Однодворцы Широкобоковы

Разобрал-таки надпись напротив записи о семье моего прапрапрапрапрапрадеда однодворца Прокофия Тимофеевича Широкобокова (1779—1853)! Отмечу для себя, что позже его потомки превратились в Широбоновых.

Прокофий Тимофеевич — это прапрадед со стороны матери моего прапрадеда Никонора Ивановича Литвинова про которого я немножко как-то рассказывал.

Два дня бился над почерком изувера, вписавшего в ревизию откуда именно переехали мои предки по этой линии. Самостоятельно разобрал бо́льшую часть слов, а с остатком помогли ребята с генеалогического форума, там есть фантастические умельцы читать чужие закорюки.

Вот вам этот шедевр каллиграфии (правая колонка): Широкобоковы (215.38КиБ) По всей видимости тут написано следующее: «переезд оной же губернии, уезда и волости из села Солдатской причислены по указу Оренбургской казённой палаты в 1833 году». Потомки, если в будущем изобретут роботов, способных проходить каптчи, суйте им архивные документы, посмотрим кто кого.

Переехали они в село Ефановку (сейчас — Крым-Сарай), село входило в состав Бугульминского уезда, а как следует из текста переехали Широкобоковы куда-то неподалёку.

Я не смог пока найти ничего со словом «Солдатской» вокруг Бугульмы, кроме слободы Письмянской Солдатской, на карте 1805 года она хорошо видна справа (и до сих пор существует в виде села): Солдатская Письмянская слобода (136.39КиБ) Кстати, оцените: карта нарисована вручную в 1805 году и раскрашена акварельной краской.

Слобода очень старая — существует с 1730-х годов, первыми поселенцами были отставные солдаты и потомки польских шляхтичей (в этой связи один конец слободы именовался Панской Письмянкой). На польскую фамилия Широкобоков как-то не тянет, более вероятна версия отставных солдат.

Хорошо бы найти список пунктов тогдашнего Бугульминского уезда, но мне пока ещё не удалось это сделать. Мне как-то слабо верится, что сёла западнее (Солдатская Письмянка) и восточнее (Крым-Сарай) Бугульмы могли принадлежать одной волости, а как мы знаем из каракуль, волость должна быть одна. Если список не найдётся, придётся ползать по карте — убийственное занятие.

Параллельно нужно будет попытаться найти ревизию (перепись) 1816 года по Солдатской Письмянке, по всем признакам она в Башкирском архиве и покопаться там. Причём по этой слободе материалы есть и в Нацархиве Республики Татарстан, мой сканер нашёл документы за 1809-1820, 1822-1823, 1830, 1832-1834, 1837-1841, 1843, 1847, 1849-1850 гг, жаль сами документы не доступны в электронном виде. Нужно будет проработать и их.
26 декабря 2013 22:30

Василий (инкогнито)
28 декабря 2013, 19:18

Солдатская Письмянка есть в архиве ЦГИА РБ, записана за 1816 год как Солдатская Слобода. А с НАРТ будет проблематичнее - они, говорят, выдают метрики только на микропленке (и те в негативе - не черное на белом, а белое на черном).

Василий (инкогнито)
28 декабря 2013, 19:21

UPD.: также упоминается как Писмянская солдатская слобода

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
28 декабря 2013, 22:04, ответ предназначен Василию

Да, я знаю что есть (я же выше написал про Башкирский архив), жаль в электронном виде мало, в том что есть, мои предки не упоминаются, придётся нанимать кого-то.

Василий (инкогнито)
24 октября 2014, 19:04

Исследование по отставным солдатам - это вообще весьма сложная вещь:) Они единственный раз зафиксированы полностью в ревизии - в 1816 г., в 1834 г. они фигурировали только в случае причисления их к другому сословию - решили не учитывать в восьмой ревизии данную категорию населения, неподатная же (хотя казаков тогда переписали).

Интересный момент в том, что раз Ваши предки упомянуты в ревизке 1834 г., то отставными солдатами они, по-видимому, не были.

Если допустить вероятность, что всё-таки были - то они либо были причислены к сословию отставных солдат после 1816 г., и были переведены в сословие госкрестьян через короткое время. Но такое я видел только в селах, в которых жили в основном госкрестьяне, в солдатских слободах свой статус, как правило, не меняли.

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
25 октября 2014, 14:08, ответ предназначен Василию

Вы ошибаетесь.

Например, в самарском фонде 150 оп.1 д. 24 есть «Список государственных крестьян Письменской, Денисовской, Карлигачевской волостей Бугульминского уезда», 1834 год. Там на страницах 169 и 170 перечислены отставные солдаты деревни Сугушлы.

И это не единственный случай, конечно, просто то, что под рукой.

Василий (инкогнито)
27 октября 2014, 12:14

Тут, скорее, частный случай - в инструкции к 8-й ревизии солдаты и их жены вообще не упоминаются. А это значит, их могли законно не внести в РС.

Плюс к этому, чисто "солдатские" населенные пункты указаны в АИС ЦГИА РБ только один раз, в 1816 г., а если, например, там жили и солдаты, и казаки, то в 1834 г. указаны только казаки. Притом это одинаково в разных частях Оренбургской губернии.

Спасибо за индекс дела, надо будет посмотреть.


Евгений Степанищев (bolknote.ru)
27 октября 2014, 15:26, ответ предназначен Василию

А как же исследовать их? По метрикам? Это ж ушибёшься :( Придётся обрабатывать метрики всех окрестных сёл.

Василий (инкогнито)
3 ноября 2014, 20:28

По метрикам и исповедкам. Я пока по своим отставным солдатам (Мензелинский уезд) не могу найти этих документов. Говорят, что в Уфе их нет, а в Оренбург отправил письмо - молчание в ответ.

Кстати, иногда действительно встречаются ревизки 8 ревизии по отставным солдатам, но логика, по которой одно село переписывается, а другое - нет, непонятна.

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
4 ноября 2014, 08:46, ответ предназначен Василию

По метрикам это ужасная работа… У меня тут есть ветка, до сих пор её пока не записал (есть только в черновике) — семья и её части постоянно переезжали и совершенно непонятно составляют ли найденные люди одну семью или у них по случайности совпадает отчество и фамилия (они крестьяне, у них фамилия, бывает, вообще ничего не даёт).

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
20 ноября 2014, 21:05, ответ предназначен Василию

Нашёл восьмую ревизию по Солдатской Письмянке (перечислены семьи отставных солдат). Самарский архив, ф.150, оп. 1, д. 57, со страницы 237.

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
21 ноября 2014, 14:58

Широкобоковы мои оказались вообще не из Солдатской Письмянки: http://bolknote.ru/2014/11/21/~4238

Сергей (инкогнито)
31 января 2016, 09:29

Здравствуйте! Ваш прадед Никонор Иванович Литвинов случаем родом не из Соколки Бугульминского уезда?

bolknote.ru (bolknote.ru)
31 января 2016, 14:31, ответ предназначен Сергей

Нет, родился в Мирной Дубовке (другие названия — Мирная, Дубовка), сейчас это Бавлинский район, раньше был Бугульминский уезд.

bolknote.ru (bolknote.ru)
31 января 2016, 14:33

Про Солдатское, упомянутое тут: это в Орловской губернии (http://bolknote.ru/2014/11/21/~4238).

Сергей (инкогнито)
5 февраля 2016, 15:35

Спасибо, понятно.

Ваше имя или адрес блога (можно OpenID):

Текст вашего комментария, не HTML:

Кому бы вы хотели ответить (или кликните на его аватару)