«99 бутылок пива» на PERQ Pascal
Мои читатели знают, что последние несколько дней я возился с эмулятором PERQ. PERQ — это персональный компьютер, выпускавшийся в начале 1980-х годов, первый коммерчески успешный ПК с графическим интерфейсом. Такой олдскул мил моему сердцу, поэтому я потратил несколько вечеров, чтобы попробовать хоть на базовом уровне разобраться что из себя представляла операционная система тех компьютеров.
Последние пару дней я пытался написать на тамошнем «Паскале» «песню о пиве», но поскольку на моём ноутбуке потребовалась двойная эмуляция, скорость работы встроенного в систему редактора была ниже плинтуса. Писать было очень сложно, а править ошибки — ещё сложнее. Тем не менее, я справился.
79. PERQ Pascal — диалект некогда широко распространённого в учебных учреждениях языка «Паскаль». Компилируемый язык, в какой-то степени можно назвать его конкурентом Си, которому он проиграл вчистую.
Не думаю, что кто-то, кроме редких энтузиастов языка, сейчас выберет «Паскаль» для чего-то нового, но со старыми проектами на нём я иногда сталкиваюсь. Например, в начале этого года видел электронный документооборот, написанный на «Делфи» (это визуальная среда программирования и название диалекта «Турбо Паскаля»).
{$MESSAGE Written by Evgeny Stepanischev, 2024}
PROGRAM BOTTLES_OF_BEER;
const
MAX_BOTTLES = 99;
Function BotStr(count: integer): string;
begin
if count = 1 then
BotStr := ' bottle of beer'
else
BotStr := ' bottles of beer';
end;
Procedure SingSong;
var
i: integer;
b: string;
begin
for i := MAX_BOTTLES downto 1 do
begin
b := BotStr(i);
writeln(i:0, b, ' on the wall,');
writeln(i:0, b, '!');
writeln('Take one down, pass it around,');
if i > 1 then
begin
b := BotStr(i-1);
writeln((i - 1):0, b, ' on the wall!')
end
else
writeln('No more bottles of beer on the wall!');
writeln;
end;
writeln('No more bottles of beer on the wall,');
writeln('No more bottles of beer!');
writeln('Go to the store and buy some more,');
b := BotStr(MAX_BOTTLES);
writeln(MAX_BOTTLES:0, b, ' on the wall!');
end;
begin
SingSong;
end.
Из того, с чем мне пришлось столкнуться, когда я писал программу.
Больше всего ушло времени на ошибку Error 116: Error in type of standard procedure parameter. Речь тут, вроде, идёт о том, что я какой-то процедуре передаю параметры не того типа. Несмотря на то, что в ошибке был указан номер строки, мне всё равно не удавалось понять, что я делаю не так.
Оказалось, что вызов функции BotStr нельзя напрямую поместить во writeln, надо обязательно использовать промежуточную переменную (у меня это b). Учитывая, что скорость работы с эмулятором не позволяет быстро попробовать разные варианты, пришлось изрядно поскрипеть мозгом, чтобы дойти до сути.
Вторая вещь оказалась проще для исправления. В этом диалекте «Паскаля» вывод чисел происходит с отступом. В моём случае выглядит это неаккуратно. К счастью убрать его просто — нужно добавить параметр :0 для каждого числа, выводимого на экран.
В какой-то момент я так устал редактировать код со скоростью улитки, стал использовать обычный редактор своего ноутбука. Потом я просто запускал небольшую программу, написанную на «Пайтоне», которая печатала код за меня прямо внутрь окна с эмулятором PERQ:
import pyautogui, time
FILE_PATH = '99.pas'
time.sleep(5)
with open(FILE_PATH, 'r') as file:
for line in file:
for x in line.lstrip():
pyautogui.typewrite(x)
time.sleep(.6)
time.sleep(1)
Вчера ночью всё наконец запустилось и я смог посмотреть как работает моя первая (и наверняка единственная) программа для PERQ.
Кстати, вот ещё одна интересная деталь.
Чтобы получить исполняемый файл, надо исходный код программы сначала скомпилировать командой COMPILE в объектный файл (.SEG), потом скомпоновать командой LINK в исполняемый (.RUN). У обеих команд есть параметр, где указывается имя файла, с которым мы работаем.
Но если мы открывали на редактирование какой-то файл, его имя указывать не надо — операционная система его где-то запоминает и команды COMPILE и LINK знают с каким файлом мы работаем. Очень удобно.
Не знал, что питон умеет так вбивать символы в окно! Здорово. Обидно все же, что медленно работает.
Я раньше и сам не знал, делал это через AppleScript.