Гуманитарный склад ума
Обидно, что слово «гуманитарий» стало синонимом невежды, неуча. Я знаю множество настоящих гуманитариев, которые являются отличными специалистами в своём предмете, у которых есть чему поучиться, слушать которых полезно — это позволяет взглянуть на известные темы под новым углом.
Честно сказать, мне казалось, что это произошло где-то на моей памяти, совсем недавно. Оказалось, это не так, по крайней мере следы этого смыслового значения можно найти в дневниках Теслы (цитата по книге «Никола Тесла. Дневники. Я могу объяснить многое»):
Особенно отличался один студент по фамилии Пайер, глупый и беспутный молодой человек, который с непонятной гордостью говорил, что для него чтение ресторанной карты приятнее чтения книг. Я так и не понял, что привело его в техническую школу. Обычно такие бездельники тяготеют к гуманитарным наукам, а не техническим.
Я думал, что в этом случае синонимизация произошла по вине невежд, которые прикрывались от точных наук самоназванием «гуманитарий», но теперь начинаю думать, что всё пошло от презрения со стороны «технарей», многие из которых считают гуманитарные науки ненастоящими, я с таким сталкивался, когда учился в вузе.
к сожалению, многие гуманитарные дисциплины в действительности не являются научными, потому как не удовлетворяют критериям научности знания, и основаны целиком на субъективных интерпретациях.
даже если социолог поставит какой-нибудь эксперимент с двойным слепым контролем, выводы он из него сделает исходя из некоей этической позиции, а не по реальным цифрам. потому что нехорошо дискриминировать категории людей на основе цифр — общество этого не приемлет.
так что отношение «технарей», привыкших работать с математическими доказательствами, к подобным вещам совершенно оправданно.
Если смотреть с такой позиции, то вообще ничего наукой не является, потому что такое встречается повсеместно (в гуманитарных науках просто чаще, наверное). Сколько раз уже были эксперименты по тому как легко научные журналы принимают конъюнктурные статьи и как вырезают «неугодные».
Понятно, что история более политизирована, чем физика, но есть наука, а есть те, кто ей занимаются и этим людям хочется кушать.
в гуманитарных «науках» (есть у меня знакомые социологи, так они сами сами говорят, что социология ни фига не наука) конъюнктура определяет вообще всё. все исследования проводятся по чьему-то заказу.
а история без политики будет просто подборкой фактов.
А кто же это набор фактов будет пытаться добывать, увязывать между собой и интерпретировать? Так можно сказать, что и физика — набор фактов. )
физика пытается увязать все имеющиеся факты в математически непротиворечивую систему.
кроме того, из этой математической системы следуют некоторые другие факты, которые можно либо экспериментально пронаблюдать (и тем самым подтвердить) или же нет (и тем самым опровергнуть — после чего имеющеюся математическую систему следует включить как частный случай в последующую версию). это научный метод, и он работает. если бы не работал, мы бы сейчас не могли набирать эти комментарии на клавиатуре...
везде работает, кроме большой части гуманитарных дисциплин. к сожалению.
Я не нападаю на физику, просто говорю о том, что роль истории — не писать историю, а обнаруживать, объяснять и сопоставлять факты. Это что-то типа криминалистики.
О, интересная статья в тему проблем математики подъехала: https://habr.com/ru/post/511556/
И я тоже так считал, пока не увидел как культура вокруг нас и в виде слова, и в виде картин и в виде статуй, и в виде исторических интерпретаций не определяет нас и то как мы видим мир вокруг нас.
А если считать риторику гуманитарной наукой, то видно могущество красноречия — евгеника как наука просто исчезла, этичность стало важной частью любых экспериментов, «Аполлоны» полетели на Луну (то есть Кеннеди смог уговорить выделить гигантские средства притом непосредственных научный выхлоп составил пять утверждений).