«Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство»
Помните знаменитое, у Пушкина, вынесенное в заголовок?
Оказывается полностью этот отрывок письма (Письмо П. А. Вяземскому, 27 мая 1826 года из Пскова в Петербург) выглядит следующим образом, что в корне меняет смысл высказывания, на мой взгляд:
Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство. Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? если царь даст мне слободу, то я месяца не останусь.
Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и <бордели> — то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? в нем дарование приметно — услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится — ай да умница.
Аристократ. Дворянин. А всё туда же — борделей в Михайловском не хватало.
Валить пора, валить, умные люди давно уже все поняли...
Вот что случается с теми, кто вовремя на сваливает.
Гм. Объясните, пожалуйста, почему «в корне меняет смысл высказывания».
Комментарий для u-joe.blogspot.com:
Мне всегда казалось, что Пушкин — патриот своей родины, который видит отчётливо видит все её недостатки и они ему невыносимы, вместе с тем, он любит Россию. Вместо этого оказывается, что он просто хочет за границу уехать, а его не пускают.
Тогда, вероятно, вам еще не раз доведется изменить свое мнение о Пушкине :) все-таки он был (как личность) намного сложнее простеньких ярлыков наподобие «патриот» или «хочет уехать». Извините, если что.
Комментарий для u-joe.blogspot.com:
Возможно, я не знаю. Мне Пушкин детально пока не интересен.
Просто любить Россию намного приятнее наслаждаясь жизнью где нибудь в лондонском ээээ театре, где есть с кем поговорить, а в Михайловском только дядьки, мамки, да крестьянки. Ну ещё письма раз в месяц приходят.
Спасибо за сслыку, я понимал фразу вне контекста также как ты, поэтому тоже удивлён.
Досадно то, что века проходят, а настроения в стране(ах) не меняются...
С другой стороны есть прекрасная поговорка «Если вам нравятся картины, то совсем не обязательно знакомится с художником»
Это я к тому, что не нужно делать культа ни из каких деятелей культуры/искусства (да и вообще не из кого), а то, почитаешь вот так письма/дневники/блоги, и разочаруешься :)
Забавно сопоставить с:
Всё же, ощущение от фрагмента такое, что не Расея сама по себе его удручала, а политическая обстановка. К царьку у него претензии, к несвободе. Заперли чувака в «глухое Михайловское», он и бесится. А кто б не бесился?
Комментарий для boltai-shaltai:
Если бы он в вожделенном Лондоне к подготовке восстания был причастен, то его бы не в Михайловское сослали, а просто повесили. Но кто же об этом думает? Хорошо там, где нас нет.
Я, кстати, был недавно в Михайловском. Замечательное красивое место. Я только там всю мощь его таланта почувствовал, потому что сам видел то, о чем стихи написаны :)
Но если жить там долго, то свихнуться со скуки запросто можно, по-моему :)
Ну почему-же «в корне меняет»? По моему, полная цитата получается такая:
«Мы в сношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда — при англичанах дурачим Василья Львовича; пред M-me de Staël заставляем Милорадовича отличаться в мазурке. Русский барин кричит: мальчик! забавляй Гекторку (датского кобеля). Мы хохочем и переводим эти барские слова любопытному путешественнику. Все это попадает в его журнал и печатается в Европе — это мерзко. Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство.»
А фраза «Ты, который не на привязи...», это уже следующая мысль.
Комментарий для agonych.livejournal.com:
Мне всё это кажется цельным текстом. Не вижу почему это должны быть изолированные мысли.
Первая мысль — «Мне многое не нравится в России, но еще больше мне не нравится, когда на это тычут пальцами в Европе». Вторая мысль «Не понимаю, как вообще тут можно жить, рыть отсюда надо!»
Комментарий для agonych.livejournal.com:
Да, теперь я увидел текст вашими глазами. Тем не менее, это плавное течение мысли, без разрывов. И объединяет их нелюбовь к России. Если же выдрать первую фразу из контекста, то её смысл, на мой взгляд, меняется.
многое ставит на свои места
На самом деле всё куда прозаичней. Его сослали, вот он и разошёлся, он вообще был товарищ буйный, эмоциональный. На самом деле он очень свою Родину любил, это легко заметно из множества его произведений.
Бедный Пушкин...ну вы про него и написали...Из достоверного источника -его реальное письмо, неверующим-сходить в библиотеку. Пушкин — Чаадаеву: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество».
Это письмо, написанное на французском языке, Александр Сергеевич Пушкин адресовал выдающемуся русскому мыслителю Петру Яковлевичу Чаадаеву, чей критический взгляд на историю России оказал огромное влияние на отечественную мысль.
