Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

Кирпич со станции Батраки

Кратко: кирпич произведён на кирпичном заводе станции Батраки не ранее 1874 года, владельцем или управляющим завода был Н. А. Топорнин

Как и ожидалось, разгадать загадку загадочного кирпича помогли читатели — кирпич оказался из села Батраки Сызранского уезда Симбирской губернии.

Первое упоминание о селе встречается в документах 1704 года: «Межа тех сенных покосов Ивана Остафьева, да Семёна Вастьянова, да посацких людей Трошки Филипьева с товарыщи вопче от Батрацкой зимницы, от устья полого притоку на низ рекою Волгою до Балмашского приверху…». В своё время это было довольно большой населённый пункт: в 1868 году его население составляло 993 человека, а через 30 лет — уже 2474.

Станция Батраки на геологической карте Самарской Луки Ноинского 1913 года

В 1872 году выдаётся концессия на постройку Моршано-Сызранской железной дороги, конечным пунктом которой должна являться станция Батраки. 12 октября 1874 года туда прибывает первый поезд.

В 1942 году на основе рабочих посёлков Батраки, Правая Волга, Первомайск и села Костычи был создан Октябрьский район города Сызрань. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 742/19 7 августа 1956 года Октябрьский район Сызрани был преобразован в город областного подчинения Октябрьск.

Передовые рабочие вагонного депо станции Батраки

Мне доподлинно не известно в какое время в Батраках функционировал кирпичный завод, в интернете он хоть и упоминается, но безо всякой информации.

Что касается фамилии владельца или управляющего завода, то часть фамилии, которую видно на обломке — «Топорни…», по всей видимости полностью выглядит как «Топорнин». По крайней мере человек с такой фамилией из села Батраки находится в списке «Жертвы политического террора в СССР», жаль инициалы не совпадают.