Церкви и храмы верхнеуслонского района

Сегодня решили сделать вылазку по заброшенным церквям и храмам, а то уже давно этим не занимался, душа требует. Съездили в четыре места, в одном из них, в Русском Бурнашеве вместо храма мы нашли лишь кучу досок и табличку, что храм Святоникольский, Ильинский и всех скорбящих радостей, 1761 года постройки находился на территории, которая является культурно-историческим памятником начала 18 века.

Почему территория является памятником, а храм — нет (иначе зачем бы его снесли), мне неведомо, но теперь от старинного храма одни воспоминания и старые фотографии: Святоникольский храм (282.57КиБ) В первый раз мы проехали мимо, в Юматово и просто подумали, что храма не нашли, не поняли, что это его остатки.

В Юматове находится церковь Преображения Господнего 1823 года (по другой версии — 1725, скорее всего эти источники имееют ввиду какую-то более старую постройку), построена была на средства Е. П. Геркен, с восточной стороны церкви захоронены предки Геркен-Боратынских, где-то там же покоятся дети Е. А. Боратынского: Лев, Зинаида, Александра, Мария.

Преображенская церковь (272.14KB)Преображенская церковь (159.49KB)Преображенская церковь (195.67KB)
Признаться, могилы мы не нашли, правда и искали не очень тщательно — в этом месте очень высокая трава. Зато оценили саму церковь, в очень хорошем состоянии, правда росписей почти не видно, только наверху, под самым потолком что-то уцелело.

А вот следующий объект — бывшая церковь Михаила Архангела, в селе Татарское Бурнашево, деревянное здание, построенное приблизительно между 1875 и 1885 годами, несёт на себе печать безумия. Сейчас в этом здании церкви почти не узнать, видимо её использовали какое-то время как частный дом — внутри половину занимает бывший хлев — ещё уцелевший загон для скота и птицы, во вторая половина была занята кем-то, по всей видимости, сходившим с ума.

В окне второго этажа видно надпись «не видь», на другом — «оставь меня», внутри дома — «прости» и «сочись», все надписи сделаны чем-то красным (не кровью). Есть ещё другая, очень длинная надпись в окне первого этажа, написанная явно изнутри дома, если развернуть её зеркально и поиграть с контрастом, можно прочесть:
(много неразборчиво) извини меня Валя (?).

Прощай дорогой Михаил (?) писала тебе Валя (?) я любила тебя так не …был… (неразборчиво) в своей любви… (неразборчиво) (неразборчивая подпись)

Я любила тебя люблю дорогой.
Чья-то история любви и безумия.

Церковь Михаила Архангела (213.51KB)Церковь Михаила Архангела (163.79KB)Церковь Михаила Архангела (137.15KB)Церковь Михаила Архангела (125.67KB)Церковь Михаила Архангела (147.49KB)
О том, что в этом доме могла располагаться церковь напоминают только довольно красивые потолки. Находиться там было, признаться, довольно жутко.

Последний объект — в селе Тихий Плёс, церковь Ризоположения Господня, построенная в 1877—82 гг. на месте более старой, красивейшее здание, к сожалению, внутрь не попасть, всё закрыто, так как её начали потихоньку восстанавливать, но из окон внутренности хорошо видно. Внешне церковь очень хорошо сохранилась, внутри даже есть кое-какие фрески.

Храм построен в основном на средства казанского купца Павла Александровича Прибыткова.

Церковь Ризоположения Господня (203.42KB)Церковь Ризоположения Господня (239.38KB)Церковь Ризоположения Господня (194.21KB)Церковь Ризоположения Господня (178.99KB)Церковь Ризоположения Господня (239.13KB)
Рядом с церковью совершенно нежданно обнаружилось надгробье, спасибо жене, она догадалась промыть его водой, иначе я бы не смог прочитать, что на нём написано: Надгробье (651.27КиБ) Там похоронен Инарх Фёдорович Самуилов, священник этой церкви, сын Фёдора Николаевича, священника из церкви Михаила Архангела, соседнего Татарского Бурнашева.

