Евгений Степанищев

Пишу, по большей части, про историю и программирование. Живу в Казани (Татарстан, Россия).

Миф об интеллекте азиатов

В ролике «Станислав Дробышевский против мифов о расах и расизме» услышалось интересное место интересное место про азиатов и мифе об их исключительных способностей к учёбе:

Например, такая байка про какой-то запредельный АйКью у китайцев, например, или там у восточных азиатов… Вот в Америке очень часто транслируют эту идею, что китайцы они все такие гении… И действительно, если посмотреть, в американских вузах АйКью китайских студентов сильно выше, чем американских студентов, ну неважно там — негроидных, европеоидных, без разницы. Китайцы всех «забивают».

Но! Я-то преподаю китайцам в том числе в МГУ, я, конечно, АйКью у них не считал, но уровень у них реально очень низкий, как правило. Это китайцы, то есть те же самые китайцы… Но я это объясняю для себя очень просто, — что в Америку они едут, платят там огромные деньги и они очень хотят остаться в Америке, я так понимаю. Поэтому они изо всех сил, из кожи вон лезут, чтобы там учиться, и остаться, и не вернуться обратно в Китай.

А когда они приезжают к нам, они понимают, что их не исключат никогда, потому что они же тоже деньги платят, по сравнению с Америкой не такие большие, и наши вузы за них цепляются, их не исключают.

 1 комментарий    136   1 д  

«ВАМПИР»

Я не очень-то интересуюсь гештальт-терапией, поэтому всё, что я про неё знаю, мне рассказал больше десяти лет назад один мой старый приятель. С его слов, гештальт — это незавершённые поступки, которые хочется завершить. А терапия каким-то образом помогает это сделать.

Одному из моих гештальтов в этом определении почти 30 лет — в начале 90-х у нас в семье не было своего компьютера и мы ходили в гости к нашему родственнику, у которого был самосборный «Радио-86РК». Там у меня был первый опыт отладки чужой программы — игры «ВАМПИР», написанной на «Бейсике», которая никак не хотела запускаться.

Игру удалось починить и возможно поэтому она мне так запомнилась, что через много лет мне захотелось её найти и сыграть. Тем более, что эмуляторов «Радио-86РК» в наше время, как грязи.

Но не тут-то было, никаких следов игры «Вампир» для этого компьютера в интернете не нашлось. Сюжет я худо-бедно помнил — в этой текстовой игрушке нужно было бродить по комнатам и убивать вампира, кроме того, в «дневниках жизни» нашлась фраза из неё: «американская народная игра убей вампира». Правда это никак не помогало найти саму игру.

Шли годы, я без особой надежды регулярно гуглил эту игрушку, но она никак не находилась.

«HUNT THE WUMPUS» By Gregory Yob, рисунок из статьи в «The Best of Creative Computing Volume 1», 1976

Но тут недавно, когда я подбирал чего бы мне такого портировать на «Фортран», в списке старых игр на «Бейсике» увидел игру «Hunt the Wumpus» 1972 года и по листингу понял, что передо мной — исходный вариант игры «Вампир», следы которой я до сих пор никак не мог разыскать!

Хоть какая-то реальная зацепка!

Все программы для этого компьютера в те времена набирались вручную из печатных источников — из журналов, возможно из каких-то книг по программированию. Осталось узнать где в те годы напечатали переведённую и адаптированную игру «Hunt the Wumpus» для «Радио-86РК», набрать её в эмулятор и наконец сыграть в неё ещё раз!

Насечки на монетах

Давно обещаю себе написать про любопытный тип находок, который рано или поздно поднимают из земли все ребята, увлекающиеся «копом» — поиском металлоискателем старых и старинных вещей в земле.

Речь о монетах с насечками. Лично мне они попадались нечасто, но если брать по абсолютному объёму находок у всех моих приятелей и знакомых, которые занимались или занимаются копом, редкими такие монеты тоже не назвать.

В общем, в какой-то момент человек, начавший практиковать коп, находит в свежевыкопанной ямке монету у которой со стороны «орла» (много реже — со стороны «решётки») по всей окружности нанесены насечки. Возникает вопрос — зачем, для чего это было нужно? И вот это очень интересный вопрос.

Насечки на монетах: 2 копейки 1924, 5 копеек 1872, 3 копейки 1892, 2 копейки 1883

Краткий на него ответ: мы точно не знаем.

Несмотря на то, что находятся монеты с насечками 1940-х годов, железобетонной, стопроцентной версии для чего они делались, не существует. Прекрасный пример, по всей видимости, когда-то широко распространённого знания (так как находки случаются по всей территории России), которое утратилось на протяжении всего нескольких поколений.

