Это персональный блог, который ведётся в режиме записок обо всём, что меня интересует. Пишу, по большей части, про историю и программирование.

Позднее Ctrl + ↑

Журнал «Огонёк»

Иллюстрации из первого номера журнала «Огонёк», вышедшего 9 (21) декабря 1899 года как еженедельное литературно‑художественное приложение к газете «Биржевые ведомости»

Может помните, недавно я изумлялся тому, что журнал «Наука и жизнь», большая неожиданность, начал издаваться ещё до революции. Комментарий в «Фейсбуке» (где у меня основная активность) побудил поискать другие современные журналы с дореволюционными корнями, и я почти сразу наткнулся на «Огонёк» — в 90-е, в Перестройку он был очень популярен.

Оказывается «Огонёк» начал издаваться ещё в конце 1899 года. Пробежался выборочно по первым номерам, честно сказать — читать и сегодня интересно. Позволю себе процитировать один материал.

Статья «Что такое геліографъ?» из первого номера за 1900 год:

Въ извѣстіяхъ, доходящихъ до насъ съ театра войны въ Южной Африкѣ, частно упоминается о геліографѣ. Огромное большинство читателей догадывается, конечно, что геліографъ есть аппаратъ, при помощи которага передаются извѣстія на разстояніи, и замѣняющій собою телеграфъ или телефонъ; но что, собственно, представляетъ собою геліографъ — это знаютъ не многіе.

Скажемъ прежде всего, что геліографія есть наиболѣе простая, дешевая и единственно вѣрная система, при помощи которой осажденный гарнизонъ можетъ сносится съ войсками, идущими къ нему на помощь. Каждый изъ двухъ отрядовъ ставитъ на извѣстномъ пунктѣ треножникъ изъ трехъ какихъ-угодно палокъ и къ верху этого треножника прикрѣпляет зеркало. Зеркало устанавливаютъ такъ, чтобы отраженные лучи пошли отъ него по желаемому направлению къ другому зеркалу, въ свою очередь посылающему лучи на первый пунктъ.

При благопріятныхъ обстаятельствахъ лучи эти представляются в видѣ яркой звезды, видимой въ иныхъ случаяхъ даже на разстояніи до 60 верстъ. У каждого из двухъ аппаратовъ помѣщается солдатъ для передачи сигналовъ и офицеръ, снабженный зрительной трубкой. Закрывая зеркало своей каской или фуражкой или просто дѣлая короткіе повороты, сигнальщикъ можетъ заставить звѣзду мерцать.

Преломляя поток лучей одинъ разъ, онъ передаетъ букву А, два раза Б, и так дальше; черточкѣ отвѣчаетъ продолжительный свѣтъ, точкѣ — коротій. У насъ, въ Россіи, геліографъ получилъ широкое примѣненіе въ Ахалъ-Текинской экспедиціи. Замѣтимъ еще, что слово — геліографъ — происходитъ отъ греческаго: „геліосъ“ — солнце, и „графо“ — пишу.

29 сентября   история

Интерфейс в отеле

За многое я благодарен нашему турецкому отелю, где мы отдыхали в этом году, всё было хорошо — питание, аквапарк, тир, сауна и прочее, но наверное управляющие были бы очень удивлены, если бы узнали, что больше всего меня впечатлила вот кнопка справа на фото, выключавшая разом весь свет в номере. Нажал и тут же лёг спать.

Всем остальным отелям надо взять это на заметку, эта простая кнопка существенно добавляет удобства! Нередко в номере много светильников, а выключатели разбросаны произвольно, лично мне надо много времени, чтобы запомнить что чем выключается. Если надо уложить ребёнка, то это целая эпопея выключить свет, не включив его ещё больше.

А на эту кнопку даже наша двухлетняя дочка научилась нажимать.

28 сентября  

«Консервы»

Майка из польского фильма «Приключения в каникулы» 70-х годов и её пояс со «консервами» знаний, которые можно грузить в мозг; задолго до «Матрицы» Вачовски

Даже не сомневаюсь, что знания через какое-то время можно будет быстро загружать в мозг, человечество идёт по этой тропинке довольно давно, но пока лучшее, что мы имеем — мобильный интернет и смартфоны.

Но я надеюсь ещё увидеть и освоить нейроинтерфейсы с их глубоким проникновением в мозг виртуальной реальности и, в перспективе, прямой загрузке знаний из «консервов», лежащих в облаке.

Другое дело — удовольствие от чтения. Останется ли оно? Речь, конечно, больше о художественной литературе и большой вопрос нужно ли с ней так поступать — использовать нейроперенос вместо чтения и в чём смысл, если да? Зачем получать напрямую в мозг «Мастера и Маргариту», если нет удовольствия от прочтения или если оно длится миллисекунду?

