Это сайт — моя персональная записная книжка. Интересна мне, по большей части, история, своя жизнь и немного программирование.

Шахматы Алана Тьюринга

Читал тут кое-что про Алана Тьюринга и вычитал, что он в 1948 году вместе с Дэвидом Чемперноуном разрабатывали алгоритм для шахматой программы. В 1951-м году Тьюринг пытался реализовать его на компьютере «Ферранти Марк 1», но не преуспел — алгоритм был слишком сложен для техники того времени. После смерти Тьюринга код был утерян, но в 1980 году Чемперноун описал как должна была работать программа, хоть и не вспомнил все подробности расчёта метрики.

В 2012 по этому описанию написали программу в которую можно поиграть. Реализаций сейчас — куча, есть и для игры онлайн.

Я в шахматы играю очень плохо — в детстве как-то не заинтересовался, потом особо-то и не играл, разве что в последний год — либо с дочкой, либо в одной с ней команде. Тем не менее, решил с этой программой поиграть — ну что там могли написать 1948 году, да ещё и не запуская на реальном компьютере?

В общем, алгоритм 1948 года разделал меня, как бог черепаху, я просто ничего не смог сделать.

3 комментария
hsh 29 дн

Получается, тест Тьюринга не пройден.

Евгений Степанищев 29 дн

🤖🤖🤖

old-grumbler 29 дн

Я когда-то неплохо играл, первый разряд, и кандидатский балл успел набрать (на кмс надо два балла было), в общем, до кмс или даже мастера мог бы дорасти, если бы не бросил...
Так вот — играл я в институтской нашей аудитории (домашних компов в начале 90-х не было почти, у меня так точно не было), кажется, программа Fritz была... и, пока компы были 486-е и ниже, я их обыгрывал, а потом — на первых-вторых Пентиумах — уже не мог обыграть (на той же программе). Т. е. выигрывать комп стал только за счет возросшей вычислительной мощности, не за счет улучшения алгоритмов.

Евгений Степанищев 29 дн

Я помню среди шахматных программ тоже устраивали турниры. Какие-то были лучше, какие-то хуже. Так что алгоритмы там тоже имели значение.

old-grumbler 29 дн

Это понятно, что алгоритмы имели значение (кстати, Fritz была на тот момент чуть ли не лучшая программа). Но, я написал к тому, что при одних и тех же исходных данных — одна и та же программа, один и тот же я (хуже я играть не стал, может даже чуть лучше) — я сперва выигрывал, а потом, при росте производительности компьютера, перестал выигрывать.
Т. е. алгоритм 1948 «разделал как бог черепаху» — возможно, исключительно за счет мощного компа, и не более того, на его месте почти любой алгоритм справился бы.

Евгений Степанищев 29 дн

Да не, я просто плохо играю )