Это персональный блог, который ведётся в режиме записок обо всём, что меня интересует. Пишу, по большей части, про историю и программирование.

Позднее Ctrl + ↑

ЧМ-2018

Купюра в сто рублей, выпущенная к Чемпионату мира по футболу 2018 года, в реальной жизни

Близость Чемпионата мира по футболу ощущается всё яснее. В айти-парке, где я работаю, разместили пресс-центр. Для этого на первом этаже быстро соорудили для них отдельный закуток, ради чего пришлось замуровать лифт и перегородить коридор.

Сегодня за окном всё утро ходили ребята в форме и с металлодетекторами, осмотрели и запенили все люки. А ближе к обеду пришли в офис — с собаками обошли все помещения, проверили и опломбировали все технологические лючки в стенах и потолках.

Отдельно рекомендовано иметь с собой паспорт при входе и выходе из здания. Я положил свой в задний карман. От таких мер, вместо спокойствия, начинаешь ощущать беспокойство. К чему же готовятся с такой тщательностью?

9 июня  

Загрузка на «Спектруме»

Игра «Ливингстон, я полагаю?», созданная испанскими разработчиками в ноябре 1986 года, выпускалась и версия под ДОС

Примерно три года моего детства были отданы компьютеру «Спектрум», с ним я проводил подавляющую часть своего свободного времени — играл, программировал, перепаивал. Игры хранились на обычных аудиокассетах (позже появились модели с дисководами, но не у меня) и средняя игра загружалась около пяти минут.

Мощи́ у компьютера хватало лишь на небольшое разрешение 256×192, пиксели были по современным меркам чудовищной величины и чтобы их ещё больше не растягивать, но сделать экран зрительно больше, создатели «Спектрума» сделали вокруг экрана специальную одноцветную область «бордюра» — используя 254-й порт ей можно было задавать один из небольшого набора цветов.

Если менять цвета достаточно быстро, в области бордюра появлялись разноцветные полосы — развёртка не поспевала за обновлением видопамяти. Встроенное ПО использовало этот эффект, чтобы оживлять процесс загрузки — пять минут можно было пялиться не только на заставку игры, но и на разноцветные полосы.

Так выглядел процесс загрузки стандартным загрузчиком

Разработчики игр и скучающие хакеры приделывали к играм собственный загрузчик, который после старта брал на себя процесс дальнейшей загрузки и менял цвета полос, их количество, ширину и прочее. Реже встречались такие, которые умели как-нибудь замысловато грузить заставку — стандартный грузил её сразу в видеопамять, без затей.

Это забытый сейчас уже вид искусства, требовавший от создателя, как фантазии, так и мастерства программирования на ассемблере из-за необходимости выдерживать тайминги.

Мы с братишкой тоже поучаствовали в общем безумии — приделали к игре «Ливингстон, я полагаю?», которая на скриншоте, загрузчик собственного изготовления, помню моя была идея и графика, а братишка больше программировал.

Не помню трогали ли мы область бордюра, скорее да, чем нет, но что точно помню — мы тогда сделали загрузку заставки «змейкой», а после подключалась анимация — Ливингстон в гамаке качал ножкой, а птица (не помню какая из двух) махала крыльями.

Из-за обилия спецэффектов не хватало регистров, пришлось даже использовать ассемблерную команду EXX, позволявшую использовать второй набор регистров. В таких условиях тайминги выдержать было очень тяжело и загрузчик получился не очень-то стабильным — скачок напряжения сети не отфильтровывался нашим магнитофоном «Весна» и нередко рвал процесс загрузки, но мы всё равно были довольны результатом.

Недавно разговаривали с братишкой на эту тему, с удовольствием вспоминали то время.

Любопытно было бы взглянуть на тот загрузчик сейчас, но боюсь очень мало шансов, что где-то могла уцелеть кассета с этой модифицированной игрой. Скорее всего наши труды растворились в шуме Вселенной.

Будка смотрителя

Фото Арнольда Бренинга, сделанное 24.02.1931 года, подписано «дом будка смотрителя»

По удивившему меня зданию, на которое я обратил внимание, во время экскурсии по танковому училищу (я тогда принял его за сохранившуюся католическую часовню), есть новые сведения — один из казанских коллекционеров передал фотографию, сделанную Арнольдом Бренингом в 1931 году.

Он же рассказал, что все сохранившиеся там дореволюционные здания были построены в период с 1897 по 1901 года, по всей видимости и то, что на фото. Фотография подписана как «дом будка смотрителя», что правда не проливает света на то для чего это здание строилось, впрочем версия с часовней — моя личная фантазия, а я далеко не специалист.

На немецкой аэросъёмке времён Второй мировой войны видна тень он высокого объекта на месте этой будки

И всё ещё же неясно что даёт такую длинную тень на военной немецкой аэросъёмке (этот скриншот я уже прикладывал в прошлый раз).

У меня есть более широкий снимок Бренинга (передали без права публикации), где видно, что здание справа — низенький деревянный сарай. Самое высокое, что видно в кадре — электрический столб, возможно тень от него же видно и на аэросъёмке.

5 июня   история

Находки с Волкова

Керамика, запонка, гильза, резиновая пробка и несколько неопознанных находок, монета только одна — 1 копейка 1976 года

Во дворе того же дома на Волкова, где мне показали два дореволюционных клейма на кирпиче, прошёлся сегодня с металлодетектором. Спасибо хозяевам — А. и О., а так же М. за гостеприимство!