Вопрос, конечно, насколько мы будем спешить, справимся ли со всё увеличивающимся темпом жизни, повернём ли назад? Останется ли во всё ускоряющемся мире, где всё необходимо получать и проживать быстро, место для неспешных чтений книжных букв?

Кино не убило театр, как когда-то опасались, но как бы нейрожвачка не убила литературу, как печатный текст убивает рукописный (или более совершенные носители убили заставки «Спектрума», как жанр).

26 сентября  

Спиловка

«Труды отдѣла торговыхъ портовъ. Выпускъ ⅩⅤⅠ. Описание Таганрогскаго порта», В. Н. Соболевъ, 1905

Наткнулся, читая «Фейсбук», на слово «спиловка», подумал, что новояз, но нет, это слово встречается и в дореволюционных изданиях. На фото — цитата из книги 1905 года, но есть и более ранние источники — середины 19-го века. Особо распространённым это слово не назовёшь, но пользовались.

Я, вместо этого слова, всю жизнь использовал другое — «спиливание».

24 сентября  

Музыкальная шкатулка

Диск для музыкальной шкатулки с некой татарской мелодией

Пришла в голову неплохая, как мне кажется, идея — вместе со студентами высшей школы ИТИС перевести в цифру диски для музыкальных шкатулок, которые хранятся в институте, куда я передавал найденную в этом году в заброшенном сельском доме дореволюционную библиотеку.

А то дисков у них много, а сил всё это перевести в электронный вид нету.

Возни, вроде, не так много — снять микрофоном звук с разных музыкальных шкатулок (их там два вида под разные диски), после чего сделать систему, в которую загружаешь фотку диска, а она его проигрывает, ориентируясь по прорезям, которые надо научиться распознавать на фото.

Свёл между собой директора ИТИСа и заведующего Центром письменного и музыкального наследия, надеюсь сотрудничество даст плоды.

Я знаю, что есть работы по распознаванию виниловых пластинок по тому же принципу (естественно только моно, у стереофонических второй сигнал записан в глубину, по фото такое не проиграешь), тут должно быть попроще, я бы в студенческие годы такую работу с руками у руководителя оторвал.

23 сентября  

Сны о провале

Недавно со мной случилось кое-что очень неожиданное. 15 лет назад я закончил университет и все эти годы иногда видел душные сны, в которых проваливаюсь на экзамене или защите. Жить они мне не мешали, но было как-то странно, что спустя столько лет меня это, по всей видимости, волнует.

И вот недавно я понял, что уже заметное время таких снов не вижу. Хотел бы сказать, что это потому, что во мне что-то круто изменилось — я стал увереннее, например, но ничего такого. Интересно конечно, почему меня отпустило.

20 сентября  

Мелочь в синтаксисе SELECT

В синтаксисе запроса SELECT «Постгреса» есть приятная мелочь, которая хоть и нестандартна, но греет мне душу, — согласно описанию, выбираемые поля (часть между SELECT и FROM) можно опускать.

Вот как это работает в консоли:

SELECT FROM usr;
--
(588910 строк)

Кстати, можно ещё поставить там ключевое слово ALL, будет результат будет точно такой же.

Для чего это может пригодиться? Для подзапросов с EXISTS. Мне не нравится, как выглядит всем привычный вариант:

SELECT COUNT(*)
FROM document
WHERE EXISTS (
    SELECT NULL
    FROM document_n
    WHERE id = document.id
)

В подзапросе после SELECT по стандарту надо что-то указать, всё равно что, использоваться это не будет. Мне такая избыточность не по вкусу. А вот «Постгрес» позволяет ничего там не указывать:

SELECT COUNT(*)
FROM document
WHERE EXISTS (
    SELECT
    FROM document_n
    WHERE id = document.id
)

Смотрится как будто чуть почище. Знаю, многие ребята осуждают использование особенностей реализации эскуэля в конкретной СУБД, из-за возможных проблем с портированием на другие СУБД, но для нас это вряд ли проблема — в нашем продукте используется множество куда более сложных специфичных для «Постгреса» вещей.

Если когда-либо встанет вопрос о переезде на другую СУБД, то вышеописанное — самая малая из проблем и решить её просто — заменой через регулярное выражение.

18 сентября   postgres   программирование

Денежно-вещевая лотерея

Два билета третьей денежно-вещевой лотереи 1940-х годов и остатки ещё трёх

Повезло сегодня заполучить два почти целых билета третьей денежно-вещевой лотереи, которую проводили в 1943 году в СССР. Отпарил их утюгом с крышки старого сундука. Судя по следам и обрывкам, там когда-то было наклеено ещё несколько билетов. У меня на фото билетов и их обрывков на 150 рублей — четыре по 25, а верхний справа принадлежит билету в 50 рублей четвертой денежно-вещевой лотереи (1944 года).

