Дэо-дэо-краснодэо, бац!

Сейчас всё большее распространение получает версия происхождения детской считалочки, начинающейся с «эни-бени» от определённого латинского бурситского стишка.

Версия настолько распространилась, что попала в материалы международной научной конференции «Студенческая наука Подмосковью» за 2019 год. Там, в выступлении Барановой У. С. и Андрейчевой Н. И. «Жанровые и языковые особенности детских считалок» читаем:

Повсеместно известная считалка, начинающаяся с загадочных слов «Эни-бени» (или «Эники-беники» — зависит от местности, где она бытует), полностью звучит так:

Эни-бени-рики-факи,
Турбо-урбо-сентябряки,
Дэо-дэо-краснодэо
Бац!

Казалось бы — типичный пример считалок бессмысленных, состоящих из «тайных слов» и просто подходящих ритмически. Однако не всё так просто […], это перенятый на слух неграмотными слоями населения от воспитанников гимназий и университетов, а после переиначенный на свой лад латинский стишок:

Aeneas bene rem publicam facit,
In turba urbem sene Tiberi jacit.
Deus, deus, crassus deus, Bacchus!

Последние пять лет эта версия болталась по дневничкам, «познавательным» форумам и прочим сайтам того же калибра, а теперь вот краешком влезла в околонаучную публикацию.

Нельзя сказать, что она очень уж неправдоподобная, скорее она меня смущала своей точностью — прямо вот нашёлся латинский стих, который почти в точности лёг на детскую считалку. Впрочем, есть же «цу-е-фа», фраза, которую дети до сих пор повторяют в игре «камень-ножницы-бумага», которая оказалась китайской.

Как бы то ни было, я решил поискать откуда взялся этот латинский стишок и в конечном счёте нашёл.

В 2005-м году, некто Илья Нахмансон на форуме «Санкт-Петербургской классической гимназии №610» предложил игру — пофантазировать на тему происхождения двух считалочек и предложить свои версии, «сколь угодно изощренные и надуманные».

Самую изощрённую и надуманную версию предложил сам Илья:

Этот отрывок, несомненно, пришел к нам из Польши. Во-первых, на это почти прямо указывают материалы из ссылки, приведенной в первом сообщении. Во-вторых, где еще в пределах государства Российского было такое количество латиноговорящих людей? В-третьих, этот вывод можно сделать на анализе лексического материала самого текста.

Собственно, сам отрывок представляет собой один из куплетов вакхической песни. В первых двух стихах косноязычно, безграмотно и неверно сообщается о некоторых фактах из римской истории:

Эни бени реки факи
Aeneas bene¹ re[m] [publicam]² faci[t]³
¹ ср. польское «добже»
² «реки» из rzecz, как в «Речь Посполитая», очевидный полонизм
³ историческое настоящее

Турба урба сентябряки
[In] turba urb[em] sene Tiberi jaci[t]³
³ см. выше

Итого: «Эней хорошо государство сделал,
Под шумок основал город рядом со стариной-Тибром.»

Трудно сказать, почему все эти свершения приписываются здесь Энею. Вероятно, римский вариант «глобальной хронологии». Или невежество. Или еще что.

Два последних куплета расшифровываются легко — это восхваление бога вина.

Деус, деус, краснодеус
Deus, deus, crassus⁴ deus
⁴ указание на тучность Вакха подтверждает гипотезу о позднем возникновении песни

Бац
Bacchus

Все замеченные ошибки в склонениях, спряжениях и употреблениях являются опечатками.

Для интереса я разыскал Илью Нахмансона и спросил его как родилась эта версия. Его ответ был краток: «писал в состоянии аффекта».

Поделиться
Отправить
 294   1 мес   галиматья
2 комментария
PastorGL 1 мес

ответ был краток: «писал в состоянии аффекта»

Использование около-юридического жаргона — это ещё старый фидошный способ намекнуть собеседнику, что он ведёт себя как (неуважаемый, в общем случае, в этой субкультуре) представитель «компетентных» органов, который пытается вести расследование при очевидной бессмысленности подозрений. То бишь, вежливо послать куда подальше.

Евгений Степанищев 1 мес

Да, в общем-то, и так было понятно, что ему моё расследование до лампочки :) Просто мне было хотелось получить однозначный ответ от автора «версии», чтобы перекрыть этому фейку кислород.

PastorGL 1 мес

Ну, для меня, как для интернетного культуролога-любителя, было интересно узнать, что кто-то до сих пор использует тропы 20-летней давности :)

Впрочем, каков вопрос, таков и ответ. Если речь идёт о столь древнем меме, общение вполне можно вести в дискурсе тех лет.

Евгений Степанищев 1 мес

Возможно это просто совпадение :)

Популярное