Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

«Песня очень позитивного человека»

Декан Кис Симонтон из Калифорнийского университета в Дэвисе на базе целого ряда исследований построил график, демонстрирующий среднестатистическое соотношение возраста и творческих способностей.

Из него видно, что наши креативные возможности быстро растут на старте карьеры, достигают пика примерно через 20 лет, где-то в районе 40-45, и затем начинают медленно приходить в упадок. В зависимости от вашей специальности этот график видоизменяется, но незначительно. Сегодня средний возраст, в котором делают свое главное открытие физики — лауреаты Нобелевской премии, — 48 лет.

Теоретики в области химии и физики добиваются значимых результатов несколько раньше, нежели исследователи-практики. Поэты достигают пика раньше, чем прозаики. Исследование, проведенное Симонтоном среди композиторов-классиков, показало: типичный представитель этой профессии пишет первое значительное произведение в 26 лет, в 40 он достигает наибольшей творческой зрелости и плодовитости, а затем снижает обороты, и в 52 пишет последнее свое значительное музыкальное произведение.

Из статьи «Разрешите преставиться» профессора биоэтики Иезекииля Эмануэля. Это неплохо согласуется с другими статьями, которые я читал по теме и наблюдениями за собой — пока я, определённо, становлюсь всё уменее и умелее.

Интересно, откуда взялся миф об интеллектуальной деградации где-то после 30? Я натыкаюсь на него всё чаще, особенно в среде стартаперов. Причём среди последних он ещё более удивителен — потому что качество и сложность 90% процентов стартапов на уровне того, что программист высокого класса с опытом может сделать за пару ночей.

Вероятно интеллект в самоосознании стартаперов тут подменяется совершенно другими вещами — напористостью, смекалкой, приспособленностью и так далее.

Стартапы, на мой взгляд, вообще вещь вредная потому что их благая сторона — попытка сделать что-то неожиданное, смелое, совершенно подменяется редким следствием — срубить бабла, попав пальцем в удачную тему. Вместо того, чтобы считать финансовую неудачу стартапа платой за возможность проявить своё творческое мышление, считается, что это и есть провал самого акта.

Я склонен считать стартап скорее хобби, ролевой игрой и разовым актом творчества, чем заявкой на серьёзной бизнес. Бывает, когда из первого вырастает второе, но это исключение, в жизни вообще многое случается, глупо строить планы, полагаясь на случай. Кстати, отсюда и моя подозрительность в отношении зрелых людей, ударившихся в стартапы — это больше похоже на эскапизм, когда человек, который должен крепко держать штурвал собственного корабля, мечется по берегу, что твоя Ассоль, вглядываясь в даль, в надежде увидеть алый парус инвестора.