«Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство»

Помните знаменитое, у Пушкина, вынесенное в заголовок?

Оказывается полностью этот отрывок письма (Письмо П. А. Вяземскому, 27 мая 1826 года из Пскова в Петербург) выглядит следующим образом, что в корне меняет смысл высказывания, на мой взгляд:

Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство. Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? если царь даст мне слободу, то я месяца не останусь.

Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и <бордели> — то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? в нем дарование приметно — услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится — ай да умница.
29 мая 2011 14:27

rodem (инкогнито)
29 мая 2011, 14:57

Аристократ. Дворянин. А всё туда же - борделей в Михайловском не хватало.

www.shcoder.by (www.shcoder.by)
29 мая 2011, 16:03

Валить пора, валить, умные люди давно уже все поняли...

VK (инкогнито)
29 мая 2011, 16:21

Вот что случается с теми, кто вовремя на сваливает.

u-joe.blogspot.com (u-joe.blogspot.com)
30 мая 2011, 00:48

Гм. Объясните, пожалуйста, почему «в корне меняет смысл высказывания».

bolk (bolknote.ru)
30 мая 2011, 01:08, ответ предназначен u-joe.blogspot.com:

Мне всегда казалось, что Пушкин — патриот своей родины, который видит отчётливо видит все её недостатки и они ему невыносимы, вместе с тем, он любит Россию. Вместо этого оказывается, что он просто хочет за границу уехать, а его не пускают.

u-joe.blogspot.com (u-joe.blogspot.com)
30 мая 2011, 01:14

Тогда, вероятно, вам еще не раз доведется изменить свое мнение о Пушкине :) все-таки он был (как личность) намного сложнее простеньких ярлыков наподобие "патриот" или "хочет уехать". Извините, если что.

bolk (bolknote.ru)
30 мая 2011, 01:20, ответ предназначен u-joe.blogspot.com:

Возможно, я не знаю. Мне Пушкин детально пока не интересен.

Zubchick (инкогнито)
30 мая 2011, 09:58

Просто любить Россию намного приятнее наслаждаясь жизнью где нибудь в лондонском ээээ театре, где есть с кем поговорить, а в Михайловском только дядьки, мамки, да крестьянки. Ну ещё письма раз в месяц приходят.

v-i-y (v-i-y.livejournal.com)
30 мая 2011, 15:05

Спасибо за сслыку, я понимал фразу вне контекста также как ты, поэтому тоже удивлён.
Досадно то, что века проходят, а настроения в стране(ах) не меняются...

С другой стороны есть прекрасная поговорка "Если вам нравятся картины, то совсем не обязательно знакомится с художником"
Это я к тому, что не нужно делать культа ни из каких деятелей культуры/искусства (да и вообще не из кого), а то, почитаешь вот так письма/дневники/блоги, и разочаруешься :)

boltai-shaltai (инкогнито)
30 мая 2011, 20:59

мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство
Забавно сопоставить с:
На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С.Пушкина и овеянная его поэтическим гением.
Всё же, ощущение от фрагмента такое, что не Расея сама по себе его удручала, а политическая обстановка. К царьку у него претензии, к несвободе. Заперли чувака в "глухое Михайловское", он и бесится. А кто б не бесился?

Роман Янковский я на сайте (roman.yankovsky.me)
30 мая 2011, 23:04, ответ предназначен boltai-shaltai

Если бы он в вожделенном Лондоне к подготовке восстания был причастен, то его бы не в Михайловское сослали, а просто повесили. Но кто же об этом думает? Хорошо там, где нас нет.

Роман Янковский я на сайте (roman.yankovsky.me)
30 мая 2011, 23:07

Я, кстати, был недавно в Михайловском. Замечательное красивое место. Я только там всю мощь его таланта почувствовал, потому что сам видел то, о чем стихи написаны :)

Но если жить там долго, то свихнуться со скуки запросто можно, по-моему :)

agonych (agonych.livejournal.com)
31 мая 2011, 06:52

Ну почему-же "в корне меняет"? По моему, полная цитата получается такая:

"Мы в сношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда — при англичанах дурачим Василья Львовича; пред M-me de Staël заставляем Милорадовича отличаться в мазурке. Русский барин кричит: мальчик! забавляй Гекторку (датского кобеля). Мы хохочем и переводим эти барские слова любопытному путешественнику. Все это попадает в его журнал и печатается в Европе — это мерзко. Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство."

