«Неправильный» серп
Недавно на одном ресурсе, не помню, честно говоря, каком, увидел спор по поводу советского герба. Оказывается в некоторых ранних его вариантах ручка серпа нарисована «неправильно» — как будто она присоединена к серпу другим концом.
В споре схлестнулись фанаты и противники СССР. Первые советовали вторым сходить в музей, посмотреть как выглядели серпы в начале века — якобы там и такие лежат тоже. Их оппоненты говорили, что художник герба был городским жителем, серп не особо-то и видел, поэтому нарисовал его неправильно.
Мне понравилась и показалась убедительной версия, которая всплыла там в комментариях, но на которую никто внимания не обратил. Привожу её ниже своими словами.
Во время работы серпом он постепенно расшатывался и начинал выпадать. Тогда, бывало, ручку переворачивали и забивали серп в другую её сторону. Именно поэтому такие серпы попадаются в музеях, хоть и нечасто. Поэтому ручка нарисована правильно, просто рисовалась она с натуры, с такого серпа, который был под рукой.
Версия мне кажется хорошей, но как по мне, маловероятно, что ручка нарисована так по случайности. Возможно за этим стоит какая-то идеология, сейчас уже туманно просматриваемая. Может эта деталь отражала тяжёлое положение крестьян, вынужденных работать такими инструментами или народную смекалку в починке. Не знаю.
Еще часто спорили, как правильно: молот поверх серпа или серп сверху молота. Жаль, не было официального гайдбука.
Надо же. Надо посмотреть такие варианты гербов. В Конституции 1924 года, как мы видим, сверху серп.
Ну так очевидно же, что серп должен быть поверх молота: герб обрамляют колосья. Не покушаешь — молот не поднимешь :)