По-видимому эти насечки в своё время были настолько само собой разумеющейся вещью, что никто не потрудился записать для чего их делали.

Лучшая версия, из тех, с которым я знаком, — такие монеты изготавливали для игры в «орлянку», «пристенок» или другие игры с монетами. Общая черта таких игр — монеты в них кидают, отсюда проистекает возражение противников этой теории — на монетах не видно следов удара (с другой стороны монеты с такими следами лично я вообще никогда не находил).

Остальные версии лично мне кажутся совсем бредовыми: чтобы вычёсывать блох, наматывать нитки, разрезать блины и пироги (на манер современного резака для пиццы), как долговая монета (типа долговой расписки) и ещё немалое количество столь же странных версий. Вообще, я не исключаю, что отдельные монеты могли быть изготовлены и с другой целью, но мне кажется, что основная их масса всё же делалась для какой-то игры.

Игра «Ровно в полдень»

Как я писал вчера, по не совсем ясной причине мне захотелось посмотреть что из себя представляет «Фортран» — язык программирования, придуманный ещё в 50-е. Как по мне, нет лучше способа познакомиться с языком, чем попробовать на нём что-то написать.

Крупное писать не хотелось, из мелочи ничего в голову не пришло, поэтому пошёл по лёгкому пути — портировал небольшую текстовую игру «HIGH NOON» («High noon» — очень известный в своё время фильм-вестерн, вышедший в 1952 году, в русском переводе называется «Ровно полдень»).

Игра написана неким Крисом Гейло, учеником средней школы Сайассет на Лонг-Айленде в начале 1970 года на каком-то раннем диалекте «Бейсика». Её уже набранные кем-то исходники вместе со сканами лежат на «Гитхабе».

Часть оригинального листинга игры «Ровно в полдень»

Игре уже около полувека и сейчас она, разумеется, кажется крайне незамысловатой. Дело происходит на Диком Западе, вы стоите на ста шагах от Чёрного Барта, который вызвал вас на перестрелку. На каждом шаге игрок может продвинуться вперёд, отступить, прыгнуть в укрытие, сдаться или выстретить. Чем ближе удасться подобраться к оппоненту, тем выше точность выстрела, причём и игрока, и его виртуального противника.

На портирование ушло около часа (на результат можно полюбоваться в моём репозитории), больше всего времени пришлось потратить на написание функции, которая переводит числа в строки (если ею не пользоваться, а просто выводить числа как есть, «Фортран» очень неуместно форматирует их пробелами).

Ещё никак не мог понять в чём смысл части оригинального листинга с 460 по 520 строки, сначала мне показалось, что он просто не дописан:

460 PRINT "WHAT IS YOUR LUCKY NUMBER FOR TODAY";
470 INPUT A
480 A = 1E4 * ABS(SIN(A))
490 A = (A - INT(A)) * 1000
500 FOR I = 1 TO A
510 B = RND(0)
520 NEXT I

У игрока спрашивается какое сегодня его счастливое число, потом делается некое вычисление и по результату прокручивается цикл с RND(0) внутри. В дальнейшем полученные в этом куске кода значения ни на что как будто бы не влияют.

Это место из своей портированной версии я просто выкинул, но позже мне пришло в голову объяснение. По всей видимости, это попытка инициализировать генератор псевдослучайных чисел. Видимо в «Бейсике», на котором писал автор, не было другого хорошего способа это сделать.

Счётчик цикла и Фортран

Что-то захотелось на Фортран поближе взглянуть, не знаю уж чем он меня заинтересовал, возможно тем, что во времена учёбы в Университете постоянно про него слышал (всё-таки язык для научных вычислений, а я на математика учился), но использовать не довелось.

Пока только-только начинаю знакомиться, для практики переписал с Бейсика на Фортран одну из версий игры 1970 года «Highnoon», наверное выложу её попозже на «Гитхаб».

У языка много особенностей, но больше всего интересна следующая. Фортран — язык со статической типизацией, то есть для каждой переменной требуется указать тип, но в некоторых случаях компилятор может вывести тип самостоятельно. Правда, думаю, правило вывода этого типа сильно вас удивит.

В этой простой программе тип переменной I не указан, но компилятор знает, что её тип — integer.

DO I = 99, 1, -1
    PRINT *, I
END DO

END

Дело в том, что по-умолчанию (это поведение можно отключить) Фортран считает все переменные, имена которые начинаются с букв I, J, K, L, M или N целыми (integer), а все остальные — типом real.

