Бытовой ислам
Во всём мире интерес к исламу сейчас носит нездоровый характер. Я почти 30 лет прожил в республике Татарстан, где одна из главенствующих религий — ислам (булгары, которых сейчас называют «казанские татары», приняли ислам ещё в 922 году).
В этой связи мне частенько задают вопросы как в Татарстане с исламским экстремизмом. Отвечаю сразу всем: никак, друзья.
Ислам в этой республике крайне либерален и большинство татар такие же мусульмане, как большинство русских — православные. То есть относят себя к этой религии, но не исполняют обрядов и, по честному, скорее агностики, чем апологеты — верят что «что-то такое есть», считая это достаточным.
Религия, как правило, содержит не только общественную составляющую, но и бытовую — религиозные бытовые обычаи, которые соблюдают дома, вроде установки икон в «красном углу» в православных семьях. Современный ислам содержит куда больше бытовых указаний, чем это принято в христианстве. При этом, исчезающе мало семей в Татарстане их придерживается.
Путешествуя по мусульманским странам за границей (Турция, Египет, Мальдивы, Иордания, Палестина), я понял, что бытовой ислам там выражен куда сильнее, чем в Татарстане. При этом, после поездки в Турцию у меня никто не спрашивал у меня как с экстремизмом в Турции.
Сейчас будет немного неаппетитно, простите, но я постараюсь кратенько. На двух фотографиях выше — унитазы в Турции, один в пятизвёздочном отеле, другой — в обычной заправке на дороге из Антальи в Кемер. У них есть кое-что общее. В каждом туалете Турции, есть специализированный источник воды для подмывания попы. Так принято в исламе. Причём, подмываться требуется левой рукой, поэтому шланг в туалете на заправке идёт справа.
Вот о чём я хочу сказать. В Татарстане нет ничего подобного, влияние религии на жизнь тех, кто себя к ней не относит минимальное, нечувствительно. Никаких зарезанных баранов на улице, молитвы на коврике в общественном месте (кстати, в Турции есть специальные комнаты для молитв прямо в магазинах) или чего-то такого, что менее бросается в глаза.
Мусульмане, как и представители других религий, научились в Татарастане жить в многонациональном и поликультурном окружении, без столкновений, никто не переходит дорогу им и они тоже никому её не переходят, соответственно, в экстремизме просто нет никакого смысла, для него нет никаких причин.
Ну тут много может чего быть.
У Всеволода Овчинников (если не путаю фамилию) в кноге «Корни дуба» — о его жизни в Англии, еще в советские времена — очень интересно написано про пробки в раковине. Подозреваю в чем-то похожая ситуация..
Комментарий для kalvado.livejournal.com:
В каком смысле? Это именно для того, чтобы подмываться.
Комментарий для Евгения Степанищева:
Да, но это может быть не только религиозной, но и например национальной традицией — обусловленной вполне бытовыми вещами.
Так же как умывание бегущей водой в России и из посуды в Англии — не показатель бедности/богатства/религии, а вполне себе бытовая традиция.
Может в Турции лопухи не росли, например?
Комментарий для kalvado.livejournal.com:
турки просто очень волосаты — буквально везде, даже на ушах им в парикмакерских опаливают (буквально) волосы. ну и в соответственном месте тоже.
и без подмывания каждый раз после похода по-большому там будут оставаться засохшие дандрики.
Комментарий для kalvado.livejournal.com:
И совершенно случайно это совпадает с одним из установок бытового ислама? :)
В Чечне тоже раньше были мир и дружба народов. А потом полыхнуло.
Конечно, чтобы полыхнуло, там пришлось хорошенько и целенаправленно поработать, чего в Татарстане не наблюдается. И всё же...
Комментарий для sergey-cheban.livejournal.com:
Чечня географически расположена совершенно иначе. Возьмите карту России и подумайте каким образом Татарстан мог бы выйти из состава России, что из этого получится.
В Дагестане везде в общественных туалетах стоят банки с водой (и нет туалетной бумаги). Как они подмываются можно только фантазировать, но думаю что руки от этого подмывания становятся грязнее. Не один человек благодарил меня за совет взять в командировку в Дагестан рулон-другой туалетной бумаги.
