Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

Детская частная жизнь

Вкратце: есть ли у вас какие-то правила — что можно выкладывать о своих детях в интернет, а что нет?

Раньше мы очень много снимали дочку на видео — как она играет, гуляет, делает что-то ещё, — бытовые сценки. Насколько много, что купили сетевой накопитель и поставили туда два жёстких диска по десять терабайт (правда не только для этой цели, туда же и ноутбуки бакапятся, например).

Сейчас дочь всё чаще запрещает — «папа, не снимай, не хочу». Конечно я останавливаюсь и отснятое стираю. Тенденция, разумеется, продолжится, вплоть до полного вето, хотя это и грустно, — возможно взрослой ей захочется взглянуть на себя в детстве, и она будет жалеть об этом запрете.

Но эти видео — история более-менее приватная, их видим мы и бабушки-дедушки.

Теперь же я задумался над тем как и что писать о дочке тут — как она отнесётся к написанному, когда вырастет и существует ли уже такое явление как травля одноклассниками/одногруппниками за выложенное родителями в интернет?

Те, чьи похождения родители выкладывали в «Инстаграмм» в самом его начале, уже учатся в третьем классе, а блоги вообще существуют более 20 лет! Их фигуранты уже могут и своих детей позорить в каком-нибудь «Тик-токе». 20 лет, вы только вдумайтесь! В те времена первобытнообщинного интернета мало кто думал — что можно писать, а что нет (и сейчас-то это не всегда понятно). Если начать копаться в заброшенных блогах девяностых, наверняка можно порушить немало чьих-то судеб.

Расскажите что вы считаете возможным выкладывать на публику о своих детях, а что у вас под запретом? Были ли конфликты с детьми на эту тему? Была ли травля сверстниками по мотивам того, что вы выкладывали? Хочу изучить чужой опыт, прежде чем вырабатывать какие-то свои правила.

6 комментариев
Иван Золотов 2020

Я в какой-то момент был достаточно публичен в своём небольшом городе, и ещё тогда решил, что не стоит писать ничего про свою личную жизнь, вот такое правило. Теперь из публичных коммуникаций у меня осталось совсем немного социальных сетей. Думаю, по кое-каким косвенным признакам можно понять, что тема милитаризации дошкольного образования беспокоит меня не просто так, но напрямую я ничего о детях не пишу.

Евгений Степанищев 2020

Такой выбор — не упоминать о семье нигде тоже существует, но лишает мой блог части смысла, сюда я записываю любые важные для меня вещи (если нахожу время их записать), если слишком сильно себя в этом ограничить, то потеряешь мотивацию писать (такое у меня уже было), а писать хочется, потому что потом жаль, что что-то не записал в своё время. Пытаюсь найти баланс.

Spiridonov 2020

По настоянию жены — никаких фото и подробностей. Мне такая позиция непонятна, но я давно решил что проще с женой соглашаться по нежизненно-важным вопросам чем спорить :)

Я лично считаю что к тому времени как дети дорастут до возраста когда их будет заботить что там о них написано в детстве — личная жизнь каждого будет на виду.

Евгений Степанищев 2020

Вполне вероятно, в «Чёрном зеркале» некоторые из таких сценариев даже проработаны :) Серию про социальный рейтинг я забуду нескоро :)

Maria Skatova 2020

Я много писала и выкладывала фото, пока сын был маленький. Перестала когда он в школу пошел — он начал живо интересоваться, что и куда я выкладываю, и принялся выступать для моего Фейсбука, начал бредить тем, чтобы стать популярным блогером. Я поняла, что подаю какой-то не тот пример, и прекратила это все. Потом удалила ЖЖ (записи сохранила для себя) и большую часть инфы из Фейсбука.

Сейчас сыну 13, соцсетями не интересуется. Я всегда его спрашиваю, можно ли его сфоткать. Когда год назад фото на фб выкладывала, спросила разрешения, чтобы у него было это ощущение информированного согласия.

У нас нет каких-то запретов на все это в семье. Просто Рома изначально очень приватный человек, я научилась на горьком опыте, а Милый Крошка (ТМ) пока не определился. Мне важно чтобы он четко понимал последствия, принимал осознанные решения и активно информированно (не) соглашался — эти навыки переносятся на кучу всего другого, а натренироваться на кошках проще всего.

В целом, мы первое поколение родителей, которые свое становление как родители проживали в онлайне, до нас ни у кого не было этого опыта, опасений и связанных с этим проблем. Если бы Федя сейчас родился, я бы вообще ничего в сеть не выкладывала о нем.

Евгений Степанищев 2020

Тут и в фейсбуке (куда я иногда копирую свои посты) большинство народу высказывается за то, чтобы вообще ничего не выкладывать, я, в принципе, готов согласиться.

В самом деле — дочке 3,5 года, как у неё спрашивать с чем она согласна, а с чем нет? Я стараюсь, но не все взрослые-то понимают что происходит с тем, что они выкладывают в интернет (можно вспомнить троллинг американский пользователей ЖЖ, когда русские начали массово их в друзья добавлять).

