Андреевка в Бугульминском районе

Церковь в Андреевке (137.94КиБ) В Андреевке Бугульминского района предки по линии моей фамилии прожили более ста лет. Некоторые потомки семьи переселившейся туда в 1828 году из Средних Апочек Старооскольского уезда, живут там до сих пор. Любопытно, что память поколений сохранила факт переезда, многие из тех, с кем я разговаривал, знают, что их предки переселились из-под Курска.

Всего в тот год в Андреевку было переселено довольно много народу — на перепись 1834 года там проживало 37 семей (219 мужчин и 245 женщины), о чём написано в одном из дел (ЦГАСО, ф. 150, оп. 1, д. 24) Самарского архива.

Из заголовка дела можно узнать, что Андреевка стоит на месте более старого населённого пункта с тем же названием и была вновь образована переселенцами:
1834 года Апреля 21 дня Оренбургской губерніи Бугульминскаго уезда Письмянскай волости вновь заведенной деревни Андреевки о состоящихъ в оной мужеска и женска пола однодворцахъ
Правда по картам подтверждение этому мне найти не удалось — возможно у меня не очень-то подробные карты или недостаточно старые.

В 1896 году в Андреевке освятили Михаило-Архангельскую церковь и она стала селом. Вот цитата из книги «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)», где можно почерпнуть информацию о храме, который там был расположен:
Однопрестольный деревянный храм был построен по проекту гражданского инженера Э. Кистермана, утверждённым в 1896 году. Он же руководил постройкой. В 1896 году храм был освящен, а строительство колокольни и отделочные работы продолжались до 1902 года.

Вопрос о строительстве церкви был решен на сельском сходе села Андреевки в 1894 году, с этого же времени прихожане собирали деньги. Задержки в строительстве были связаны с нехваткой средств и отсутствием крупных благотворителей. Небольшой деревянный храм выполнен в характерных для конца XIX века в форме эклектики.
В 2007 году церковь сгорела — говорят, внутри какие-то мальчишки неосторожно баловались со спичками. Открывающая фотография — одна из немногих сохранившихся, взята из личного архива одного из селян. Внутри были довольно неплохо сохранившиеся фрески. До сих пор фотографии этой церкви в интернет не попадали.

Сейчас село, конечно, умирает — в 2013 году там жило 215 человек, тогда как в 1920 — 1391, фермерское хозяйство в России в упадке, а больше в селе заниматься нечем.
21 декабря 2015 09:46

bolknote.ru (bolknote.ru)
14 января 2016, 06:44

Новые данные по Андреевке из комментария (http://bolknote.ru/2016/01/04/~4405#n46382):
В 1816г. образовалась Андреевка (бывшая с.Савруш Бугурусланского уезда, сейчас Рычково) и в 1828 — Андреевка Бугульминского уезда Письмянской волости, обе деревни названы в честь Андрея Рычкова сына П.И Рычкова.

Худякова Татьяна Ивановна (инкогнито)
5 марта 2017, 09:12

Добрый день Евгений! Невероятно благодарна вашему блогу, т.е. вам за информацию о Андреевке. Дело в том, что я имею прямое отношение к первым переселенцам из Курской обл.. В семье особенно не распространялись о предках. Но то, что переселенцы было всегда говорено. Это предки по линии матери Золотухины. Отец моей мамы Золотухин Артемий Иванович. Он уже родился в Андреевке. Если не ошибаюсь в 1894 году. Моя мама Золотухина Евгения Артемьевна 1924 года рождения с. Андреевка. Золотухин Артемий Иванович участник гражданской и ВОВ. Во время событий 1917г. находился в Петрограде, был непосредственным участником тех событий. А женился он на Марии Васильевне Мальцевой. Знаю что из казачьего рода. Сведений больше ни каких. Она во время ВОВ отсидела 10 лет лагерей по навету соседа. Хотя было 3 малолетних ребенка. Они остались на руках моей мамы, 17 лет ей было. Старшая сестра тоже 12 лет отсидела. И поэтому пережив многое больше молчали. Очень хотелось бы по подробнее узнать о предках. Чтобы передать своим потомкам. Еще помню момент из рассказов мамы, что село жило общиной. Старший общины следил чтобы семьи создавались русские с русскими и желательно выходцами из Курской обл. Мне повезло. Мама вышла замуж за Филатова Ивана Никифоровича в 1946году уроженца Курской обл. с. Филатово Обоянского р-на. Приехав в 1955г. в с. Богатый Ключ (туда переехали после пожара дедушка с бабушкой еще до войны), то по обычаю старейшина из переселенцев учинял допрос кого и от куда привезла мама мужа. Потомки Золотухиных остались проживать в Бугульминском районе и сейчас. Это с. Алексеевка, Бавлы.Но и по стране конечно. Я проживаю в Кемеровской обл., р.ц. Тисуль. Буду признательна, если подскажите с чего начать и куда обратится чтобы создать свое родовое древо.

bolknote.ru (bolknote.ru)
5 марта 2017, 19:18, ответ предназначен Худякова Татьяна Ивановна

Добрый вечер, Татьяна!

И Мальцевы, и Золотухины — известные фамилии в тех местах, наряду с Часовскими и Степанищевым. Ваши и мои предки роднились между собой, хотя прямых предков вашей фамилии у меня нет.

Первым делом вам надо каким-то образом провести максимально полное исследование в Национальном Архиве Республики Татарстан. Электронного архива нет, так что самый простой вариант — нанять исследователя, а дешёвый (и очень долгий) — писать туда запросы через электронную почту.

Далее вам надо будет зарегистрироваться на российских госуслугах и через них подать заявление на вход в самарский архив (https://cgaso.regsamarh.ru), далее заказать себе следующие дела:

ф. 678, оп. 1, д. 535 (1864)
ф. 678, оп. 1, д. 217 (это 1859 год)
ф. 150 оп. 1 д. 120 (1850)
ф. 150 оп. 1 д. 24 (1834)

Таким образом вы довольно быстро дойдёте до момента переселения ваших предков из Курской губернии.
Старший общины следил чтобы семьи создавались русские с русскими и желательно выходцами из Курской обл.
Вероятно это отголоски однодворческих традиций. Наши с вами предки были однодворцами, старались жениться только на своих и являлись, по сути, субэтносом.

Худякова Татьяна Ивановна (инкогнито)
6 марта 2017, 04:36

Евгений здравствуйте! Спасибо за письмо. Как-то очень волнительно на душе. Даже сам факт того, что я узнала из какого места предки моей мамы уже для меня многое. Дело в том что предки моего отца Филатова И.Н. из с. Филатово. У них был хутор, жили несколько поколений на одном месте. И село носит название от этого хутора. И еще традиция в семье по мужской линии чтобы не переводилось имя Иван через поколение. Мы традицию не нарушали пока. Мой прадед Иван, отец Иван, старший сын моего брата тоже Иван. И он должен продолжить. Он об этом знает. О предках отца тоже мало знаем. В 2012 году я была в этом селе на месте хутора( в детстве отец мне показывал место хутора и и где стояли дома) На берегу речки- набрала земли и воды с той речки, привезла в Сибирь. Они у меня здесь похоронены. И когда ходила по той земле тоже было сильное волнение. А теперь, когда посмотрела фото деревни Средние Апочки -просто невероятно, такой же пейзаж, такие же холмы и чувство что это то самое место, где я уже была. Действительно субэтнос. Еще раз спасибо. Будут вопросы, буду спрашивать. До свидания. Татьяна.

Ваше имя или адрес блога (можно OpenID):

Текст вашего комментария, не HTML:

Кому бы вы хотели ответить (или кликните на его аватару)