Кстати, раз уж тема унитазов в Турции так разбередила умы, хочу сказать, что я, конечно же, нисколько не осуждаю, что в Турции соблюдают традиции и таким образом тоже. А то я знаю, тут много горячих голов, которые готовы понять неправильно всё, что только можно неправильно понять.
Комментарий для Евгения Степанищева:
Ха, так ведь традиции бытовые и религиозные переплелись уже так что не поймешь где что. Ну например есть связь между статьей 105 УК РФ «Убийство» и заповедью «не убий»? А ст. 158 УК «кража» и заповедь «не укради»?
Или еще бытовое обоснование религиозных вещей: в исламе положено хоронить покойников в тот же день (жара, покойник воняет-с), а в православии на третий день (попрохладнее в России-матушке, можно и поскорбеть).
Такого много накопать можно. В смысле в отсутствие образования масс, церковь (т. е. более образованные и авторитетные товарищи) совмещали религию и быт.
А что, мусульманам жопу вытирать религия не позволяет?
Кажется, не все в курсе, что подмываться принято не только в арабских и ближневосточных странах.
Например, вся Юго-Восточная Азия поступает так же. Ковшики и шланги повсюду, кроме гостиниц для белых мистеров.
Так при чём тут ислам? (там исламских стран — две или три, и то не радикальных)
Ещё частое заблуждение — что это религия предписывает женщинам надевать, скажем, паранджу. Нет, просто традиции.
Комментарий для boltai-shaltai:
Давайте рассмотрим какую-нибудь конкретную неисламскую страну, где это принято делать.
Комментарий для Евгения Степанищева:
А зачем?! :-))
Ну ладно, пусть Таиланд. Или соседняя Камбоджа. Мусульмане там есть, но чрезвычайно мало и погоды в бытовом укладе не делают. Ну не для них там ставятся ковшики. Они там просто есть, эти ковшики, и без — извиняюсь, никак. Чисто конструктивно никак :-/
Комментарий для Евгения Степанищева:
Татары — сунниты, преимущественно придерживающиеся ханафитской правовой школы. Она известна тем, что отвергает «закрытость врат Иджтихада» (право на субъективное познание истины), как это делают все остальные школы исламского фикха (права). В результате, это всегда позволяло соединять совершенно несоединимые вещи, вроде органичного встраивания достижений прогресса в современную религиозную трактовку. Как следствие, евроислам опять же (концепт, кстати начинал разрабатывать еще в Турции один из татарских эммигрантов начала ХХвв).
А насчет бытовой части, русские как и татары имеют практически один и тот же этнический субстрат в основе — финноугорский. Татарский традиционный костюм, например, почти полностью финнский. Отсюда изначальная схожесть быта, традиционного жилья и так далее, что немаловажно. То есть понятно, что откочевав из теплых степей Причерноморья, было бы очень сложно сохранить тот же быт в условиях сурового континентального климата.
Комментарий для boltai-shaltai:
Меня уже слегка мутит от этой темы, но потерплю. Мусульмане, естественно, не запатентовали этот способ, им могут пользоваться и другие ребята. Но в Турции и без туалетов видно, что бытовой ислам соблюдается сильнее, чем в Татарстане. Туалет — просто яркий пример.
Комментарий для Евгения Степанищева:
Охх.. Ну тему-то не я замутил ))
Мои высказывания были только про непричастность религии ко многим аспектам жизни, бытовым и социальным.
Сравнение с Татарстаном — да, понято. Про молитвы и ритуалы там уместно было. А сортиры (тьфу уже на них;) и многое другое, что обычно валится в ту же кучу — вообще никаким боком. Ну я и вякнул против заблуждений.
Турция, кстати сказать, весьма светская страна, и чудно видеть её в одном ряду с Египтом, например. Но и в ней в мечетях не пусто.
А в Татарстане с этим как? Мечетей много; новые строятся? люди туда ходят?
В Крыму вот мне показалось, что тамошние татары люди довольно верующие. Просто зашёл в какую-то рядовую мечеть, и вот так показалось. А меня это почему-то греет, хоть и не мусульманин.
Комментарий для boltai-shaltai:
За весь Татарстан, конечно не скажу, но в Казани мечети заметны и люди туда ходят. Строятся и новые, самая заметная, построенная на тысячелетие Казани мечеть Көлшәриф ( http://fotki.yandex.ru/search.xml?text=%D0%BA%D1%83%D0%BB-%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%2B%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8C ). Есть, кстати, ещё и школы/лицеи с религиозным уклоном.
