☦ «А вдоль дороги мертвые с косами стоят… И тишина!»
Спуск с казанской улицы Ульянова-Ленина слева и справа покрыт камнями. По рассказам местных, когда-то они густо покрывали всю поверхность, сейчас едва видны местами.
С первого взгляда в них незаметно ничего необычного, но если приглядеться, то можно разглядеть какие-то рисунки и надписи. Дело в том, что эти камни… раздробленные могильные плиты.
По несколько противоречивой информации, собранной в интернете, я сделал вывод, что эти плиты в 1920-е годы перенесли с какого-то кладбища, разломали и укрепили ими осыпающийся склон. Позже там положили асфальт и бо́льшая часть плит была погребена под ними.
Судьба их печальна — совсем недавно, прокладывая канализацию, асфальт вскрыли, а плиты вывезли на какую-то свалку, как не представляющие культурной ценности и лишь небольшая часть обломков уцелела.
Ничего такого, даже вполне в духе античности и средних веков. В западной культуре во все времена любили переиспользовать могильные плиты с заброшенных могил. Для фундаментов при строительстве, но, бывало, и для других нужд. Хороший обтёсанный камень, что ему пропадать-то...
Вот кстати, свежий пруф: http://www.vm.ru/news/2016/04/12/fundament-chudova-monastirya-bil-sdelan-iz-starinnih-nadgrobij-317338.html
Комментарий для PastorGL:
Как-то на одном из кладбищ обнаружил оградку одной могилы из камней другой, писал об этом вот тут: http://bolknote.ru/all/3959/
В царской России тоже регулярно использовали.
Особенно на строительстве церквей (просто церкви чаще бывали каменными, а денег всегда не хватало).
Комментарий для Сергей:
Странно, в Татарстане я не припомню каменных церквей, только кирпичные и деревянные.
Комментарий для Евгения Степанищева:
Фундамент все равно из камней.
Чисто каменных церквей практически и нет, кругом кирпич (если только домонгольские и то, та же киевская София — смесь плинфы и камня). Меня, в свое время, сильно удивило, что Исаакиевский собор в основном кирпичный.
А вообще вы правы, но почему-то везде кирпичные церкви упорно называют каменными.
Кстати, кажется, в «Волжских булгарах» 54 года Смирнов (могу ошибаться) описывает каменные церкви построенные из остатков кладки старых булгарских каменных построек в районе Булгара, Биляра и тд. Недавно буквально видел фото, где старое надгробие с арабской вязью в фундаменте церкви XVIIвека. Найду, кину сюда или в FB.
В Фанагории, кстати, когда копал, меня поразило, что идешь по поселку (Сенной), и то тут-то там в каменнной кладке стен местных деревенских участков встречаются артефакты — здесь морда льва греческая, там кусок капители.
А у старообрядческой церкви что неподалеку не было кладбища?
Комментарий для Toz:
Одна из версий, что плиты как раз с него. Возможно плиты вообще не с одного кладбища. Если я не ошибся, то я на одном из обломков видел булгарский символ.
Комментарий для Toz:
http://img-fotki.yandex.ru/get/37849/35419492.121/0_8bf8b_cb5d92b_L#20160420_135004.jpg%7Chttps%3A%2F%2Ffotki.yandex.ru%2Fnext%2Fusers%2Fbolknote%2Falbum%2F48870%2Fview%2F573323#500x375
Жесть и ужас. Вообще, все эти сносы старых кладбищ, использование надгробий, застройка их территорий бизнес-центрами и даже вестибюлями станций метро — аморальщина, жесть и ужас. Такая же, как копание в останках фараонов и простых людей, когда-то похороненных.
Когда я думаю о современных кладбищах, где хоронят современных людей, я все чаще задаюсь вопросом, как долго эти кладбища просуществуют. И кремация представляется все более приемлемым вариантом. Если не единственно приемлемым.
Комментарий для Alexey:
Кремировать и прах развеять, да. Или кинуть труп в Ганг, тоже дело. Или скормить птичкам, правда тут смотри парсы, грифы и диклофенак.