Это сайт — моя персональная записная книжка. Интересна мне, по большей части, история, своя жизнь и немного программирование.

Поколение твиттера

Наверное многим известен термин «клиповое сознание», его часто связывают с невозможностью сосредоточится на длинных текстах, следить за длинной логической цепочкой (вспомните «ниасилил, много букв»), хотя правильнее, на мой взгляд его связывать с попыткой справиться с быстрым устареванием знаний. То есть рассматривать причину, а не следствие. И правда, зачем изучать что-то досконально, если оно завтра устареет? Отсюда скакание «по верхам», поразительная эрудиция вширь и никакая — вглубь.

Я сам частично этому подвержен — мне нравятся блоги, а это признак. Блоги характеризуются небольшим размером поста, хотя мне нравится и художественная литература. Вот что мне не нравится, так это твиттер. Для тех, кто не знаком: это так называемый «микроблогинг», разновидность блога. Размер сообщения в данном микроблоге — 140 символов.

Я легко могу понять почему так популярны блоги: для сознания клипового типа так проще. Почему стал популярен твиттер, я уже тоже начинаю понимать. Рождается новое сознание «стриповое», для которого текст на два абзаца сложен.

Это значит, что поток информации ещё более увеличился за последние годы и люди не успевают её перерабатывать. Наверное, немаловажна и обратная сторона — авторская. В «микроблог» можно писать быстрее, более сыро, на ходу и чаще. Но эту сторону я рассматривать не хочу, не интересно. Хотя, именно этим мне «Твиттер» не нравится — негде развернуться, да и туземная краткость талантом блещет редко.

Мне более интересно, что я теперь знаю почему меня так раздражают «настроения» в «Ярушке»: это микроблогинг (куда люди, якобы, пишут своё настроение) с лёгким форматом, туда можно записать любую короткую фразу, уж совсем не обременяя себя усилиями по вкладыванию в неё смысла. Я, кстати, ничем не лучше: я четыре раза пользовался этой функцией: один раз написал пошлый афоризм, один раз высказал сомнение в полезности «настроений» и два раза процитировал великих (одна цитата из Маяковского, другая — из «Соляриса»). Только второй фразой я хотел что-то сообщить человечеству, остальные носят декоративный характер.

Если вас утомил предыдущий абзац, у вас «стриповое» сознание.

Если вам кажется, что в слове «стриповое» есть какой-то неприличный корень, то я вас разочарую: его там нет. Так же как нет ничего неприличного в словах «подстрахуй» или «бляха».

38 комментариев
xd-ru.ya.ru 2009

Меня утомил предыдуший абзац потому что ты там оправдываешся. Зачем? ну написал хуйни (ты кстати не против мата?) и чего. Все в порядке, ;)

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2009

Комментарий для xd-ru.ya.ru:

Я не оправдываюсь (перед кем?), я наконец-то понял почему я считаю, что «настоения» в «Ярушке» — плохая идея.

Я не против мата.

balaganski.net 2009

Вы определитесь, что ли — или «стриповое», или «клипповое» :)

little-red-monster.ya.ru 2009

На сайте qip.ru появились микроблоги, в которые автоматически постятся статусы QIP Infium.

Я тоже заметил нечто подобное — раньше я очень любил читать художественную литературу, сейчас же иногда в середине книги (даже если она интересная) появляется и не оставляет ощущение, что тратишь время впустую. Если я не в электричке или автобусе, читать просто бросаю.

peoplecanfly.livejournal.com 2009

И статусы Вконтакте — тоже микроблоги.

www.johan.pp.ru 2009

Да просто времени на всё не хватает, вот и приходится разделять: в рабочее время — только микроблоги ( http://juick.com невозбранно рулит ), в транспорте — худлит, на досуге — всяческие другие статьи. И желательно покороче, ибо от количества «воды» в повествовании количество полезной информации не зависит...

u1itka.livejournal.com 2009

Комментарий для peoplecanfly.livejournal.com:

Тоже хотел про статусы контакта написать. Они вообще, как гоблины, самозародились из грязи.
Очень много людей туда пишут что-что и пишут.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2009

Комментарий для balaganski.net:

Такие тонкости меня в час ночи не трогали :)

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2009

Комментарий для peoplecanfly.livejournal.com:

Если они где-то складываются, то это микроблоги, если пропадают, то нет.

iobit.ya.ru 2009

Если у вас в Твиттере есть друзья (настоящее, с которыми вы виделись в жизни и хорошо общаетесь), полезность такого сервиса намного возрастает. Поменяться ссылкой, сказать, что у тебя в машине резинки порвались и теперь стучит левое колесо. Что в этом такого клипового не понимаю.