В Татарстане не везде, но в госучреждениях и дорогих отелях всё-таки спецдуши для подмывания наряду с рулонами бумаги всё же присутствуют. В сортирах национального уклона, которые победнее стоят кумганы (спецкувшины для процедуры). В общаге у нас в общем на блок туалете соседи-мусульмане для гигиены двухлитровую бутылку из-под кока-колы держали.
Впрочем, процедуру блюдут в основном либо старики, либо сильно религиозные граждане.
Баранов на улице в Курбан-байрам преспокойно режут и разделывают. У нас около мечети есть парк -он как площадка для заклания оборудуется к празднику и успешно используется.
Комментарий для stalkn.livejournal.com:
Я был в кое-каких госучреждениях (в нескольких министерствах Кремля, в нескольких учебных учреждениях) и паре дорогих отелей (например, в «Казанской Ривьере»), ничего такого не видел. А где вы видели эти спецдуши?
Это какой город? Я в Татарстане прожил 30 лет из них больше 10 — в Казани.
Кафе «Азу», «Гранд отель Казань», ОАО «Татнефть» — здание исполнительного аппарата :)
Альметьевск.
В Лениногорске у мечети возле озера, говорят, тоже режут — но лично не видел.
Комментарий для stalkn.livejournal.com:
Значит где-то есть всё-таки. Ок :)
С другой стороны, у нас в «Яндексе» тоже души в туалете есть, но это чтобы унитаз мыть. Там специально напор такой… некислый, для этих целей.
Точно для этого? Регулятора холодная-горячая вода нет?
По идее ёршик и привычнее и гигиеничнее — брызги не летят.
Комментарий для stalkn.livejournal.com:
Нет. Есть кнопка, нажимаешь, вода фигачит. Брызги не летят.
ну мусульмане соблюдают гигиену в туалете уже 1,4 тыщи лет, а туалетную бумагу Запад изобрел только во 2 пол. 19 века. биде наверное еще и 100 лет нет, не говоря уже про гигиенический душ, который сейчас многие (большинство даже, немусульмане) ставят в туалетах.
кстати, про низкие унитазы на уровне пола — сейчас медики тоже призывают мужчин делать малые дела сидя, ибо это не только чистота тубзика, но и профилактика кучи болезней. оказывается, если стоя, то часть самого плохого осадка остается в организме.
и да, булгары приняли ислам, вернее принимали, с тех пор как арабы уже в 7 веке дошли до Каспия. в 922 это было официальное закрепление того, что большинство булгар — мусульмане. первое тюркское государство, кстати, принявшее официально ислам.
Комментарий для saetov.com:
Надо будет почитать на эту тему. Нет ссылок под рукой?
у всех мусульман Татарстана дома в туалете стоят кувшины — Кумганы для подмывания той же самой попы.Я не знаю куда все эти годы, что жил в республике, смотрел автор.
Комментарий для живу в Татарстане:
Не стоят, не обманывайте.
Написано-же«у всех МУСУЛЬМАН».Да и ходить с чистой попой куда более приятно!!!
Комментарий для Заглянувший:
И, что? Я у мусульман в гостях не было что ли? Или вы считаете, что мусульмане только ортодоксальные бывают?
Опять-таки — у каких мусульман...у этнических, может, и не стоят кумганы в туалете. А у соблюдающих мусульман — обязательно есть кумган в туалете. Кстати, в Казани соблюдающих мусульман стало намного больше, чем лет 5 назад.
Комментарий для Айрат:
Ну, блин. Мусульманство оно же не однородное, там течения есть, среди них — разные мнения, что соблюдать, что нет.
Как же вы 30 лет прожили в Татарстане и не знаете, что Курбан-байрам это не город?
Курба́н-байра́м[1] или ’Ид аль-адха (араб. عيد الأضحى — пра́здник жертвоприноше́ния) — исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения Ибрахима, считающегося в исламе пророком. Точная дата празднования по григорианскому календарю может разниться в разных странах.
Почему вы подумали, что я считаю, что Курбан-байрам — город? Я спрашиваю совсем о другом, вчитайтесь внимательнее.