Именины и дата рождения
А вот о чём я пока не задумывался, хотя знаю довольно давно. В сёлах раньше, до революции, помимо светского имени, при крещении (которое было повальным) давали «крестильное» имя. Например, мой прадед Фёдор Николаевич Старостин при крещении получил имя Феодор, а его мама Анастасия Евдокимовна стала Юстиной (по другим записям — Иустина).
Как правило, при крещении давали имя святого созвучное имени ребёнка (если оно у него было в этот момент), либо нарекали именем святого, именины которого празднуются сразу после даты крещения.
Т. е. с высокой долей вероятности можно определять месяц рождения (крестили-то младенцев почти сразу) по имени, если имя редкое.
Возьмём моего прапрапрапрадеда Гордея Меркулова. Именины Гордея празднуются 16 (3) января. Я сомневаюсь, что крестьяне в 1810—1830 гг. самостоятельно выбрали такое имя (если только не назвали в честь предка), скорее всего это именно крестильное имя. Поэтому я с высокой долей вероятности могу предположить, что мой далёкий предок Гордей родился в январе.
Вот страница из месяцеслова 1818 года за январь (книга «Полный христіанскій мѣсяцесловъ всѣхъ святыхъ, празднуемыхъ православною грековосточною церковію», М., Сунодальная типография, 1818):
Помимо интереса к месяцу рождения, это помогает уточнить год. Поскольку сохранность архивов неравномерная, в архиве может не оказаться записи о рождении, но может быть запись о браке, а там, как правило, написано что-то вроде:
Крестьянин с. Старо-Письмянская слобода Николай Феодорович Старостин, 21 года, бракосочетался с крестьянкой того же села Юстиной Евдокимовной Меркуловой, 18 лет, 30 января 1891 г.
Год по такой записи можно вычислить только примерно — всё зависит от того день рождения у человека было до или после бракосочетания. Если знать месяц, можно прикинуть год уже точнее.
Насколько я знаю, до революции была традиция крестить на 8 день после рождения.
Что касается практики несовпадения светского и крестильного имени, то, с одной стороны, она имеет далекие корни, когда светским было языческое имя, с другой -- существует и сейчас — в случае, когда светское имя не имеет соответствия в святцах.
А Фёдор и Феодор — это не разные имена, а одно и то же имя, в первом случае в традиционной народной форме, в другом — в «церковной», «исправленной» во времена церковной реформы Никона.
Комментарий для alyaxey.com:
Очень сомневаюсь. Вот наугад десяток дат рождения моих родственников, с датами крещения в скобках:
12 (14) 07 1914
29 (31) 07 1914
11(13) 11 1914
16 (18) 09 1913
04 (05) 02 1910
18 (22) 08 1910
04 (06) 02 1913
01 (03) 01 1909
10 (11) 04 1909
26(28) 10 1912
Комментарий для Евгения Степанищева:
Да, пожалуй, практика была иной, вот нашёл такую информацию:
Авдеев А., Блюм А., Троицкая И. Наречение имени в России ( http://demoscope.ru/weekly/2010/0421 )/analit04.php
Комментарий для alyaxey.com:
Ну вот, я из всех известных дат крещения дореволюционных не нашёл ни одного случая, когда крещение было более чем на третий день.