Сейчас, кстати, модно, как я вижу, ругать твиттер. Это все мне напоминает историю с любым новым изобретением. Когда изобрели лифт, сто процентов нашлось парочка умников, которые говорили, что это плохо, что люди теперь не ходят пешком на 25 этаж.

u1itka.livejournal.com 2009

Когда появился лифт, 25 этажа не было, первая конструкция Отиса поднимала на 5 этаж. Но ругались, да.

Статусы сайта «В контакте» складываются в разделе «новости», причем они оттуда пропадают через три дня, а на персональной странице посмотреть их историю вообще никак нельзя. Но люди туда пишут.

Про клиповое сознание. Оно плохо не сколько тем, что люди начинают воспринимать информацию только кусочками по 160 символов, но тем, что они разучиваются сами генерировать сколько-нибудь полезные вещи большого объема. Это относится и к любителям «общения» посредством SMS — они банально разучиваются связно разговаривать, их фразы это как не связанные друг с другом «сообщения».

astur (astur.net.ru) 2009

Началось всё с того, что блоги стали использоваться не по назначению. Они заменили собой организованные хранилища информации. Суть в том, что когда целенаправленно лезешь за большой статьёй по нужной теме, то никакие многабукавы не страшны, а когда хочешь узнать, как дела у друзей и дать передышку мозгам, то неожиданно большая статья напрягает. Правильные записи в блоге должны выглядеть так:

«Я вернулся, у меня всё хорошо»
«Написал статью про утечки памяти в ассемблере, читать <здесь>»
«Был на концерте Металлики. Фотки тут. Отчёт завтра»
«В субботу все идём пить. Подробности тут.»

Именно для борьбы с раздуванием блогов придуманы лж-каты, но и их используют не по назначению. Надо писать так, чтобы главная информация была снаружи, а подробности — внутри, а пишут что-то типа: «Ух ты, как интересно было! Остальное под катом».

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2009

Комментарий для astur.net.ru:

В твоих словах есть смысл. Но ты ошибаешься, считая, что блоги не могут выполнять какие-то другие функции. Для клипового сознания блоги просто-таки замечательная база знаний — всё, что старше какого-то порога можно не читать. Это более чем удобно в условиях быстрого устаревания знаний.

astur (astur.net.ru) 2009

Комментарий для Евгения Степанищева:

Понимаешь, блогам не хватает возможности сортировать записи не только по времени, но и по смыслу. Тэги — попытка решить эту проблему, но попытка жалкая. Если я хочу найти приятную или полезную информацию, то мне без разницы, написана она только что, или год назад. Мне важно её найти в ожидаемом месте, а для этого нужны хранилища с хорошей каталогизацией.

Фишка блогов в том, что постить лентой легче, чем поддерживать каталог.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2009

Комментарий для astur.net.ru:

Поиск?

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2009

Комментарий для astur.net.ru:

Да, фишка блогов в том, что в условиях нехватки времени у них есть преимущество — они экономичнее.

astur (astur.net.ru) 2009

Комментарий для Евгения Степанищева:

Поиск — ещё одна жалкая попытка. Это средство для ситуации, когда нормальные методы уже не сработали. Впрочем, возможно я преувеличиваю, ведь до нашествия сеорастов поиск работал неплохо.

...а нехватка времени — это как раз проблема, решаемая твиттером. 140 символов, которые можно набрать в любую свободную секунду хоть на чём. Просто... Ты наверняка видел много программ, написанных в условиях нехватки времени, так вот твиттеры и блоги — это контент того же (в среднем) качества.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2009

Комментарий для astur.net.ru:

С блогами не соглашусь — некоторые пишутся тщательно (и, увы, часто редко обновляются) и с большой любовью.