На могиле, собственно, так и написано: «Іерей ИНАРХЪ ѲЕДОРОВИ… …АМУИЛОВЪ …онч. 25 февр. 1914 52 лѣтъ». Миръ праху твоему. Дорогой супругъ. И родитель».
9 июня 2013 17:12

Кит убийца (kitubijca.livejournal.com)
29 июня 2013, 11:07

Вторая церковь своими надписями наводит жуть. Хочется поехать туда и разобраться в их истории.

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
29 июня 2013, 12:39, ответ предназначен Кит убийца (kitubijca.livejournal.com):

Атмосфера внутри тоже жуткая, я в одиночку туда не полез внутрь, мне показалось, что на втором этаже кто-то живёт. Кстати, чем вы делаете снимки? У вас техника, похоже, получше чем моя, а может просто знаний больше.

Дмитрий (инкогнито)
22 ноября 2013, 09:58

В живописном месте в устье реки Свияги, впадающей в Волгу, в сорока километрах на северо-запад от Казани расположено село Каинки. Это село имеет давнюю и богатую историю, она связана с именами астронома И.М.Симонова, востоковеда В.П.Васильева, математика А.В.Васильева, российского политического и общественногодеятеля, министра, затем министра-председателя Временного правительства(1917) А.Ф.Керенского.
Неразделим с историей села Каинки и Храм воздвиженья Честнаго Животворящего Креста Господня, расположенный на его территории.
Однопрестольный каменный храм построен в 1890-1903 гг. вместо существовавшего с 1861 г. деревянного храма. С 1890 г. по приговору сельского схода на постройку нового храма ежегодно собиралось по одному рублю с души. Крупные денежные пожертвования сделали свияжский купец Федор Тихонович Каменев и елабужский купец Иван Иванович Стахеев. Крестьянин Фаддей Емельянов безвозмездно изготовил 30 тысяч кирпичей для храма. Каинковский приход был невелик и состоял из одного села. Консистория пошла на создание нового прихода лишь потому, что помещица, владевшая Каинками в 1861 г., Мария Константиновна Шишелова обеспечила содержание причта ценными бумагами. В конце XIX в. местным помещиком был известный ученый-китаевед, профессор Казанского университета Василий Павлович Васильев. В 1852 году он женился на 20-летней дочери ректора Казанского университета И.Симонова – Софье Ивановне. В качестве приданого Софья получила от отца небольшое имение в селе Каинки Свияжского уезда Казанской губернии. С 1852 — 1855 год Васильевы жили в этом селе. И вложили немало средств на постройку храма.
В 1904 г. в храме венчались Александр Федорович Керенский и внучка В.П. Васильева Ольга Барановская.
Но самое главное, что этот храм хранится в памяти людей проживающих на территории села Каинки, да и всего района. Это память, передаваемая из поколения в поколение.
Сегодня Храм воздвиженья Честнаго Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженская церковь) в селе Каинки нуждается в восстановлении. Он может быть восстановлен. Более того восстановление его уже началось. Еще в конце прошлого года были получены все необходимые разрешения, оформлены документы, произведена подготовительная работа. Но основная - по реставрации и восстановлению – впереди.
Отрадно сообщить, что судьбой храма заинтересовались правнуки А.Ф.Керенского, ведутся переговоры с другими предками выходцев из села Каинки. Список, надеемся, будет пополняться, и он уже пополняется. Неравнодушными остались и нынешние жители села и те дачники, кто имеет участки неподалеку от села. Это показал стихийно организованный субботник.
В ближайшее время ожидается освещение храма и служба в нем. И, конечно, работы по восстановлению храма.
Во все времена считалось престижным иметь в селе уезде или районе храм. Это сохранилось и даже усилилось и в наши дни. Развитие духовности на сегодняшний день – немаловажная составляющая развития современного общества. Именно высокая степень духовности всегда помогала нашим народам выживать в самых трудных ситуациях. В этом смысле храмы играют не последнюю роль. Сегодня они нужны не только верующим, поскольку несут в себе и некую историческую правду.
А значит храм Храм воздвиженья Честнаго Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженская церковь) будет восстановлен!
http://www.crosstemple.ru/https://www.facebook.com/kainkacerkov
http://vk.com/crosstemple

Ваше имя или адрес блога (можно OpenID):

Текст вашего комментария, не HTML:

Кому бы вы хотели ответить (или кликните на его аватару)