С другой стороны, лично мне жаль, что родители ничего не записывали (это и понятно: тогда было не принято) обо мне и нигде нет никаких записей как я рос, как что-то менялось во мне, какой я вообще был.

Думаю, возможно стоит вести какой-то тайный дневник для дочки, потом она сама решит что с ним дальше делать.

Андрей Семенов 2020

Животрепещущую тему Вы подняли. И правильным вопросом озадачились.

А Вы представьте себя на месте своего ребенка...
Вам было бы приятно, что Вас снимают на камеру без вашего согласия, затем выкладывают фото/видео в какие-то социальные сети?

Давайте вспомним о настройках конфиденциальности в любой соцсети.
В них есть пункт а-ля «не/одобрять фотографию, на которой отмечен я». И мы самостоятельно, без чьего-то участия настраиваем то, что можно одобрять и публиковать, а что нет. Вот только почему-то нам, взрослым, нравится публиковать и показывать всем, кому только возможно, фотографии своих детей, без их согласия.

Блоги мамочек
Удивительно, сколько существует блогов, где мамочки превращают страницу в бесконечную ленту жизни своего младенца, с момента появления на свет. Люди смотрят, лайкают, что-то комментируют и даже платят деньги!
На своих же детях эти мамочки делают большие деньги. В этому случае, лучше молчать и не объяснять подрастающему ребенку, как же мама и папа стали успешными блогерами, и почему столь много фотографий и видео их дитя в разных ракурсах, в подгузниках и без, говорящих устами младенца забавные слова.
Забавные только родственникам, но не окружению ребенка в школе, в институте.

Семейные альбомы
У наших бабушек и дедушек есть классные альбомы с фотографиями, собранными по каждому году. И эти альбомы доступны не всем, а только узкому кругу людей. И это правильно. А вспомните, как Вы сами собирали фотографии, напечатанные в лаборатории, укладывали в фотоальбом и тоже показывали далеко не всем, а по-настоящему близким людям.

Детство — темная пора
И пусть оно остается на снимках семейных альбомов, на пленках кассет, на CD, в памяти электронного накопителя. А блоги — это персональная штука, каждый сам ведет его, по-своему и сам решает, чем он хочет поделится, а что лучше оставит только для себя.
Пусть дети сами решают и дают одобрение. Так они станут уверенными в себе взрослыми людьми с правильными настройками конфиденциальности по жизни.

Maria Skatova 2020

В самом деле — дочке 3,5 года, как у неё спрашивать с чем она согласна, а с чем нет?

Ну все сообразно возрасту. В 3.5 года можно работать над согласием на прикосновения — например, если ребенок не хочет обнимать-целовать родственников, которых редко видит и к которым нет привязанности. Говорят, что это помогает потом четко осознавать понятие согласия, когда наступает половое созревание. Ну то есть не прямо беседы вести — а ну не хочет тетю целовать, и не надо. Т. е. не заставлять ребенка позволять прикасаться к себе, если не хочется — это как раз учит детей чувству неприкосновенности тела без согласия. Для девочек особенно актуально.

Также в этом возрасте можно учить ребенка принимать решения и делать выбор, из серии — красную или желтую футболку ты наденешь, банан или яблоко будешь. (В итоге беби одета и съела фрукт, а навык совершения выбора отработан).

А вот уже «Я тут в Интернете делюсь с друзьями, можно твое фото опубликовать?» — это конечно непонятно довольно долго. Годам к 7 Феде прямо хотелось попасть в мой Интернет, он начал придумывать шуточки и заявлять — давай, запости на Фейсбук что я сказал. Отсюда я сделала вывод, что важно не заострять внимание ребенка этого возраста на том, что ты за ним записываешь.

Разговоры о согласии на фото в моих соцсетях у нас начались в его лет 10, и уже параллельно с разговорами об опасностях онлайна, нераскрытии личных данных и тп. Контекста было много — он вел Инстаграм, играл в сетевые игры, поэтому поводов беседовать было много.

Maria Skatova 2020

(система не дала отправить все одним комментом)

С другой стороны, лично мне жаль, что родители ничего не записывали (это и понятно: тогда было не принято) обо мне и нигде нет никаких записей как я рос, как что-то менялось во мне, какой я вообще был. Думаю, возможно стоит вести какой-то тайный дневник для дочки, потом она сама решит что с ним дальше делать.

Моя мама записывала в маленьком блокнотике, я потом нашла, была очень тронута. Можно записывать для своих, в удобном формате — от руки, или на закрытых страницах блога, к которым доступ только у тебя и жены. Не веди дневник для дочки, веди для себя — она твоя, это и твое путешествие как родителя тоже, и эти путевые заметки бесценны для тебя, и будут только «дорожать» со временем. Все эти трогательные видео трехлетнего пупсика, который разговаривает голосом мультяшного персонажа, через 10 лет реально будут слезы умиления вызывать у  тебя и жены (мы проверили на себе).

Евгений Степанищев 2020

Спасибо большое, Маш, за советы! Закончится рабочий день, я перечитаю всё более внимательно!