Это сайт — моя персональная записная книжка. Интересна мне, по большей части, история, своя жизнь и немного программирование.

Музыка на компьютере «Ферранти Марк 1»

До сего момента я ничего не знал об истории проигрывания музыки на компьютере. Если бы меня ещё вчера спросили — когда компьютер впервые проиграл хоть какую-нибудь мелодию, я, наверное, сказал бы, что примерно в 70-е.

Но как я сегодня узнал, впервые это произошло в 1951 году. В июне того года австралийский компьютер «CSIR Mark I» исполнил популярный военный марш «Марш полковника Боуги».

Запись этого исполнения не велась, но в октябре того же года компания БиБиСи записала отрывки из трёх других композиций — гимна «Боже, храни короля», популярной английской детской потешки «Baa Baa Black Sheep» и песни «In the Mood». Правда в исполнении другого компьютера — «Ферранти Марк 1», который я уже упоминал в связи с шахматами Алана Тьюринга.

Алан Тьюринг (справа) с коллегами работает на компьютере «Ферранти Марк 1» в 1951 году

Разумеется, никакой звуковой карты у компьютеров тех времён не было. Как же они проигрывали мелодии?

Звуковой карты не было, но к компьютеру был подключен динамик, которым можно было подавать сигнал оператору. Например, он мог сигнализировать об окончании работы программы. Для этого у компьютера «Ферранти» была специальная команда — /V.

В 1948 году Тьюринг заметил, что если повторять эту команду с заданной частотой, то компьютер начинает проигрывать определённые ноты.

В 1951 году Тьюринг пригласил в Манчестер Кристофера Стрейчи, ещё одного видного пионера вычислительной техники, который запрограммировал «Ферранти Марк 1» для игры в крестики-нолики. Но более интересным стало то, что в конце игры Стрейчи заставил машину сыграть «Боже, храни короля». Это было настолько значительное событие, что привлекло внимание БиБиСи.

Копия записи была передана университетскому инженеру Фрэнку Куперу. Когда через какое-то время её снова обнаружили десятилетия спустя, оказалось, что она сильно искажена и нуждается в реставрации.

После периода длительного забвения запись была восстановлена с помощью технологии цифровой обработки и анализа частот. Для восстановления было необходимо откорректировать скорость воспроизведения, а также устранить шумы и поправить высоту тона. В результате восстановленная запись теперь звучит так, как она должна была звучать более полувека назад.

1 комментарий
Рома Кураев 28 дн

Usagi Electric недавно опубликовал видео, где Bendix G15 (1956) играет музыку. Там все еще интереснее, на мой взгляд — компьютер излучает радиочастотные помехи, которые можно принять на бытовой AM-радиоприемник, а с помощью нехитрых подсчетов циклов можно управлять частотой этих помех. Рекомендую посмотреть.

Евгений Степанищев 28 дн

Спасибо, обязательно посмотрю, интересно!

Дополнено: насколько я понял, это современная идея и работа. Это по-своему интересно, здорово, что есть люди, которые этим занимаются (фактически — демо-сцена на компьютере 50-х годов), но акцент немного другой — не на историю.