Это мой персональный дневник. Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

Русская манга: «Чепуха» Голицына

В эти выходные ездили в Свияжск — поманили хорошая погода и цены на отели. Сейчас, видимо, низкий сезон, так что когда ещё интроверту вроде меня ехать в настолько туристическое место? Свияжск оказался очень крутым, обязательно приедем сюда ещё раз летом, чтобы распробовать его более вдумчиво.

В одном из музеев, которые посещали, дочка заметила на стене рисунок, который попросила сфотографировать — ей хотелось потом рассмотреть его подробнее, чтобы разобраться что на нём происходит.

Рисунок оказался частью небольшой рукописной книжицы «Чепуха», которую нарисовал в 1942 году князь Владимир Михайлович Голицын, работавший при советской власти художником-иллюстратором. Книжку он нарисовал, пока сидел в концлагере, в который когда был в те годы превращён Свияжск. Там он и умер на следующий год от истощения.

Книжица рассказывает о приключениях маленькой девочки и её друзей и была подарком дочке врача, которого Владимир Михайлович часто благодарил в письмах из заключения.

Меня рисунок тоже зацепил — я сразу увидел преувеличенно большие глаза, которые сейчас частенько используют в аниме и манге.

Насколько я знаю, в этих жанрах большие глаза символизируют молодость и открытый взгляд на мир, недаром в известнейшем аниме «Ходячий замок» (2004) глаза девочки, которая была превращена в старушку, изменились и стали гораздо меньше.

Вот интересно — что имел ввиду Голицын, рисуя девочкам большие глаза? Может быть ту же самую метафору? Было бы интересно, если да.

Впрочем иногда говорят, что японцы, рисуя большие глаза, подражают европейскому разрезу глаз, — якобы когда-то европейцы казались азиатам очень красивыми. Но русский князь-то явно имел ввиду что-то другое.

Два разворота серии рисунков «Чепуха», В. М. Голицын, 1942

Дополнено: в комментариях мне напомнили про раннюю диснеевскую анимацию, да, очень похоже. Но что ещё интереснее, как оказалось, большие глаза в аниме родом оттуда же — из Диснея.

3 комментария
Вячеслав Банкет 5 мес

Рисунки (особенно последний) напомнили раннюю диснеевскую анимацию 1930+ годов. Тогда уже были персонажи с гипертрофированными глазами. Возможно какие-то обрывки культурной моды доходили и до СССР, оказывая влияние на иллюстраторов?

Евгений Степанищев 5 мес

О, кстати да, что-то такое было же, надо будет глянуть внимательнее.

Роман 5 мес

В аниме большие глаза пришли как раз из Диснея.

Евгений Степанищев 5 мес

А есть какие-то заслуживающие доверия источники, где это написано? Я пока натыкался только на статьи на помойках типа «Пикабу» и «Дзена».

Роман 5 мес

Трудно сказать. А что может быть заслуживающим доверие источником? Это какое-то общее знание, которое ходит по интернету.

Вот вроде бы более-менее подробная статья.

Anyone who compared the work of anime artist Osamu Tezuka and the work that came out of Walt Disney studios in the 1930s and 1940s could see the obvious similarities between Disney’s characters and Tezuka’s. Of course, Tezuka created all of his own characters and story lines, but he borrowed the bold lines, round heads and large, expressive eyes of Disney characters, making his own characters at once impossibly cute and extremely expressive.

https://www.themovieblog.com/2013/08/how-walt-disney-influenced-anime/

Евгений Степанищев 5 мес

Ну вот это более похоже на статью хоть с каким-то фактами, спасибо!