Сто пятьдесят рублей — треть средней зарплаты сороковых годов, кто-то изрядно потратился на помощь фронту — деньги, вырученные на лотерее, государство пускало на производство военной техники, всего было проведено четыре тиража лотереи — каждый год с 1941 по 1944-й.

Выигрышные номера третьего тиража печатались в газете «Известия советов депутатов трудящихся СССР» и других газетах, а так же выпускались отдельным изданием Главным управлением гострудсберкасс и госкредита. Любопытно было бы посмотреть не попались ли выигрышные билеты, но просматривать вручную архив газет чересчур трудоёмко.

Из «Инструкции городским (районным) финансовым отделам и центральным (районным) сберегательным кассам о проведении Третьей денежно-вещевой лотереи» можно узнать, что сумма лотереи была определена в 2,5 миллиарда рублей, на эту сумму было выпущено сто миллионов билетов достоинством в 25 рублей.

Были разыграны 2,5 миллиона денежных выигрышей на общую сумму 422 800 000 рублей и 62 800 вещевых призов общей стоимостью в 77 200 000 рублей. Деньгами можно было выиграть от 100 до 50 тысяч.

Кроме денег можно было выиграть: дамское каракулевое пальто (стоимостью 12 тысяч), дамское шерстяное пальто с воротником из чернобурой лисицы (7 тысяч), золотые часы ЗИФ (4,6 тысячи), мужской шерстяной костюм (3 тысячи), дамский шерстяной костюм (3 тысячи), золочёные часы (2 850 р.), ковёр (за одну или 2,5 тыс), серебряные часы (2,4 тыс), отрез шерстяной ткани на мужские и дамские костюмы (за одну или полторы тыс. рублей), дамский каракулевый воротник (1 250 руб), серебряный портсигар (900 руб), дамский трикотажный жакет (500 р), меховую шапку (500 р), пару дамской или мужской обуви (500 р) или отрез шёлковой ткани на дамское платье (450 р).

16 сентября   история

Для здоровья

Часто пишут, что выпивать вечером один-два бокала вина полезно для здоровья, прежде всего для сердца и кровеносных сосудов. Но на этом основании считать алкоголь профилактическим средством — фатальная ошибка. Это вовсе не домашнее «лекарство», а наркотик, который повышает риск заболеваний сердца, вызывает нарушения сердечного ритма и наносит вред прочим органам. От злоупотребления спиртным страдает печень, что, в свою очередь, может иметь прямые последствия для кровеносной системы.

— из книги «Тук-тук, сердце! Как подружиться с самым неутомимым органом и что будет, если этого не сделать» Йоханнеса Хинриха фон Борстеля.

16 сентября  

Кларнет-педаль и корнофон

Читал на досуге про сорокоричный счёт (как-нибудь кратенько напишу про это), а пока гуглил, волею судеб как-то вышел на неофициальный архив журнала «Наука и жизнь».

А там оказалось несколько дореволюционных выпусков журнала (с большими лакунами и сканами только первых страниц). Я и не знал, что журнал с таким названием выпускался ещё до революции — с 1890 года. Читать занятно. Вот немного из №22 за 1893 год:

Парижскій мастеръ Фонтень-Бессонъ устроилъ два новые музыкальные инструмента — кларнетъ-педаль и корнофонъ, которые могутъ быть весьма пригодны для всякаго оркестра, гдѣ есть духовые инструменты.

Кларнетъ-педаль, изображенный на прилагаемой гравюрѣ, на октаву ниже обыкновеннаго (си-бемоль, ля и ля-бемоль). Благодаря этому изобрѣтенію, кларнетъ нынѣ расширяется до шести октавъ, что представляетъ существенное улучшеніе. Устройство кларнетъ-педали такое же, въ общих чертахъ, как и нынѣ употребляемаго; но благодаря педали, звуки получаются въ forte чрезвычайно сильные, въ piano весьма мягкіе. Кларнетъ-педаль очень удобенъ для solo, особенно въ драматической и религіозной музыкѣ. Въ оркестрѣ онъ можетъ дублировать струнному контрабасу, усиливая его эффекты, и даже отлично исполняет пиччикато.

Корнофонъ имѣетъ звукъ, средній между звукомъ корнет-а́-пистонъ и валторны, но болѣе красивый. Корнофоны изобрѣтатель дѣлаетъ въ пяти видахъ (сопрано, альтъ, теноръ, басъ и контрабасъ).

Было бы желательно, чтобы это интересное изобрѣтеніе было введено и въ наши оркестры.

14 сентября   история
Ранее Ctrl + ↓