Искать было непросто — во дворе, как это обычно и бывает, очень много бытового металла — гвоздей, пробок от спиртного, фольги, но всё же упорство было вознаграждено. Из более-менее интересных находок — овальная запонка с рисунком и мосиновская гильза 1916 года компании United States Cartridge Company (Лоуэлл, Массачусет, США).

Большой вопрос откуда взялась гильза. Я думал, что руку приложила революция, например кого-то выселяли с оружием в руках, но предки владельца живут в этом доме с 1930 гг., о судьбе прежних владельцев ничего не известно.

Овальная находка, предположительно — запонка, на обратной стороне видна обломанная ножка

Год назад этот дом уже посещали знакомые хозяев с металлоискателем в руках, вроде ничего не нашлось тогда, кроме вечных пробок, конечно, они постоянно мешают.

Одну из находок оставил хозяевам — в мощённой тропике нашёлся железнодорожный костыль. Вышел довольно легко, видимо был просто забит в землю. С какой такой стати — ещё одна загадка.

3 июня   сокровища

Файл, состоящий из нулей

Если вы не понимаете, что тут делает эта картинка, не пугайтесь, это мем, их развелось столько, что обо всех и не узнаешь

Предпринимаю вторую попытку посмотреть на язык программирования «Раст», первую я предпринимал, когда язык бурно развивался и меня быстро утомила скорость с которой устаревают примеры.

Почитал руководство, написал «Песню о пиве», теперь попробовал решить более практическую задачу — у одного нашего клиента после восстановления сбойной файловой системы часть файлов занулилась — внутри них одни байты с кодом ноль. Сейчас надо бы её просканировать и восстановить из бакапа всё испортившееся.

В общем, попробовал написать нужную утилиту на «Расте», если кто его вдруг знает, покритикуйте, кода там совсем немного.

Где теперь описания из «Яндекс.Фоток»

В описании написано где именно мне встретился кирпич с редким для Казани клеймом «.А.»

Я был довольно активным пользователем «Яндекс.Фоток» и очень расстроился, когда сервис закрылся. Со стороны «Яндекса» очень благородно, что фотографии переложили на «Диск» вместе с выделением под них места, но кроме фотографий меня очень интересовала сохранность другой информации. Блог «Яндекса» обещал, что ничего не пропадёт.

В частности у меня на «Фотках» была собрана коллекция фотографий кирпичных клейм Казани с указанием в описании где именно встретилось каждое и я не на шутку всполошился, когда не нашёл в интерфейсе «Диска» места, где можно посмотреть описание.

Спасибо бывшим коллегам, объяснили. Оказывается нужно зайти в «Архив» → «Яндекс.Фотки» и в меню конкретной фотографии выбрать пункт «Описание с Яндекс.Фоток».

2 июня   яндекс

Урановые ломы в ртути

Помните один из самых знаменитых мемов с башорга — урановые ломы в ртути?

ya_frosia: Связка ломов, как правило, тонет
alexei: ya_frosia: Но в ртути прекрасно плавает
zoogenic: alexei: Но если ломы урановые, то и во ртути тонут
alexei: zoogenic: сам топи урановые ломы в ртути

Маньяки с канала «Химия — Просто» показывают как тонет уран в ртути в реальной жизни.

31 мая  

Кирпичи Костина и VICTORIA

Волею судеб познакомился с хозяевами одного из деревянных домов по улице Волкова, у нас в Казани они уже редкость, к сожалению. Договорился поискать у них во дворе артефакты, а в процессе один из хозяев показал кирпичи, которые выкопал в огороде.

Обломок кирпича Ивана Афанасьевича Костина, произведён в нижегородской губернии

Первый обломок кирпича — печной, с узнаваемым клеймом Ивана Афанасьевича Костина, их у нас много попадается в Казани, причём клейма на них самых разных вариаций. Правда такой мне ещё не попадался. Завод был открыт в 1862 году и находится в Нижнем Новгороде.

Клеймо VICTORIA, по всей видимости подделка под Англию, сделанная в Боровичах

Второй кирпич так же огнеупорный, с клеймом VICTORIA, такие я ещё не видел. В интернете высказываются две теории происхождения. Согласно первой этот кирпич произведён в Англии, но верится с трудом, где Казань и где Англия, согласно второй — это подделка под Англию, которая производилась на одном из заводов в Боровичах (это около Великого Новгорода).

До Боровичей более 1300 километров, не ближний свет, но могли по Волге доставлять — в этом уже ничего невероятного нет.

Стехи

Обычно я как-то не очень проникаюсь стихами, даром, что в детстве пачкал бумагу наивными виршами. Разве что Маяковский мне близок и понятен, вообще он для меня поэт номер один. На нём список, увы, и заканчивался. Но теперь есть чем его продолжить, у меня появился поэт номер два — Светлана Кутузова-Желтова.

Например, вот её стихотворение «Мон шер»:

Ты весь как длинная розруха
И рот за шей какой дурак
Не про шептай любовь Мне ухо
Не буду Я твоей не как!!

Другой на мыслях у Меня ведь
А ты тут ломишся ко Мне
Изволь мон шер Меня оставить
И про зебатся в стороне!!

Одиннадцать стихов в таком стиле. Если это троллинг, то снимаю шляпу перед талантом!

30 мая  
Ранее Ctrl + ↓