Нельзя опознать незнакомое
Кэмерона некоторые зрители и критики упрекают в том, что при создании мира Пандоры он, дескать, был неоригинален. Пандорианцы, говорят они, напоминают индейцев, летающие банши — драконов, такая растительность была в «Долине папоротников», некоторые животные явно взяты из документальных морских проектов Кэмерона, тема «древа жизни» вообще была сто раз — ну и так далее.
На это можно сказать следующее. Ребята! Невозможно придумать ни на что не похожий мир! Ну не бывает такого! То, что человек никогда не видел, он не может воссоздать!
Это из рецензии Экслера на фильм «Аватар». Проблема, мне кажется, не в этом. Я верю, что вполне можно создать что-то совершенно новое, но беда в том, что перестаёт работать «утиная типизация».
Вот мы создали хрен знает что, которое ходит, как зрен знает что, выглядит, как хрен знает что и пахнет, как хрен знает что. Так что это за хреновина? Создай что-то совершенно непривычное и что с ним делать? Как узнать оно плохое или хорошее? Что у него за проблемы и как их решить? Вот что оно сейчас сделало — поменяло поляризацию бозонов Хиггса или изменило хиральность фермионов? И в чём разница для меня, как зрителя?
Как переживать непонятное? Как ему сочувствовать, сопереживать? И оно мне надо? Интереса не больше, чем смотреть калейдоскоп.
Вот почему мир «Аватара» другой, но очень похожий. Там всё непривычно и знакомо, а народ на’ви плачет, когда видит смерть близких, кивает, когда согласен и целуется в губы, хотя даже на нашей планете есть народы, которые ведут себя иначе.
Все вышесказанное можно охарактеризовать как Эмпатия.
Комментарий для phenix-h-k.livejournal.com:
Я не понял ваш комментарий, не могли бы вы его переформулировать. И почему слово «эмпатия» написано с большой бувы?
Можно сопереживать непонятному. В книге, по крайней мере. Вот хороший пример: http://lib.ru/LOGINOW/ilbach.txt
Да вы оба правы. Человек не может выйти за рамки своих представлений и, одновременно, зритель этого бы не понял. А если поймёт — значит нашёл что-то знакомое из своего опыта.
я избрал для себя самый короткий вариант ответа на критику типа «мир неоригинален, это всё списано с реального мира/других произведений» которая случается практически для каждого фантастического произведения. Я по старой еврейской традиции отвечаю вопросом на вопрос: «а должно быть по-другому?»
Люди почему-то часто забывают, что создание атрибутов, которые принято считать характерными фантастики, в общем-то, обычно не является целью при написании произведения. Хорошие авторы как правило гонятся за несколько более тонкими и возвышенными материями.
Комментарий для karguine.ya.ru:
http://xkcd.com/483/ (-:
Комментарий для karguine.ya.ru:
А что там непонятного в этой книге? Что вы не поняли? И как умудрились сопереживать тому, что не поняли?
Тут ещё такой момент, что создав что-то новое и непонятное можно включить его в сюжет и по ходу действа объяснять, но это плохо скажется на длительности фильма.
А из рецензии можно заметить, что человеку, всю жизнь лепящему вторичные мысли из вторичных мыслей, трудно даже представить, что кто-то может придумать что-то новое.
http://lib.ru/FOUNDATION/selfgods.txt — одна из подобных вещей (статья в википедии весьма однобока, поэтому на неё не ссылаюсь и даже не рекоммендую читать ДО самой книги).
Столкновение с неизвестным и ещё взгляд на нас со стороны — две очень интересные, плодотворные и развитые темы в научной фантастики. Они уже подразумевают придумывание этого самого неизвестного и этих самых кто «со стороны». Часто получается чрезвычайно хорошо и ново.
Фраза что человек не может ничего создать нового по-моему просто кочует из текста в текст, никак не соотносясь ни с создающим человеком ни с новым — она сама стара :-)
Комментарий для masterspammer.livejournal.com:
Я в детстве прочитал очень много фантастики (читал по 400-700 книг в год), кажется и эту книгу я читал.
В Аватаре косяк с текущей с летающих гор водой. А все остальное — нормально:)
Может, дейтериевая (тритиевая) вода? :-)
Комментарий для m-ivanov.livejournal.com:
Меня слегка напрягло, что она там не кончается. То, что вообще льётся не напрягло, мало ли за счёт чего горы летают.
«Unfortunately, they had to be human-esque because our psychology doesn’t allow us to really empathize with something unless it has a face and an anthropomorphic shape. Like if you see something that’s four-legged, you think it’s a dog; that’s just how we’re wired…»
Нил Бломкамп, режиссёр фильма «Район № 9»