Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

ЖЖ от 2005-04-30 12:55:00

Иногда хочется узнать что думает социология по поводу тех или иных механизмов взаимодействия людей в социуме, но, к сожалению, ни одного социолога под рукой нет. Часто замечаю, особенно у старшего поколения, любопытный коммуникативный механизм. Социально, непринуждённый разговор «с ровного места» с незнакомым человеком запрещён — ритуал достаточно сложен, обязан начинаться с какой-то стандартной вводной фразы (например, «сколько времени, не подскажите»), причём таких фраз, в идеале, должно быть несколько, первые — со значительной паузой, которая потом всё сокращается, приводя, наконец к живому диалогу.

Ну а что делать человеку, например, в маршрутке, когда поговорить хочется и наладить коммуникацию нужно достаточно быстро? Тогда в ход идёт приём, который можно назвать «готовность к диалогу». Вы его сами наблюдали сотню раз. Поводом может быть что угодно — столкнувшиеся автомобили за окном, гнев на «здоровых и молодых, которые сидят» или мусор в голове по поводу политической ситуации в России. Чаще всего, конечно, выбираются проверенные темы, подбираемые опытным путём — процесс достаточно быстрый, поскольку есть у кого поучиться, да и оптимизация не проводится — первая же удачная тема далее практически не меняется.

Вводная магическая фраза должна быть произнесена громко и чётко, чтобы её услышали потенциальные собеседники, чаще — собеседник. Со стороны легко видеть кому именно направлено послание — обычно это человек стоящий почти вполную, произносящий фразу часто чуть повёрнут в сторону предполагаемого контакта.

Вялая, тихая фраза (цели произнесения которой, обычно, иные) так же может спровоцировать диалог, но только в том случае, если противоположной стороне уж очень хочется поговорить. После произнесения первой фразы, желающие поговорить высказывают своё согласия фразой одобрения. Случаи, когда с первой фразы собеседник выражает несогласие редки и, обычно, означают, что человека задели за живое и он хочет поспорить — тоже коммуникация, но другого рода.

Как правило, далее участник, первым показавший желание поучавствовать в диалоге, занимает более активную позицию — повышает голос, резко критикует положение вещей, часто меняет тему, второй участник выбирает более пассивную роль — соглашается или слабо возражает, но бывают случаи, когда инициатива переходит то к одному, то к другому. Обычно, в последнем случае обе стороны получают от диалога куда больше удовольствия, если, конечно, приходят к согласию, что, обычно, вслух не высказывается, но хорошо видно по выражению лиц участников и эмоциональной окраске диалога.