Я в своей области с сеонщиками сталкиваюсь мало — всё, что я ищу их не интересует. Но как только нужно что-то по бытовой части, тут они и показывают свой оскал. Ничего, у «Яндекса» тоже в запасе ещё много нового для них :)

Мне кажется, что поиск будет основным инструментом навигации в будущем, вплоть до того, что строка запроса браузера станет опциональной и её заменит строка поиска. Чтобы попасть сейчас на сайт банка моей зарплатной карты, я просто пишу имя банка в строке поиска (и даже не знаю как банк правильно называется, всё время путаю сколько там «ф»). Это как пример. Таких ситуаций у меня много и их число увеличивается.

Sergey Gladilin (www.westra.ru/club/person/gladilin/) 2009

Хорошо написано! Я тоже люблю блоги. Именно потому, что они позволяют выражать отдельные мысли, в отличие от книг. И тоже не люблю твиттер. Хотя Омару Хаяму он, наверное, понравился бы.

recoder.ya.ru 2009

Это — поколение тотального ADHD...

ICEMAN.ya.ru 2009

какой какой матери?
(с) из фильма

все же следует лучше думать об интеллекте своих читателей
8)

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2009

Комментарий для iceman.ya.ru:

Я об интеллекте не только своих читателей думаю. Да это к интеллекту и не относится.

gr1b0k.livejournal.com 2009

Вот что мы делаем в твиттере: ненавязчиво делимся впечтатлениями, общаемся, делимся ссылкми (как тут например http://twitter.com/Saltommeister%29 на книги, видео ( http://twitter.com/YodaPunk/status/1548856820 ), а потом идём и следим за длинной логической цепочкой в большие статьи, видео

Кому не понравился твиттер ( http://friendfeed.com/yegorg ) нашли себя в френдфиде (кстати, одно другому не мешает), но что бы понять как он работает нужно пробовать: с наружи он совершенно отличается от того, что внутри
p.s. http://friendfeed.com/kukutz

ingolmo (ingolmo.name) 2009

Таки да, видимо действительно происходит смена способа мышления. Я недавно писал о твиттере почти тоже самое что и вы: http://ingolmo.name/09-04-2009/pro-tvitter-i-obryvistost-myshleniya

Alisey (alisey.myopenid.com) 2009

Если вас утомил предыдущий абзац, у вас «стриповое» сознание.

Вернулся и перечитал, как на горячем поймали.

Рассматривайте твиттер как ICQ с публичной историей переписки. Иногда хочется отослать сообщение всем вместе, но никому конкретно, чтоб не доставать если человек занят или ему не интересно.
Мне не хватало такой вещи, и в Твиттере её реализовали просто и красиво.
Котятки родились, или засыпаю на работе, или сайт смешной нашёл — обычные асечные фразы, где ответ не так и важен, главное чтоб тебя выслушали.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2009

Комментарий для gr1b0k.livejournal.com:

http://friendfeed.com/bolk

Всё это можно делать в блогах, не так ли?

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2009

Комментарий для alisey.myopenid.com:

Понимаю: минитрибуна. Как блог. А если есть блог, то зачем твиттер? Я всё никак не могу понять что такого даёт твиттер, чего не даёт блог. Кроме, конечно, потворству общения через коротки фразы. Я об этом, собственно, и написал: твиттер не просто даёт возможность не напрягаться над текстом, он этого требует.

sharovatov.livejournal.com 2009

Комментарий для Евгения Степанищева:

Bolk, а почему Вы рассматриваете твиттер и блоги в отдельности? Для меня твиттер — это что-то вроде дайджеста блогов — почти каждый человек, за которым я слежу, когда пишет очередную статью в блог, скидывает тему статьи и tinyurl-ссылку в твиттер. Если мне интересна тема поста, я иду и читаю его.

В результате я последний месяц в RSS-читалку аутлучную заглядывал только на ноутбуке, когда хотелось прочитать запомнившиеся статьи ещё раз (в оффлайне — в пути).

И у меня нет почти ни одного человека в твиттере, который бы писал нечто вроде «вечер за окном..... дождик кап-кап-кап.... мне груфняво одной, зачем всё это............» :)

P.S. twitter индексируется гуглом, это тоже плюс.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2009

Комментарий для sharovatov.livejournal.com:

Я смотрю многие люди просто приспособили твиттер для чего-то, помимо того для чего он предназначался ну, это неплохо. Я его отдельно рассматриваю, потому что это дальнейшее развитие одной из идей, из которых родились блоги — сокращение размера поста. Но мне кажется, что в твиттере эту идею довели до абсурда :(

А разве не лучше подписаться на RSS интересующих сайтов?