Александр Сергеевич Пушкин
Благодарю за брошюру, которую вы мне прислали. Я с удовольствием перечел ее, хотя очень удивился, что она переведена и напечатана. Я доволен переводом: в нем сохранена энергия и непринужденность подлинника.
Что касается мыслей, то вы знаете, что я далеко не во всем согласен с вами. Нет сомнения, что схизма отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые ее потрясали, но у нас было особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена.
Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие Европы было избавлено от всяких помех. Вы говорите, что источник, откуда мы черпали христианство, был нечист, что Византия была достойна презрения и презираема и т. п. Ах, мой друг, разве сам Иисус Христос не родился евреем и разве Иерусалим не был притчею во языцех? Евангелие от этого разве менее изумительно? У греков мы взяли Евангелие и предания, но не дух ребяческий мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве.
Петр Яковлевич Чаадаев
Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и все. Оно не принадлежит к хорошему обществу. Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие — печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — так неужели все это не история, а лишь бледный полузабытый сон?
А Петр Великий, который один есть всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел нас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал.
Вышло предлинное письмо. Поспорив с вами, я должен сказать, что многое в вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь — грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству — поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко. Но боюсь, как бы ваши исторические воззрения вам не повредили…
Наконец, мне досадно, что я не был подле вас, когда вы передавали вашу рукопись журналистам. Я нигде не бываю и не могу вам сказать, производит ли ваша статья впечатление. Надеюсь, что ее не будут раздувать. Читали ли вы 3-й № «Со
Комментарий для Анна Радостная:
Я не понял зачем вы всё это написали или процитировали. Жуткая мешанина, непонятно где кончаются ваши мысли и начинаются цитаты. И, главное, какую мысль хотели донести. Я письмо Вяземскому не придумал.
Письмо Чаадаеву — тоже не выдумка.
Оно просто демонстрирует, что, действительно, Александр Сергеевич был человек эмоциональный в разных ситуациях и с разными собеседниками отстаивал различные мнения.
Ему, в отличии от других классиков (напр. Гоголь, Достоевский, Тютчев) не повезло бывать за границей, где многие из них писали свои лучшие произведения о России. Одно понимание невозможности повидать весь свет способно загнать человека в депрессию.
Я сам люблю путешествовать за бугор, потому как там сильнее начинаю любить нашу страну.
Весеннее обострение. Даже удалять не буду. Насколько безумный бред, что даже сохранить интересно.
Ну и вумные вы все тут,да и начитанные.
Смешной автор. Поставил на щит себе маленькую фразу из Пушкина который томился ссылкой. И тем самым отказался от Пушкина живого который умел признавать ошибки, имел ум видимо на порядок более живой чем у автора потому как в последствии неоднократно менял своё мнение. И писал он не о Европе а о России. И все глубже на восток двигалось его вдохновение. А автор даже не вдумывается — видимо читать лень — берет труп Пушкина и прикрывается им от смертных. Жалкое зрелище.
это было сказано в 1826, после расстрела сенатской площади и декабристов. а еще через 10 лет, в 1836 (в следующем году он умрет), Пушкин напишет:
«Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал»
Алексей, умница, прочитала страницы...Боже! Какой хаос! Это все от невежества. А вы написали и снова всё встало на свои места. Хороший Fazit.
Да, судить о человеке, тем более такого уровня, нельзя лишь по одному высказыванию. Ведь он, в конце концов, молодой, гибкий умом и гиперталантливый человек.
Не ручаясь за дословность «...настоящий ум — он мягкий, как вата, лишь глупость тверда как орех». Я это к тому, что Пушкин — живая натура, ему присуща диалектика сознания
Пушкин — самое светлое, самое гармоничное лицо нашей литературы; лицо, безусловно живое по сей день и по сей день актуальное настолько, что даже его мысли о России ни на йоту не утратили своей актуальности за прошедшие почти 200 лет. Наши раздоры (даже по его поводу или по поводу им сказанного) до Пушкина не достигают.
Мне кажется, в 1836-м это было что-то из этой оперы:
«Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
А никто не задумался, что эти строки написаны человеком 27 лет от роду??
Какие мысли в молодости, а какие в зрелом возрасте? А какие мысли в старости? Все течет, все меняется. Максимализм молодости мне в этих строках совершенно очевиден.
Уехал бы за границу, а потом изнывал бы там без отечества. Вернулся бы и увидел все совершенно в другом свете.
И кто знает, что написал бы после?
Так что и говорить тут нечего.
