Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

Уход материальной культуры

Поправьте меня, если я ошибаюсь, но мне кажется, что материальная культура, то есть культура вещей, которые можно потрогать, подержать в руках, постепенно уходит. Сейчас более распространённый метод обладания чем-то — не иметь это у себя, а иметь фотографии с этим. Безусловно, это не вчера началось — фотографии себя на фоне чего-либо — распространённая вещь с начала изобретения фотографии.

Но удешевление сначала фотографии, а потом и стоимости хранения привело к тому, что фотофиксация чего-либо не сто́ит вообще ничего, а следом появилась странная штука — для элитарного потребления (в терминах Пелевина) вполне достаточно иметь фото с «Бентли», а не сам «Бентли». Стремительно выходящий из моды «Твиттер» попал в узкую щель между блогами и приходящим на смену всему дешманским мутным фоткам и короткому видео.

«Инстаграмм» и иже с ними — вот новые блоги, они же новые документы на владение чем-либо.

Я не хочу сейчас обсуждать отрицательные стороны всего этого, но вижу огромный положительный фактор — такое плавное прощание с осязаемым обладанием подготовит человечество к нейроинтерфейсам, которые, как я горячо надеюсь, ждут нас в полную силу где-то лет через 10—15. Прощание с материальным — это вполне ожидаемая проблема и на фоне решаемых технических (эффективные источники питания для этих мелких устройств и процессорные мощности для расчётов и отрисовки видео в реальном времени) даже, возможно, более серьёзная.

Я не склонен усматривать в этом какой-то единый план, более того, я на 100% уверен, что его тут нет, но для человечества всё складывается очень удачным образом — нейроинтерфейсы важный рывок в развитии и я рад, что для них готовится такая почва.

14 комментариев
Азат 2015

Где-то читал интересную мысль о том, почему появилась такая субкультура, как хипстеры. Это произошло потому, что в мире, где виртуальность стремительно набирает силу, люди осознанно или неосознанно стараются удержать хоть что-то настоящее, что можно подержать в руках, как-то ощутить связь с историей.
Сюда же можно записать любителей плёночной фотографии, виниловых пластинок, коллекционеров всяких старинных штук или покупателей жутко дорогих вещей ради качества, а не статуса.

PastorGL 2015

поскорее бы.

Сергей 2015

А вот это не пугает? http://bit.ly/1JZVe94 (текст внизу старницы с кешем)

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2015

Комментарий для Сергей:

Я нейроинтерфейс представляю совершенно иначе.

BOLVERIN 2015

уход от материального. мне, почему-то, вспомнилась игра SOMA https://ru.wikipedia.org/wiki/SOMA

Арефьев Тимур 2015

А пелевинская реальность из книги про хомяка не пугает?

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2015

Комментарий для Арефьев Тимур:

А что за книга имеется ввиду?

Арефьев Тимур 2015

Великий Hamster

Арефьев Тимур 2015

У нее вроде бы основное название «Любовь к трём цукербринам».

Alex 2015

А я предсказываю возвращение культуры реального после первой глобальной проблемы с виртуальностью.
Сейчас положенное в сеть не умирает только благодаря прилагаемым каждодневным усилиям. Если нет усилий — пропадают сайты, видео, фотографии.
Случись глобальный международный конфликт — исчезнет навсегда кусок толстого культурного слоя.
Если верить расхожей истине, что сисадмины делятся на тех которые ещё не делают бэкапы и которые уже делают, то в будущем как минимум некоторую сумму знаний будут хранить на вечных источниках информации, которые легко воспроизвести и которые могут существовать десятки и сотни лет.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2015

Комментарий для Alex:

Случись глобальный международный конфликт — исчезнет навсегда кусок толстого культурного слоя.

А как выгорают бумажные архивы в этом случае — куда там электронным! Сгорел военкомат в Лениногорске и целый регион без понятия где искать пропавших без вести во Вторую Мировую.

Если нет усилий — пропадают сайты, видео, фотографии.

Скорее сейчас всё с точностью до наоборот. Все эти «Вконтакте», «Фейсбуки», «Яндекс.Фотки» вообще-то не удаляют данные, если их удаляет пользователь — так просто менее затратно. С этой точки зрения это куда более надёжное хранилище.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2015

Комментарий для Арефьев Тимур:

У нее вроде бы основное название «Любовь к трём цукербринам».

Ааа… нет, не пугает. Это вообще не те нейроинтерфейсы о которых я. Я не верю в полную отмену двигательной активности. Точнее она вполне может начаться на первых этапах, а потом маятник качнётся в другую сторону.

Alex 2015

А как выгорают бумажные архивы в этом случае — куда там электронным! Сгорел военкомат в Лениногорске и целый регион без понятия где искать пропавших без вести во Вторую Мировую.

Этот архив хотя бы дожил со времён второй мировой до наших дней. Бумага, как носитель, в отличие от жёсткого диска более долговечна. Распределённые системы продолжают работать, потому что носители регулярно заменяют. Если будет событие сравнимое, допустим со Второй Мировой, я думаю, маловероятно, что регулярная замена дисков в соц. сетях будет приоритетной задачей.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2015

Комментарий для Alex:

Электронные архивы хранятся не на жёстких дисках, насколько я знаю, а на специальных CD/DVD-болванках длительного хранения (это не те бытовые, которые используем мы). В этой точки зрения они не лучше и не хуже бумаги — бумага гниёт, они ломаются, бумага горит, они тоже.