AppleScript Tetris

Я очень люблю «ненормальное программирование» — где вместо получения результата (такого мне и на работе хватает), приходится преодолевать нетривиальные трудности, придумывать какие-то нестандартные ходы и решать нерешаемые задачи.

Недостатка в таких задачах у меня в голове не бывает, но руки приложить к ним получается нечасто. «Тетрис» на ЭплСкрипте — один из примеров такого «приложения рук», прошло три года, но он до сих пор мне так нравится, что я решил рассказать о нём ещё раз.

Для начала немного об ЭплСкрипте. Это скриптовый язык для автоматизации, который встроен в МакОС в незапамятные времена — в «Википедии» написано, что он появился аж в 1993 году, то есть широкоизвестный ПХП его младше аж на два года!

Несмотря на то, что язык уже несколько лет не обновляется, заброшенным его не назовёшь, скорее всего в нём просто нечего обновлять — все задачи, которые он призван решать, он решает, в МакОСи есть даже встроенный визуальный редактор и я знаю ребят, которые делают на нём потрясающие вещи в плане создания каких-либо удобств в операционной системе!

Естественно можно программировать и в обычном текстовом редакторе, программы в этом случае выглядят как текст на немного необычном английском языке:

tell application "Microsoft Word" to quit
display dialog "Hello, world!"

print pages 1 thru 5 of document 2

Сильно популярным его не назовёшь, но в своей нише он хорош и продвинутые «маководы» о нём знают. До «Тетриса» я писал на нём «песню о пиве» и интерпретатор Брейфака.

За всё историю существования на ЭплСкрипте никто никогда не писал графических интерактивных игр. Причина проста: в языке нет поддержки графики и опроса клавиатуры. 😭, расходимся!

Тем не менее идея создать на нём что-то подобное «Тетрису» мучала меня несколько лет, видимо интуиция жужжала где-то в фоне, что это возможно.

Первым придумался способ вывода графики — я подумал, что фигуры можно рисовать свёрнутыми окошками какой-нибудь программы, например обычного маковского текстового редактора. В моём воображении это выглядело примерно так:

Для этого, в припципе, всё есть — ЭплСкрипт умеет запускать программы и управлять размерами и расположением окон:

tell application "TextEdit"
    set the bounds of 1st window whose id is wid to {x, y, (x + |size|), (y + |size|)}
end

Когда я попробовал это запрограммировать, меня ждал сюрприз: оказывается программно размер окна можно стягивать в точки разных размеров (мышкой это сделать не получается), составленные из них стакан и фигуры выглядели вполне приемлемо.

Так как вся графика создаётся окошками приложений, то традиционного окна, в котором всё работает, у программы нет — его роль выполняет рабочий стол. Стакан тетриса прилеплен к верхнему краю и отцентрирован по горизонтали.

В первом же прототипе появилась ещё одна проблема — наверху у «МакОСи» есть строка меню, приложения не могут на неё залезать, при попытке вывести в эти координаты окно, оно «сползает» вниз. В итоге первые несколько точек выводились в других координатах и всё рушилось. Было два решения — центрировать ещё и по вертикали или как-то измерить размер меню (кодировать его высоту константой мне показалось плохим решением — вдруг изменится).

В итоге, способ придумался. Сразу после запуска я вывожу окно в нулевые координаты и смотрю на сколько пикселей оно съехало, это и будет высотой меню:

-- Get height of menu bar
tell application "TextEdit"
	activate
	make new document at the front
	set the bounds of 1st window to {0, 0, 0, 0}
	set coords to bounds of 1st window
	close 1st window
end

set minimalY to coords's item 2

С графикой разобрались, а что с клавишами? В ЭплСкрипте, как я уже говорил, нет способов опросить клавиатуру, существуют плагины и сторонние решения, но их использование рушит всю идею. Хотелось чистого решения.

Голову пришлось ломать очень долго, пока в один момент я не додумался заиспользовать под это опрос значения громкости — уменьшение и увеличение громкости как кнопки влево/вправо, а отключение динамика — для поворота фигуры.

Сейчас на моём «Макбуке» аппаратных кнопок громкости уже нет, но «Тетрис» слушается и нарисованных на тачбаре

Для этого на пуске я устанавливаю громкость на середину и в цикле опрашиваю текущее значение. После каждого изменения значение опять сбрасывается на среднее:

on levelReset()
    set volume output volume volumeMiddle without muted
end

on checkDirection()
    set level to output volume of (get volume settings)
    levelReset()
    _sign(level - volumeMiddle)
end

on checkRotate()
    return output muted of (get volume settings)
end

Тут _sign — моя собственная функция взятия знака, у ЭплСкрипта нет встроенной.

В получившийся вариант вполне можно играть — я пробовал. Немного странное управление через несколько минут уже перестаёшь замечать, единственное, чего не хватает — кнопки сброса фигуры, но тут уж ничего не попишешь.

Если вдруг кому-то станет интересно запустить игру, то убедитесь, что всё, что у вас есть во встроенном текстовом редакторе (TextEdit) сохранено, — приложение создаст целую кучу мелких дополнительных окон, которые не будут очищены после остановки программы, их придётся закрыть вручную, в этом случае легко потерять что-нибудь нужное.

Полный исходный код есть на гитхабе.

Поделиться
Отправить
Запинить
1 комментарий
Shu Buznik 3 мес

А вы любите поразвлечься! :D

Вам должно понравиться, если еще не видели — клиент для Слака под Виндоус 3.11 http://yeokhengmeng.com/2019/12/building-a-new-win-3-1-app-in-2019-part-1-slack-client/

Евгений Степанищев 3 мес

Полистал, крутизна! Прочитаю подробнее после рабочего дня :)

Популярное