А фраза "Ты, который не на привязи...", это уже следующая мысль.

bolk (bolknote.ru)
31 мая 2011, 10:35, ответ предназначен agonych (agonych.livejournal.com):

Мне всё это кажется цельным текстом. Не вижу почему это должны быть изолированные мысли.

agonych (agonych.livejournal.com)
1 июня 2011, 06:18

Первая мысль - "Мне многое не нравится в России, но еще больше мне не нравится, когда на это тычут пальцами в Европе". Вторая мысль "Не понимаю, как вообще тут можно жить, рыть отсюда надо!"

bolk (bolknote.ru)
1 июня 2011, 12:00, ответ предназначен agonych (agonych.livejournal.com):

Да, теперь я увидел текст вашими глазами. Тем не менее, это плавное течение мысли, без разрывов. И объединяет их нелюбовь к России. Если же выдрать первую фразу из контекста, то её смысл, на мой взгляд, меняется.

спасибо (инкогнито)
16 октября 2012, 11:36

многое ставит на свои места

Артём (инкогнито)
10 сентября 2013, 21:51

На самом деле всё куда прозаичней. Его сослали, вот он и разошёлся, он вообще был товарищ буйный, эмоциональный. На самом деле он очень свою Родину любил, это легко заметно из множества его произведений.

Анна Радостная (инкогнито)
6 января 2014, 17:55

Бедный Пушкин...ну вы про него и написали...Из достоверного источника -его реальное письмо, неверующим-сходить в библиотеку. Пушкин — Чаадаеву: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество».
Это письмо, написанное на французском языке, Александр Сергеевич Пушкин адресовал выдающемуся русскому мыслителю Петру Яковлевичу Чаадаеву, чей критический взгляд на историю России оказал огромное влияние на отечественную мысль.


Александр Сергеевич Пушкин
Благодарю за брошюру, которую вы мне прислали. Я с удовольствием перечел ее, хотя очень удивился, что она переведена и напечатана. Я доволен переводом: в нем сохранена энергия и непринужденность подлинника.

Что касается мыслей, то вы знаете, что я далеко не во всем согласен с вами. Нет сомнения, что схизма отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые ее потрясали, но у нас было особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена.

Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие Европы было избавлено от всяких помех. Вы говорите, что источник, откуда мы черпали христианство, был нечист, что Византия была достойна презрения и презираема и т.п. Ах, мой друг, разве сам Иисус Христос не родился евреем и разве Иерусалим не был притчею во языцех? Евангелие от этого разве менее изумительно? У греков мы взяли Евангелие и предания, но не дух ребяческий мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве.


Петр Яковлевич Чаадаев
Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и все. Оно не принадлежит к хорошему обществу. Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие — печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — так неужели все это не история, а лишь бледный полузабытый сон?

А Петр Великий, который один есть всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел нас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал.

Вышло предлинное письмо. Поспорив с вами, я должен сказать, что многое в вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь — грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству — поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко. Но боюсь, как бы ваши исторические воззрения вам не повредили…

Наконец, мне досадно, что я не был подле вас, когда вы передавали вашу рукопись журналистам. Я нигде не бываю и не могу вам сказать, производит ли ваша статья впечатление. Надеюсь, что ее не будут раздувать. Читали ли вы 3-й № «Современника»? Статья «Вольтер» и Джон Теннер — мои, Козловский стал бы мои провидением, если бы захотел раз навсегда сделаться литератором. Прощайте, мой друг. Если увидите Орлова и Раевского, передайте им поклон. Что говорят они о вашем письме, они, столь посредственные христиане?

