Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

Авторы книг, опишите персонажа сразу или никогда

Читаю книгу Найджела Воттса «Как написать повесть». Не то, чтобы я задумал написать повесть в ближайшее время, но всегда интересовало стоит ли за этим какая-то теория. Оказывается, тонкости есть.

Наткнулся в книге на описание одной из ошибок автора, которую я часто замечаю в книгах — когда чересчур долго тянут с описанием местности, погоды, действующего героя или вводят какие-то подробности сильно позже первого появления сцены или персонажа.

Несколько таких ошибок подряд сильно раздражают: только представил себе персонажа, а оказывается, что он не так одет, другого пола, да ещё и с рогами. По ощущениям как будто начал бежать и споткнулся.

Авторы! Не делайте так!

У Воттса на эту тему сказано кратко и по делу. Рекомендую.

Добавлено: я, конечно же, не имею ввиду литературный приём, когда детали не раскрываются до какого-то момента для эффекта неожиданности.

17 комментариев
caesar (gaius-julius.ya.ru) 2010

Иногда это делается специально и осознанно. Читал повесть, где только к концу выясняется что у героев есть хвост, весят они под пару сотен килограмм и вообще динозавры с разумом и технологиями.

astur (astur.net.ru) 2010

Воттс смотрит однобоко. Последовательность изложения — это не «правильно», а просто отличительная черта именно повести. К счастью, повесть — это не единственная разновидность литературного произведения. Существуют и популярны жанры, в которых намеренное затягивание с раскрытием подробностей создаёт весь кайф.

Вообще, слишком много развелось «рекоммендаций», как правильно создавать произведения искусства. Настоящий мастер создаст однозначный шедевр пренебрегая любыми правилами. Хоть на спор, но создаст.

astur (astur.net.ru) 2010

Комментарий для gaius-julius.ya.ru:

Читал повесть, где только к концу выясняется...

Это уже не повесть, это скорее — новелла :)

caesar (gaius-julius.ya.ru) 2010

Комментарий для astur.net.ru:

Я не силён в различиях этих жанров. Но вообще, это скорее роман.

astur (astur.net.ru) 2010

Комментарий для gaius-julius.ya.ru:

Сейчас консерватизм уходит из литературы и понятие «жанра» расплывается, так что «не силён» — это уже не минус. Большая часть произведений пишется в жуткой комбинации жанров. Возможно, ваш случай таков.

nudnik.ru 2010

Комментарий для astur.net.ru:

В «Звездном десанте» только в самом конце выясняется, что герой — черножопый.

А это даже не повесть.

m-ivanov (ЖЖ) 2010

Комментарий для nudnik.ru:

Хе-хе, в «Базе Клейтон» на этом вообще все построено.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2010

Комментарий для gaius-julius.ya.ru:

Иногда это делается специально и осознанно

Я понимаю. Но я-то совсем про другой случай.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2010

Комментарий для astur.net.ru:

Вообще, слишком много развелось «рекомендаций», как правильно создавать произведения искусства. Настоящий мастер создаст однозначный шедевр пренебрегая любыми правилами. Хоть на спор, но создаст.

Книга-то не для мастеров. И, рекомендации, надо признаться хорошие.

анонимус 2010

Ну блин... этим отличается детский советский писатель-фантаст Кир Булычев. Он вообще нихрена не описывает. только действия и диалоги героев. гы. ничего, пипл хавал :)

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2010

Комментарий для анонимус:

А я где-то написал, что так делать нельзя? :)

astur (astur.net.ru) 2010

Комментарий для Евгения Степанищева:

Книга-то не для мастеров

Хуже то, что книга учит, как не стать мастером. Тебе наверняка ещё по программистским учебникам знакомы эти советы типа «не делайте сложные вещи, делайте простые, их легче сделать хорошо». Если бы Воттс рассказал, как «описать персонажа не сразу» так, чтоб была интрига, а не путаница — вот тогда «не мастерам» его совет был бы полезен.

Впрочем, все эти советы — фигня. Их пишут потому, что начинающие авторы не любя действительно полезных советов, таких как «Чтобы научиться писать — нужно писать много» или «Чтобы лит-приём получался — нужно его долго отрабатывать».

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2010

Комментарий для astur.net.ru:

Их пишут потому, что начинающие авторы не любя действительно полезных советов, таких как «Чтобы научиться писать — нужно писать много»

Ты, может, давно читал эту книгу, но вот этот совет там есть :)

или «Чтобы лит-приём получался — нужно его долго отрабатывать»

И такой тоже :)

Вот почти самое начало книги: «Из этих трех вещей: счастья, таланта и упорной работы, ближе всего ты должен подружиться с последней из них»

Там ещё много пишется о необходимости упорной работы, о том, что её много, надо много работать, о том, что правил нет, но некоторые советы всё-таки дать можно и так далее.

Ты ругаешь книгу ровно за отсутствие того, что там на самом деле есть. Ты точно её читал? ;)

astur (astur.net.ru) 2010

Комментарий для Евгения Степанищева:

Жень, обрати внимание, что даже ты, человек вменяемый и трудолюбивый, восхищаешься в блоге не пассажем про трудолюбие, а советом из разряда «повесть для чайников». То есть я говорю не о том, что Воттс этого якобы не писал, а о том, что у советов про трудолюбие низкий рейтинг :)

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2010

Комментарий для astur.net.ru:

Просто трудолюбие очевидный совет, чего им восхищаться? :)

100grammist 2010

Очень здорово написал Каганов про литературу вообще: http://lleo.aha.ru/dnevnik/2009/01/27.html

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2010

Комментарий для 100grammist:

Я это читал, но перечитаю, спасибо!