Это сайт — моя персональная записная книжка. Интересна мне, по большей части, история, своя жизнь и немного программирование.

Бутерброд

Кто только озвучивает эту рекламу? «Новый закон бутерброда». «Бутерброд» произносят через «е». Правильное произношение «бутэрброд», «сэкс», «тэст», запомните, наконец!

37 комментариев
Merlin 2003

Лично я ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь произносил «бутерброд» через Э…

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2003

Комментарий для Merlin:

правильно именно «бутэрброд». и практически все вокруг меня так и произносят.

ivan 2003

Болк, это они над тобой издеваются, те, произносящие через Э. Шоу ТрумЭна.

Я тоже не помню, чтобы кто-либо говорил бутерброд через Э.

Развитие языка? :)

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2003

Комментарий для ivan:

Кто надо мной издевается? По нормам русского языка «бутерброд» произносится через «э». Смотрим в словарь и легко убеждаемся сами: http://www.gramota.ru/dic/search.php?word=%E1%F3%F2%E5%F0%E1%F0%EE%E4%26lop=x%26gorb=x%26efr=x%26zar=x%26ag=x%26ab=x%26lv=x%26pe=x%26az=x

ivan 2003

Да я что, спорю, чтоли? :)

Слов, которые все вокруг говорят неверно, очень много, но ведь из-за этого в мизантропию не стоит впадать, да?

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2003

Комментарий для ivan:

Конечно. :) У меня приступ мезантропии по другой причине. И то уже рассасывается :)

ivan 2003

Поддаваться мизантропии — только во вред себе и близким.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2003

Комментарий для ivan:

Уже прошло :)

Spectator 2003

сэкс и бутэрброт — это святое!

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2003

Комментарий для Spectator:

дык :)

sendfor 2003

Ну ты насмешил. В словарях, видишь ли, написано. Ха-ха. Словари сосут. Если им верить, то не только «бутерброд» надо произносить с «э», еще и слово «хуй» нельзя употреблять, ибо его в словарях нету.

Andrew the Boarder 2003

А ещё правильно говорить «компьютЭр». Я сэрьёзно.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2003

Комментарий для Andrew the Boarder:

Знаю. :) Я вообще говорю «компьютр».

Форевыч 2003

Компьютор, тоже можно говорить.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2003

Комментарий для Форевыч:

Аргументы?

Caesar 2003

Аргумент номер раз: а кто мне запретит произносить «компьютор»?..

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2003

Комментарий для Caesar:

Никто не запретит. Тёткам в маршрутках никто не запретит говорить «оплотить проезд». Лет через 30—50 это войдёт в словари.

Foster 2003

Болк, дай я тебя расцелую за «сэкс»! Алохао, братья!

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2003

Комментарий для Foster:

Так много вокруг говорит «сЕкс»? :)

Foster 2003

В основном родители. Это ещё терпимо. Хорошо хоть любимая говорит правильно.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2003

Комментарий для Foster:

А я даже не знаю как они это слово говорят :)

Саш 2003

А еще есть «болезнь» прямо противоположного свойства, когда говорят «берЭт», «пЭнис» и т.п. Гипер-урбанизм называется.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2003

Комментарий для Саш:

А почему она так называется? странное название для такой «болезни».

detail 2003

Скинем «бутэрброд» с парохода современности!

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2003

Комментарий для detail:

Смысл?

Agon 2003

Вспоминаю анекдот про урок русского языка в грузинской школе. «Это нужно запомнить, понять это невозможно» =)

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2003

Комментарий для Agon:

а «бутЕрброд» понять можно?

Fila 2003

Ну что вы, право… Словарь, разумеется, авторитетный источник, но не истина в последней инстанции. И фиксированные в нем данные зависят не в последнюю (опять же :-) очередь от личности автора-составителя. Мадам (господин?) Зарва, автор «Русского словесного ударения», судя по всему, сторонник старших норм произношения (проверьте там же, на Грамоте, слово «творог», варианты ударения в котором давно уже признаны большинством лингвистов равноправными — в этом словаре дан только _один_ вариант).
Достаточно давно установлено, что [э] произносится в словах, осознаваемых носителями языка в качестве иностранных, не родных, в то время как [е] — в уже освоенных языком и коллективом носителей. «Теорема», например, произносится с [те], потому как давно бытует в научной речи.
Согласитесь, что пресловутый «бутерброд» — не новое в русском языке слово. Хотя, конечно, чтобы выглядеть более авторитетно (?), интеллигентно (?), следует говорить «бут[э]рброд», тогда уж наравне с «дЕньгами», «знАмением», «Ягодицами», «було[ш]ной», «нАвер(ь)х» и прочим :-)

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2003

Комментарий для Fila:

А что же тогда считать последней инстанцией? Я согласен мириться с несоответствиями в обыденной речи, но не дикторы телевидения должны что-то брать за эталон и следовать ему?

Fila 2003

BOLK wrote:
[quote]А что же тогда считать последней инстанцией? Я согласен мириться с несоответствиями в обыденной речи, но не дикторы телевидения должны что-то брать за эталон и следовать ему?[/quote]
Как таковой, последней инстанции попросту нет, в силу того, что язык находится в постоянном развитии. Есть общие хмм… правила (?), тенденции (?).
Дикторы, полагаю, должны таки отличаться эталонной речью… однако мне это представляется недостижимым идеалом, с тех пор как люди в эфире большей частью стали говорить не по бумажке (в основном журналисты, дикторы все же читают с нее).
Кстати говоря, мне ни разу не приходилось слышать от диктора слово «бутерброд» ;-) Или я невнимательная, или просто тематика текстов, читаемых дикторами — иная.
И напоследок. Озвучка рекламы отражает именно бытовую речь, ибо направлена на обывателя-потребителя, так она ему ближе. Хотя, конечно, во многих роликах есть на что посетовать и понегодовать, лучше же просто постебаться :-))

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2003

Комментарий для Fila:

«Сколько вешать граммов?». Я понимаю, что язык развивается, но дикторов (на радио, по крайней мере) постоянно обучают как говорить те или иные слова. Что-то же они берут за эталон? Полагаю, что словарные статьи — другого эталона я не вижу.

Ещё по поводу «народной речи в рекламе». Я согласен с тем, что, когда в кадре доярка Дуняша она не должна рассуждать о ковергенности и апроксимации показателей (если это не стёб, конечно), но то был закадровый голос.

Андрею 2012

Ненавижу когда говорят «бутЕрброд»! Причём и с экранов и настойчиво, и известные артисты...Может быть это диверсия?

Ненавистная для "понаехали" москвичка 2012

Комментарий для Евгения Степанищева:

Директор школы говорит: «...улучшает усваяемость материала»,
Врач учит: «Прививки отсрачивают болезни». Уверена, это они едят бутЕрброды, а когда опаздывают на любимую работу — бутЕры, вытирая руки о пОльта

Юджин 2012

Хм, мощная дискуссия ))

А как быть с \«рЭйсами\» и \«крЭмом\»? Эти слова прочно вошли в наш \«великий и могучий\» или же покамест нет? ))

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2012

Комментарий для Юджин:

Да я что-то их вообще не слышал.

Тулип 2014

В рекламе(папа может и др.) УЧИТЕЛЬНИЦА говорит бутИброт, даже дикторы по телевидению говорят бутИброт. И как с этим бороться?

Tina VK 2017

Ребята, все правы. Каждый живет в своем мире. И простецкое БутЕрброд даже не надо обсуждать или осуждать-, это есть сигнал, что перед тобой человек, для которого и кофе с готовностью оно.