные — мусор, сырость, разруха, а в каких-то неописуемых ощущениях настоящего приключения.

Интересно, конечно, когда вычислительная фотография научится делать из таких снимков конфетку, но пока это время не настало. Снимал на «Самсунг Ноут 9», обрабатывал потом различными алгоритмами улучшения снимков, выглядеть стало получше, где-то на уровне удачных снимков с фотовспышкой мыльниц нулевых годов.

Саратов

Космическая капсула в аэропорту имени Гагарина близ Саратова, других фотографий у меня не сохранилось

Пару недель назад был в Саратове — ездил по работе, но удалось немного погулять по городу в паузах. До этого про Саратов знал только «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…» из Грибоедова. Впрочем после посещения города знаний сильно не прибавилось.

Всё, как в отрывке, по ощущениям, посещённый кусок города — настоящая глушь, с заброшками, частным сектором и даже из отеля часть дороги мы шли по кинутым в грязь снятым с петель дверям. Наверное не всюду такое, наверняка в новостройках иначе, мы же жили в исторической части, что для меня, конечно, интереснее, чем районы с современной архитектурой.

В очередной раз прихожу к грустным мыслям по поводу кастрированности исторической части Казани, где я сейчас живу . По сравнению с Саратовым (или Самарой), у нас почти ничего не осталось. Историческую постройку счистили, а построенная взамен современная архитектура редко может чем-то порадовать.

В Саратове есть целые улицы почти полностью занятые дореволюционными зданиями, под ногами лежат канализационные люки с «ятями» и «ерами», постоянно встречаются кованные ворота, решётки, а однажды через окно какого-то дома я внутри увидел прекрасно сохранившуюся старинную печь с изразцами. Жаль на смартфон такое не сфотографировать — темно и далеко было.

Я рад, что темпы сноса старых зданий в Казани замедлились (хотя, увы, это не прекратилось), но возможно уже поздно — нанесённый вред слишком велик.

2 ноября   история

ДТП

Всем нелюбителям пристёгиваться в машинах хочу напомнить, что как бы вы не были уверены в своих навыках вождения или водителе, на дороге кроме вас есть ещё машины.

Сегодня в очередной, кажется, третий раз попал в ДТП в такси — водитель впереди резко затормозил, моё такси попыталось избежать столкновения, сзади на полной скорости в нас въехала машина. Удар был такой силы, что я его болезненно почувствовал всем телом, очень сильно приложился головой о подголовник, заболела голова. Болела недолго, думаю сильного сотрясения нет.

Если бы не был пристёгнут, без серьёзных травм не обошлось. Берегите себя!

22 октября  
Ранее Ctrl + ↓