Этот сайт — моя персональная записная книжка. Интересна мне, по большей части, история, своя жизнь и немного программирование.

«Элиза»

В детстве я несколько раз пытался написать программу, с которой можно было бы разговаривать. К сожалению, русский язык в силу своей флективной природы для этого подходит для этого плохо, поэтому у меня мало что получалось.

Не помню, знал ли я тогда про то, что это вообще возможно, хотя бы отчасти. Доступа к периодической компьютерной литературе у меня не было, но не исключено, что в каком-нибудь научно-популярном бумажном журнале, вроде «Науки и жизни» я мог прочитать про бота «Элиза», который написал в 1964 году ученый-компьютерщик Джозеф Вейценбаум.

Так или иначе, про его существование я знаю несколько десятков лет — иногда попадаются упоминания о нём в том, что я читаю. Мне всегда интересно было с ним поговорить, но его код был утерян, поэтому это было невозможно.

Недавно код был обнаружен в бумагах Вейценбаума и теперь любой человек может пообщаться с легендарной «Элизой».

Пример разговора с «Элизой»

«Элиза» очень неплохо притворяется человеком. На известном тесте Тьюринга она опережает «ЧатГПТ 3.5» — 27% против 14%. Возможно в это сложно поверить, но общение с «ЧатГПТ» и в самом деле мало напоминает общение с живыми людьми, я удивлён, что вообще хоть кто-то обманывается.

Самое же удивительное для меня, что 27% набирает код, занимающий чуть больше 400 строк!

Наверное поэтому так много людей всерьёз считают, что современные языковые модели — это думающие личности. Они-то на несколько порядков сложнее «Элизы».

3 комментария
Дмитрий Смирнов 27 дн

Вау, класс. И сразу целое море информации.
Статья https://arxiv.org/abs/2501.06707 опубликована недавано, но исходник найден в 2021, дальше захотелось завести оригинальный код.

Один из авторов занимается этим давно и он автор клона элизы:
Подкаст с ним: https://corecursive.com/eliza-with-jeff-shrager/ (звук и текст)
Сайт его с перечнем клонов Элизы: https://sites.google.com/view/elizagen-org/eliza-clones (лисп, бэйсик, версия Столлмана в емаксе и Питера Норвига)

С этих клонов можно находить портированные версии на современные языки:
Java https://github.com/codeanticode/eliza
JS https://github.com/urbanautomaton/eliza-js, https://github.com/benbrown/annotated-eliza-js

А вот свежий проект на Си++, сделанный до публикации исходников, но видимо на современной волне (из комментов к статье на хабре)

В какой-то мере вот это «поговори с машиной» было внутри текстовых игрушек — интерактив фикшен IF — они до сих пор играбельны вроде как https://www.ifarchive.org/

Когда-то я увидел, как Андрей Гранкин взялся русифицировать движок TADS для интерактивных игр. И у него неплохо получилось впихнуть русский язык в TADS. Я тогда сделал для него сайт и мы оба очень хотели что-то замечательное сделать, но проект так и остался в тех давних годах: http://rtads.org/ С тех пор мысли иногда приходят, но жизнь берет свое.

Дмитрий Смирнов 27 дн

Ссылку на свежий проект на Си++ я забыл дать
https://github.com/anthay/ELIZA

Евгений Степанищев 27 дн

Ага, этот проект я уже находил и даже немного посмотрел исходники :-)

Дмитрий Смирнов 27 дн

А помнишь книгу «Хакеры, герои компьютерной революции»? Там описывается рождение Sierra on line, что это, как не разговор с компьютером?


Затем, в один из вечеров, когда Кен принес домой компьютерный терминал, он позвал Роберту чтобы показать ей программу, которую кто-то принес на мэйнфрейм IBM.

......

в конце концов, он заставил ее сесть за терминал, для того чтобы просто посмотреть, про что была игра.

И вот что она увидела:

ВЫ СТОИТЕ В КОНЦЕ ДОРОГИ ПЕРЕД НЕБОЛЬШИМ ЗДАНИЕМ ИЗ КИРПИЧА. ВОКРУГ ВАС ЛЕС.
НЕБОЛЬШОЙ РУЧЕЙ ВЫТЕКАЕТ ИЗ ЗДАНИЯ И ВПАДАЕТ В ОВРАГ.

Это было «Приключение (Adventure),» — игра, которую написал хакер Дон Вудс из Стэнфордской Лаборатории ИИ. Игра, была похожа на произведения Толкиена, которая погружала хакеров и пользователей в волшебный мир подземелий.

И после того как Роберта на пробу набрала на клавиатуре GO EAST (ИДТИ НА ВОСТОК) она осознала, что игра захватила ее полностью и бесповоротно.

«Я не могла остановиться. Это была какая-то болезненная тяга, я начинала играть и не могла оторваться. У меня был маленький ребенок — Крис, ему было восемь месяцев, и я совсем не обращала на него никакого внимания.

......

„Приключение“ начинало печатать саркастические реплики.

Вы могли набрать УБИТЬ ДРАКОНА, и машина печатала в ответ: „ЧЕМ? ГОЛЫМИ РУКАМИ?“

И если вы не выходили из себя, то вам не стоило придавать этому большого значения. Вы тоже могли съехидничать в адрес машины, просто сказав ей „ДА“.

На что она печатала в ответ: ВЫ УБИЛИ ДРАКОНА ГОЛЫМИ РУКАМИ И ВОТ ОН ЛЕЖИТ МЕРТВЫЙ У ВАШИХ НОГ.