Есть мнение, что отсюда и пошла привычка называть переменные цикла буквами из «целого» ряда.

Навигатор для велосипедистов

Около месяца назад купил себе хуавеевские наушники-вкладыши, с тех пор постоянно ими пользуюсь, в том числе попытался это сделать на велопрогулке — у меня была цель съездить на несколько адресов, решил, что было бы удобно слышать указания по маршруту.

Оказалось, что привычные для меня навигаторы помогают тут плохо. Лучший из тех, что мне знакомы, — «Яндекс.Навигатор», но у него есть существенный недостаток — после изменения маршрута он говорит «маршрут перестроен», не делая никаких попыток рассказать куда мне ехать дальше.

В итоге, после любого пропущенного поворота, срезанного угла или выезда на велодорожку мне приходится спешиваться и смотреть маршрут глазами. Это лучше, чем ничего, но хуже, чем могло бы быть.

Если среди моих читателей есть велосипедисты, с положительным опытом использования какого-либо навигатора, который умеет голосом указывать дорогу, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

 5 комментариев    261   7 дн  

Собачье мясо

Уже наверное месяц пытаюсь дочитать книгу Андрея Ланькова про КНДР «К северу от 38-й параллели». Интересно, но не увлекательно, не удаётся перейти в режим чтения запоем, поэтому продвигается медленно. В книге очень много любопытных деталей, но одна зацепила больше других — про употребление собачьего мяса:

Фирменные блюда северокорейской кухни — это холодная лапша из гречки нэнмён и, конечно же, собачье мясо. Кстати, в Северной Корее его не называют «собачьим мясом» (кэ коги). Сам Ким Ир Сен когда-то посчитал это название слишком вульгарным и переименовал его в «сладкое мясо», или тан коги.

Удивительная стыдливость. Интересно, есть ли ещё у кого-то такие эвфемизмы для обозначения еды? Например, в Татарстане никому не приходит в голову как-то иначе называть конину или в центральной части России — свинину.

 6 комментариев    233   8 дн  

43

Сегодня у меня день рождения, мне 43. В этот день я уже несколько лет подвожу некие итоги — кое-что из того, что удалось сделать с прошлого дня рождения. По форме это список — ездил туда-то, сделал то-то, столько-то читал, изучил такой-то язык программирования, добился этого и того.

За очень и очень редкими исключениями, я подводил, так сказать, «публичные» итоги — в списке почти всегда было лишь то, на что можно сослаться в блоге. Честно сказать, меня давно подмывало перестать этим заниматься, тем более, что последние два-три года меня всё больше интересуют вещи, которыми я либо делюсь очень неохотно, либо не делюсь вовсе.

В общем, мне подумалось — могу же я в свой день рождения не заниматься тем, к чему у меня давно не лежит душа? Поэтому, пожалуй, списков с итогами больше не будет. Извините, если кого расстроил.

 7 комментариев    301   10 дн  

Рекурсивное озеро

Оказывается неприятности и катастрофы двадцатого года начались ещё 12 января с таальского извержения, но этого почти никто не заметил. Тогда исчезла моя любимейшая природная рекурсия — остров в озере, внутри острова в озере, внутри острова в океане. Было особенно символично об этом узнать сегодня, в день программиста.

Едва заметный остров Вулкан-Пойнт в Основном Краторном озере, внутри острова-вулкана Тааль, внутри озера Тааль на острове Лусон

Сейчас объясню где это всё находилось. В западной части Тихого океана находится островное государство Филиппины, в составе которых есть остров Лусон — крупнейший остров Филиппинского архипелага.

На острове Лусон существует озеро Тааль, внутри которого тоже есть остров — вулкан Тааль. В кратере этого вулкана ещё в самом начале этого года существовало Основное Краторное озеро, которое недавно выкипело. А в этом озере был небольшой остров — Вулкан-Пойнт.

И этой красоты больше не существует. 2020, это уже чересчур!

 1 комментарий    333   12 дн  

Осенняя хандра?

Что-то в последнее время постоянно плохо себя чувствую, как будто не могу оправиться от какой-то болезни — только-только перестаю кашлять, появляются силы и возвращается вкус к жизни, как снова сваливаюсь обратно в хандру, упадок сил, появляется кашель, болит голова.

Может осень так влияет? На этой неделе который день мучаюсь головной болью, таблетки не особо-то и помогают — становится чуть лучше, но через какое-то время боль опять возвращается. Дурацкое состояние, сложно радоваться жизни в таком настроении, всё начинаешь видеть в серых тонах.

 4 комментария    296   12 дн  
Ранее Ctrl + ↓