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
7 января 2014, 20:19, ответ предназначен Анне Радостной

Я не понял зачем вы всё это написали или процитировали. Жуткая мешанина, непонятно где кончаются ваши мысли и начинаются цитаты. И, главное, какую мысль хотели донести. Я письмо Вяземскому не придумал.

Максим (инкогнито)
9 января 2014, 18:08

Письмо Чаадаеву - тоже не выдумка.
Оно просто демонстрирует, что, действительно, Александр Сергеевич был человек эмоциональный в разных ситуациях и с разными собеседниками отстаивал различные мнения.
Ему, в отличии от других классиков (напр. Гоголь, Достоевский, Тютчев) не повезло бывать за границей, где многие из них писали свои лучшие произведения о России. Одно понимание невозможности повидать весь свет способно загнать человека в депрессию.
Я сам люблю путешествовать за бугор, потому как там сильнее начинаю любить нашу страну.

Александр Николаевич. http://www.mudrost… (инкогнито)
29 апреля 2014, 21:29

ВОТ КТО-ТО СТРЕМИТЬСЯ В ЕВРОПУ, А САМА ЕВРОПА ВСЕГДА ЛОМИЛАСЬ В РОССИЮ! Надаёт ОНА всем подзатыльников, лет на 50 хватает, сидят не пикают. Потом снова пипку точат и начинают искать, а где же сила у РОССИИ?
Я РУССКИЙ! МНЕ НЕ СТЫДНО! ДОВОДОВ У МЕНЯ ДОСТАТОЧНО. МОГУ БЕСЕДОВАТЬ С КАЖДЫМ НА НОРМАЛЬНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ. ГОТОВ ОТСТАИВАТЬ СВОЮ И ВАШУ СВОБОДУ. Прожил я 5 лет в США. 10 лет в России. теперь снова в Майами собираюсь. СВОБОДА ЭТО:
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
2 Кор 3 17
Живёт свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.
Цицерон.
Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать.
М. Пришвин.
Свобода и счастье не всегда одно и то же.
_____
Свобода - только то, что никогда, ни чьей свободе не несёт вреда.
______
Где человек находится противясь, там его тюрьма.
Эпиктет.
Свободен тот, кто может не лгать.
А. Камю.
Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам.
Античный афоризм.
Лишь глупцы называют своеволие свободой.
Тацит.

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
30 апреля 2014, 21:55

Весеннее обострение. Даже удалять не буду. Насколько безумный бред, что даже сохранить интересно.

vlad (инкогнито)
22 сентября 2014, 00:47

Ну и вумные вы все тут,да и начитанные.

Сергей (инкогнито)
11 апреля 2016, 17:37

Смешной автор. Поставил на щит себе маленькую фразу из Пушкина который томился ссылкой. И тем самым отказался от Пушкина живого который умел признавать ошибки, имел ум видимо на порядок более живой чем у автора потому как в последствии неоднократно менял своё мнение. И писал он не о Европе а о России. И все глубже на восток двигалось его вдохновение. А автор даже не вдумывается - видимо читать лень - берет труп Пушкина и прикрывается им от смертных. Жалкое зрелище.

Алексей (инкогнито)
3 июля 2016, 09:00

 это было сказано в 1826, после расстрела сенатской площади и декабристов. а еще через 10 лет, в 1836 (в следующем году он умрет), Пушкин напишет:
 «Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал»

Inna (инкогнито)
2 ноября 2016, 13:21

Алексей, умница, прочитала страницы...Боже! Какой хаос! Это все от невежества. А вы написали и снова всё встало на свои места. Хороший Fazit.

Олег (инкогнито)
18 июня 2017, 13:03

Да, судить о человеке, тем более такого уровня, нельзя лишь по одному высказыванию. Ведь он, в конце концов, молодой, гибкий умом и гиперталантливый человек.
Не ручаясь за дословность "...настоящий ум - он мягкий, как вата, лишь глупость тверда как орех". Я это к тому, что Пушкин - живая натура, ему присуща диалектика сознания

Ваше имя или адрес блога (можно OpenID):

Текст вашего комментария, не HTML:

Кому бы вы хотели ответить (или кликните на его аватару)