P.S. Блоги индексируются поиском по блогам :)

sharovatov.livejournal.com 2009

Пожалуй, Вы правы, для меня Twitter, получается, всего лишь список _названий_ блогпостов в RSS-читалке.

А вообще же, судя по всему, задумывался он как единый сервис для статусов — у него есть интеграция с Windows Live Messenger, Skype, Facebook. То есть если я захочу установить статус в Messenger’e, он автоматически поставится в Twitter, потом синхронизируется со Skype и обновится на facebook. Думаю, если бы odnoklassniki и vkontakte тоже дали возможность устанавливать статус из твиттера, было бы для людей удобнее.

Обратите внимание, как популярны статусы в одноклассниках/вконтакте! Я считаю, абсолютно правильно написал Alisey — twitter для большинства людей — это возможность послать сообщение сразу всем и никому в отдельности. Мне это почему-то видится как нечто схожее аватаре — ведь казалось бы, зачем аватары, когда есть фотоальбомы? Что-то вроде ещё одного способа самовыражения.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2009

Комментарий для sharovatov.livejournal.com:

Аватары нужны для быстрой идентификации. Мы воспринимаем отпечаток графики быстрее смысла текста.

Да, пожалуй, смысл «твиттера» в том, чтобы быстро сказать что-то миру. Но в этом и смысл блогов тоже. Просто в твиттере это «грязнее», ещё быстрее, чем в блогах.

Я вот подумывал о том, чтобы сделать идентификацию пользователей через открытое API vkontakte, а они, оказывается, настаивают на монетизации.

sharovatov.livejournal.com 2009

Про аватары — спасибо, звучит логично.

Знаете, мне вот сейчас кажется, что всё же некорректно сравнивать твиттер с блогом — скорее, его можно сравнить с аггрегатором! Особенно на приведённую Вами ссылку на friendfeed.

sharovatov.livejournal.com 2009

Комментарий для Евгения Степанищева:

а что означает, что они настаивают на монетизации? Они хотят, чтобы Вы продавали возможность комментировать? Или платили за использование их API?

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2009

Комментарий для sharovatov.livejournal.com:

Хотят, чтобы размещали их рекламу.

Alisey (alisey.myopenid.com) 2009

Комментарий для Евгения Степанищева:

что такого даёт твиттер, чего не даёт блог

Немного изменю вопрос. Что такого даёт твиттер для поддержания контакта, чего не даёт блог?

Твиттер даёт простоту.

  1. Работает на любом телефоне через SMS.
  2. Не требует изучения гиковских вещей вроде really simple syndication. Вместо этого есть понятные кнопки follow и nudge.
  3. Напрвляет ход мыслей вопросом «What are you doing?». Маме интересно, позавтракал ты или нет.
  4. Помогает почувствовать, что кого-то волнуют даже твои обыденные дела.

На идее «ограничиваться 140 символами» ничего хорошего не построишь. Ни у кого нет такой потребности. Но ограничение может быть естественным. Например для названия книги, или для ответа на вопрос чем ты сейчас занимаешься.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2009

Комментарий для alisey.myopenid.com:

«Блог» и «твиттер» нельзя противопоставлять. Можно противопоставить «микроблогинг» и «блогинг» или, скажем, «ЖЖ» и «твиттер», так что вопросы сразу уже поставлены некорректно, но ответить попытаюсь.

1) например, у того же ЖЖ есть гейт
2) RSS не имеет отношения к блогам. Это технология экспорта контента. Например, lenta.ru не блог и там есть RSS.
3) этот пункт я не понял
4) обыденные дела волнуют 2-3 твоих знакомых, не более того

Ну и это никак не противоречит моим выводам в исходной статье: всё от спешки.

saetov.com 2009

из всех блогов, которые я читаю, твой больше всего похож на твиттер)) короткие частые посты с 1 мыслью.

aleksandrit.livejournal.com 2009

Комментарий для u1itka.livejournal.com:

а на персональной странице посмотреть их историю вообще никак нельзя.

Можно, на странице сохраняется 10 последних статусов. Для их просмотра нужно кликнуть на фразу «Обновлено […] назад» (под текущим статусом).