Медиабоги
Как известно, богам нужно, чтобы в них верили. Нигде, по-моему, не сказано для чего это им, но, чтобы сделать богам приятное, люди в них потихоньку верят. Я считаю, что всё достаточно просто — боги, как медиавирусы, — как только в него перестают верить, перестают говорить о нём, обсуждать, он перестаёт существовать. По определению.
Медиавирусу тоже хочется жить. Демократическое многобожие, когда медиавирусы делили реципиентов, затерялось в веках, на смену пришла жёсткая конкуренция. Медиавирусам прошлого сложно. Им пришлось искать себя в других областях. Как известно, типичный бог делится на имя и атрибуты. Например — Зевс, повелитель молний, верховный бог. У кришнаитских богов, например, атрибутов — тележка, а есть боги со множеством имён. Это тоже один из способов выжить — увеличить употребляемость имени или занять как можно больше информационных ниш.
Впрочем, я отвлёкся. В современном обществе медиавирусам прошлого сложно, приспосабливаются как могут. Марс стал планетой и шоколадкой, Венера — планетой и названием группы болезней. Другие попали в названия фирм, учебники истории, стали нарицательными и так далее. Большинство запомнилось по имени, но потеряло атрибуты.
Лучше всех, как мне кажется, устроился Сатана. Хотя, я не очень разбираюсь — он или монополизировал целую область или там жёсткая конкуренция Сатаны, Люцифера, Белиала, Бафомета, Сета, Шайтана, Бехерита, Черта и других, несколько менее известных. В любом случае, это один из самых вспоминаемых медиавирусов. Причём, он устроился так удобно, что даже самый праведный христианин, который ни разу за жизнь не вспомнил Зевса или Аллаха, всё равно время от времени помянет Сатану или Чёрта.
Как известно, медиавирусом может быть и человек. Ленин, например. В данном случае известны и имя и атрибуты. Вообще говоря, атрибуты — важная часть медиавируса, ответственная за его размножние, тогда как имя, чаще всего, требуется лишь для идентификации. Но утеря аттрибутов не всегда фатальна. Бывает, что медиавирус рождает другие механизмы размножения.
Например, кузькина мать — очевидный случай. Атрибуты неизвестны, занята очень узкая, но удачная ниша — устойчивая фраза. Менее очевидный случай — Даздраперма. В данном случае удачное имя помогло медиавирусу с успехом распространиться в своей нише — примера нелепого и немного пошловатого имени.
Интересное, но малозаметное явление — объединение медиавирусов в колонии. Помните детское «эни, бени, рики, таки, турба, урба, синтибряки, эус, бэус, краснобэус, бац»? Сами по себе Эни или Бени не существуют — они есть только в колонии и как знать кем был полузабытый Таки, который иногда становится Паки, а иногда — Факи? Некоторые исследователи, например, склоняются к мысли, что эта фраза — позабытое ведьмино заклинание или компиляция из нескольких, кто-то считает его самопроизвольным образованием.
Как бы то ни было, но в «Синтибряках» прослушивается сентябрь, а в «Краснобэус» — слово «красный». Я отрицаю хаотичность мышления, так что, по всей видимости, тот, кто первый придумал этот ряд наверняка шёл по своей цепочке ассоциаций — рождая новый медиавирус из уже известных.
Не знаю можно ли считать «кузькину мать» примером такой колонии — Кузьмы и его матери. Сейчас они для нас единый организм, но были ли они когда-то раздельны или родились на примере безымянной матери какого-то Кузьмы? Сразу единым понятием?
Вообще, проблема забытых имён — интересная тема. Мои прадед Евлампий и пробабка Агрофена давно стали моим личным медиавирусом — время от времени я вспоминают их за их имена. В последнее время Параньи и Ядвиги выбрали другой интересный механизм распространения — письма спамеров. Вам ещё не приходил спам от Азария Ефремьева? Ничего, ещё придёт. Уникальнейший случай — псевдоколония медиавирусов. В даном случае медиавирус начинает разможаться, только если просматривается закономерность его имени (если не выбирает другой механизм) — т. е. только в колонии своих собратьев, но существует и употребляется отдельно.
Хорошо бы, наверное, провести настоящее исследование — начать с определения медиавируса, исследовать виды, способы распространения, механизмы образования. Увы, тема не увлекает меня настолько серьёзно.
Надо сказать, что термин «медиавирус» придумал не я. По всей видимости он ко мне попал случайно с обложки книги Дугласа Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание», книги которую я ещё не читал, возможно она как раз является исследованием на эту тему.
По этому поводу предлагаю прочитать Логинова «Свет в окошке».
Комментарий для aaa111.livejournal.com:
Логинова? Если это тот, о ком я думаю, то я лучше воздержусь :)