Греческая шляпа
Слушали мы недавно в исполнении «Алисы» русскую-народную сказку про Добрыню Никитича и Змея Горыныча. Я не особо внимательно слушал, но потом, когда дочка в игре повторяла историю этих двух персонажей, обратил внимание на какую-то «греческую шляпу».
Действительно, в сказке есть такое место:
Поглядел Добрыня на берег — нечего ему в руки взять: ни дубинки нет, ни камешка, только жёлтый песок на крутом берегу, да валяется его шляпа греческая.
Ухватил Добрыня шляпу греческую, насыпал в неё песку жёлтого — ни много ни мало — пять пудов — да как ударит шляпой Змея Горыныча — и отшиб ему голову.
Повалил он Змея с размаху на землю, придавил ему грудь коленками, хотел отбить ещё две головы…
Вот что же тут такое Добрыня Никитич насыпал без малого центнер песка?
Гипотез много, самая близкая мне гласит, что «греческая шляпа» — это такой шлем цилиндроконической формы с довольно широкими полями, изображение которого известно каждому школьнику по картине Васнецова «Три богатыря». На ней Добрыня Никитич нарисован слева, как раз в «греческой шляпе».
По интуиции, изумляющей своей точностью совпадения с былинной, маститый художник В.М. Васнецов в картине «Три богатыря» изобразил Добрыню Никитича именно в шлеме данного — византийского — вида. Весьма вероятно, что живописец воспользовался былинной подсказкой, выступив таким образом ранее всех филологов и фольклористов с наглядным и справедливым комментарием к эпическому сюжету «Добрыня и Змей».
— Горелов А.А. — «„Шляпа Земли греческой“ в былинах»
Нельзя не упомянуть, что по основной гипотезе это был обрядовый головной убор дохристианских времён, а сам эпизод сражения — искажённое описание некого обряда низложения реально существовавшего княжича Добрыни, который и явился прототипом былинного героя.
Специалистам виднее, но мне, простому обывателю, более близок простой сюжет драки с реликтовым чудовищем при помощи носимого на голове ведра, которое наполнили песком.
🐉🐉🐉