27 лет по тем временам оччень зрелый мужчина. Это не нынешние, до сорока с лишним лет за мамину юбку.
Отчасти я предполагал почему Пушкин ходил по Петербургу с железной палкой-тростью...
Не только тренировать руку для пистолета, но и предупреждение для всех «доброжелателей».
Ведь я так полагаю его Россия не стала для него родной, желанной, любящей..
Те кто почитал его это было небольшое меньшинство, не смогшее защитить своим влиянием
поэта от клеветы и интриг. И не удивительно его желание сбежать из России....
Возможно да и скорее всего я не прав и пусть более сведущие товарищи поправят меня.
Да по мне нет никакого противоречия в его словах. Он действительно и любит и ненавидит и хотел жить в России и хотел уехать из неё. Как так? Если объяснять коротко — хочется жить дома так, как живут люди за границей. Если подробно — Он бы и уехал в цивилизованность от дикости российской, но она ему Родина. Он её любит и любовь не может быть равнодушной при виде на болезни Родины. Ничего для души нет роднее, но и боль от того что у тебя на Родине такая несовершенная жизнь на фоне жизни заграницей. Человек фундаментально важно жить и дома и цивилизованно. И в этом вечный русский конфликт. Ведь вспомните на какой почве декабристы начали конфликтовать с властью? На почве того, что насмотрелись на Западе, в Париже, во время похода, когда Наполеона гнали обратно. Там насмотревшись цивилизованности западной, многое, дикое в своём отечестве, хотелось поменять. И эта проблема до сего дня.
(Только уже в запущенном и почти безнадёжном виде.) Когда неграмотное большинство перевернуло лодку в 1917 году и пролетарии за 75 лет стёрли даже сам класс, который пытался за собой вести общество в сторону большей цивилизованности. Пытались они до себя поднять то большинство, а получилось наоборот — пролетарии опустили до себя. А что оставалось у России другое?! И нужно ли быть не благодарными ко всему тому, к чему удалось России подняться в Пушкинское время!? Нужно вспомнить корни этого — изначально Пётр пытался догнать Европу и обороной и цивилизованностью, но не видел реально возможным поднять сразу весь дремучий народ, взвалил это на авангард общества — дворян. Они поднимали страну, вели за собой. И смогли ведь!
И пушкинский круг в помыслах своих и делах есть доказательство что удалось таки Россию поднять на уровень хотя бы осознания и стремления. За это нужно быть благодарным и ценить петровские реформы и тех кто был в авангарде. Но они желали большего. И это тоже нормально. И власть боялась что может случиться то что и в конечном счёте случилось в 1917 году. И силы извне помогли перевернуть очень нестабильную лодку наивным дворянам в России. Это было предрасположенностью лёгкой — просто помогли большинству опрокинуть меньшинство и вернуть уровень цивилизованности России на уровень до петровской эпохи. Мог ли знать Пушкин куда это ведёт? Да даже если мог, какой выход? Ещё больше увеличивать пропасть между богатыми образованными и бедными невежественными людьми?
Нужно было как то и с дикостью покончить и удержать власть меньшинства над большинством. Дать чудовищу право и развиваться и чтоб оно тебя не поглотило в момент когда начнёт осознавать себя за личность с которым нужно считаться. Вот мы и может сегодня лишь обороняться от внешнего мира, а жизни для внутреннего так и нет. Петровская идея привела в естественную пропасть. Когда образование получают люди не имеющие воспитания — так и бывает. И не одолеть и не ужиться вместе. Вот сегодня мы и наблюдаем то меньшинство что было в царской России в таком громадном количестве заграницей, а то большинство что было в царское время, на фоне приезжих из ещё более неблагополучных регионов, русский язык всё реже и реже....
и нет даже осознания что с нами произошло и происходит сегодня. Мы не то что бы извлечь ошибки и пытаться вернуть культуру, мы познав финал болезни мечтаем вернуться в начала когда ею заразились. Конечно в самом начале было лучше. Тем более если вспомнить как любили врать в советском союзе что в фильмах, которые сегодня кто то за реальность себе представляет, как и в очковтирательстве (слово придумано когда?), округляя цифры в нужную сторону. На фундаменте вранья сегодня иллюзия что у нас что то было.... и оно конечно было что то. Но если смотреть с высоты этой истории с Пушкиным...
Поэту, писателю, или композитору не бывает скучно. В Михайловском или в Сазановке... У них есть богатство, которое и ночью, и днём, и всю жизнь скрашивает и одиночество и тоску....
Тоже мечтаю увидеть Михайловское.
