Это мой персональный дневник. Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

Интересный балкон

Очень люблю находить приметы времени в городской среде и с тех пор как узнал, что на рельсах тоже бывают надписи, всегда обращаю внимание на металлические конструкции — вдруг что-то ещё попадётся.

В один выходные гулял по центру города и как-то случайно заглянул во дворы, мимо которых когда-то часто ходил. Внутри стоят очень интересные старые здания, а на фасаде одного из них красуются старые балкончики, на опорной конструкции которых я разобрал какие-то буквы.

Один из двух балконов, видны какие-то буквы на гнутой двутавровой балке
Приблизил и перевернул, лучше не получается — оптика смартфона не позволяет

Глазами разобрать не удалось, сфотографировал с максимальным увеличением. К сожалению, свой текущий смартфон я выбирал не за камеру, так что много вытянуть не удалось, но основная надпись читается — «Дружковка», есть такой город в Краматорском районе Донецкой области.

Согласно «Википедии», в Дружковке до революции действовали два завода, которые могли бы выпустить удерживающую балкон двутавровую балку, но самый подходящий из них — чугуноплавильный и сталелитейный, основной продукцией которого были рельсы. Строить его начинали в 1893 году, а в 1896 году о нём написал в своей классической повести «Молох» Александр Куприн:

Прямо под его ногами открылась огромная панорама завода, раскинувшегося на пятьдесят квадратных верст. Это был настоящий город из красного кирпича, с лесом высоко торчащих в воздухе закопченных труб, — город, весь пропитанный запахом серы и железного угара, оглушаемый вечным несмолкаемым грохотом. Четыре доменные печи господствовали над заводом своими чудовищными трубами. Рядом с ними возвышалось восемь кауперов, предназначенных для циркуляции нагретого воздуха, — восемь огромных железных башен, увенчанных круглыми куполами. Вокруг доменных печей разбросались другие здания: ремонтные мастерские, литейный двор, промывная, паровозная, рельсопрокатная, мартеновские и пудлинговые печи и так далее.

Завод спускался вниз тремя громадными природными площадями. Во всех направлениях сновали маленькие паровозы. Показываясь на самой нижней ступени, они с пронзительным свистом летели наверх, исчезали на несколько секунд в туннелях, откуда вырывались, окутанные белым паром, гремели по мостам и, наконец, точно по воздуху, неслись по каменным эстакадам, чтобы сбросить руду и кокс в самую трубу доменной печи.

Завод был разрушен в Гражданскую войну и вновь был возрождён в 1920-м, когда его объединили с Торецким сталелитейным и механическим заводов и переименовали в Дружковский машиностроительный завод.