Ах, если бы Александр Сергеевич был жив сегодня и писал эти же слова, одни комментаторы записали бы его быстренько в путинисты, другие -в либералы. Третьи пришли бы из ОБЭП и конфисковали бы Михайловское. В общем, имел бы горе от ума!
Написано 200 лет назад, а читается, будто сегодня. Но, правда, замечательно там, где вас, русских, нет. Или, если есть, то совсем немножко... Я, вот, живу в Израиле, и вас тут есть... но в меру. Чуть-чуть
Ну, как мы все видим, вы там и собственными силами справляетесь.
Мажор он был в своём времени. Пушкин. Обидно. Великий русский поэт. А всё туда же- я уеду жить в Лондон....
А вам всем злопыхателям всех мастей скажу одно- хотите свалить? Валите! Дайте нам Родину и дальше сильной делать. Помогать не надо, не мешайте . Думаете, если мы, большинство, молчим и на митинги не ходим, то нас вроде как и нет? Вы сильно удивитесь, если дело вдруг дойдёт до дела. Вы инагенты называете нас ватниками? Ватник- это добротная солдатская телогрейка. И на моей Родине , в Советском Союзе, в этих ватниках фашистов били! Есть чем гордится! А вас ждут в Лондонах и Парижах! Только вот единожды предав, кто тебе поверит? Кому нужны вы там, уважаемые? Критиковать, ломать,оскорблять, всегда проще и наваристее в материальном плане, (судя по Подвальному), чем созидать, строить и прееумножать. А Пушкин? Ну Бог ему судья! Хотел бы, уехал. А он Россию любил. Любую. В чём то капризный, в чём то взбалмошный, но! Великий Русский Поэт. Сплин, хандра- болезнь поэтов, но он то мог позволить себе такие высказывания, ибо Пушкин!!! А вы чем Родину прославили?
Ирина, вы к кому обращаетесь вообще?
Владимир Либман, скажите, у Вас проблемы с самооценкой? Или Вы никак с бывшей родиной распрощаться не можете? Всё припоминаете какие то обиды? Вы же в стране благословенной живёте, должны быть счастливы и толерантны. А Вам всё русские покоя не дают. Мы о Вас забыли, а Вы нас всё никак отпустить и забыть не можете. Гонения на евреев были веками, и русские люди,как народ, как нация всегда были добры и терпимы к евреям, во время Великой Отечественной спасали, рискуя своими жизнями. Вы свой выбор конечно сделали, будьте счастливы и здоровы. Но как то непорядочно Вы поступаете, когда пишите такие вещи. Не уподобляйтесь гонителям вашей нации,не оскорбляйте людей, тем более по национальному признаку
Перестаньте, пожалуйста.
Евгений, я прокомментировала высказывания господ, желающих, по их собственным словам свалить в лондОны и парижи
Если кто-то куда-то хочет переехать — пожалуйста, в чём беда? Но вы тут переходите на личности и почему-то считаете себя в праве поливать помоями чужой выбор.
Пушкин, к слову, уехать не мог.
Я высказала свою точку зрения,а иначе для чего был весь этот обмен мнениями? Вам надо было напечатать свой материал и запретить комментарии.
Учитесь выражать свою точку зрения, не поливая грязью других людей.
Все по своему правы. Но послушайте, даже по этому знаменитому письму и яркой досаде нельзя делать никаких выводов. Да мажор, да хулиган и задира и
Гедонист, а вместе с тем глубочайшая душа и чувствительнейшая, одно другого не исключает. Писал одно, и может и уехал бы, а дойди дело до войны скорее всего был бы ярым патриотом. Подлецом и предателем никогда не был. А красное словцо — это не поступок, это свобода мысли и любовь к жизни во всех ее проявлениях.
Эх, интернета, Сане не хватало!
Ничего-то оно не меняет. Чуток влияет лишь «но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство».
Тут как бы важно понимать, что автору на момент написания письма было 26 лет. Понятно, что это Пушкин, но 26 лет, даже в то время — это все таки еще ветер в голове. Кому в 26 лет не хотелось в бордели?
В Питере во времена Пушкина тоже было нескучно. Науки процветали, театр, литература. Но его сослали, извините, в деревню за плохое вольнодумное поведение. Ничего не поделаешь. Он переживал. Было обидно и больно за Россию и за себя. И съехать туда, где приставать не будут, конечно, ужасно хотелось. Жизнь...
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бур и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья.
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
1836 г.
Это, насколько я помню, он написал в 1826 году, Когда его сослали в ссылку, когда он был раздражен и обижен на царя и чиновничество., но, и тогда он не хаял русского народа. А в 1836 написал, — «клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал!»