Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

Кандауровы, 16-й век

Кандауровы, 16-й и 17-й вв. (49.83КиБ)

Если по Степанищевым с продвижением вглубь веков стало очень трудно, то другой однодворческий род моих предков — Кандауровы (или Кондауровы, написание зависит от источников) порадовал прорывом в шестнадцатый век. Данила Кандауров должен родиться примерно в 1570-х годах и крайне мало сомнений может быть в том, что это мой прямой предок, отстоящий от меня на 15 поколений.

Для родителей, которые иногда заглядывают в мой блог, поясню, что это предки со стороны Александры Никоноровны Литвиновой (Кандауровой) — мамы Евдокии Никоноровны Стрелковой (моей прабабушки). Были они однодворцами, боярскими детьми и по меньшей мере пару веков жили в селе Нижнее Чюфичево Староосколького уезда, оно, кстати, существует до сих пор. В 1828 году переселились или были переселены в Оренбургскую губернию, в деревню Огородникова (сейчас это территория Татарстана).

Андрей Данилович мне уже как-то попадался — я тогда ещё не знал родственник он мне или прямой предок. В «Оскольской дозорной книге 1615 года» А. В. Никулова он упоминается более подробно:

Андрей Данилович (108.69КиБ)

Большей частью текст понятен, кроме разве что упоминаемой «чети». Служилые люди (к которым относились и мои предки) имели во владении поместные земли, с которых подавалась подать — прямой налог, собираемый в те времена с «сохи». «Соха» — название единицы налогообложения того времени, название которой идёт ещё с татаро-монгольского ига, когда дань брали с настоящей сохи, запряжённой 2—3 лошадьми.

«Соха» делилась на «четверти» («чети»), в данном случае в «сохе» должно быть 800 «четей». Пересчёт «сохи» и «четей» между собой и в реальную площадь тема отдельной статьи, лучше прочитать на эту тему в «Википедии», если интересно, там всё очень непросто.

Про детей Андрея Даниловича, Андрея и Мирона есть довольно развёрнутое упоминание в книге «Оскол. Книга писцовая. 1643 год» того же Никулова, где им посвящены аж полстраницы текста:

Андрей и Мирон Андреевичи (337.97КиБ)

Даты тут даны от сотворения мира и, например, 123-й год (7123-й) — это 1615 год нашей эры. В основном, как видим, перечислены земли и рассказана краткая судьба поместья Андрея Даниловича. Такое ощущение, что между 1615-м и 1627-м поместье сменило хозяина (вероятно со смертью прежнего владельца) — перешло сначала к Осипу Рощупкину, позже к его вдове — Дарье Яковлевне, а потом, в 1643-м вернулось к его детям.

По всей видимости, Мирон старше Андрея, так как первый уже «поместным окладом верстан», а второй ещё нет, хотя к службе уже годен, значит к тому времени ему было около 15 лет, то есть родился он около 1626 года. Мирон родился гораздо раньше — примерно в 1614—1616 гг., так как он упоминается новиком в другом источнике 1630 года.

Володимир Миронов (268.79КиБ)

Сын Мирона — Володимир упоминается в документе 1697 года, который у меня есть в копии с подлинника. Разобрать трудновато, поэтому я приведу его расшифровку:

Сего году февроля в 29 день в Старом Осколе на сьезжем дворе перед стольником Алексеем Семеновичам Титовым староосколец сын боярской села Нижней Чюфичевой Володимер Миронов сын Кондауров скозал: по свете[й] непорочной еванге[ль]ской заповеди государни еже ей ей служу я великому Государю городавую службу со 195-го году, у меня дети Максим петнатцати, да Федор девети лет.

Поместья за мною в Старооскольском уезде в Чюфичевском стану дватцать чети, а оприч таго иных детей, и братьев, и своствеников, волных, пришлых, гуляших людей, и оброчных стотей, и промыслов у меня нет. А будет я скозал ложно и за то б великий государь укозал поместья мое отписать на себя великого государя. То моя и скаска, а скаску писал староосколец Петрушка Кондауров.

«Максим петнатцати» из рукописи — мой прямой предок, которого от меня отделяет 11 поколений. Любопытное чувство — увидеть документ, которому 318 лет с упоминанием предков.

Стоит так же отметить, что в 1615 году в этой местности упоминаются всего три семьи Кондауровых — семья моего предка Андрея Даниловича, семья Фёдора Деевича, кроме того в деревне Кладовой жила семья Гордея Гаврилова. Скорее всего это указывает на то, что Данила, Дей и Гаврила — три брата от одного отца и до предка в этой местности недостаёт всего одного поколения, очень жаль, потому что более ранних источников, по всей видимости, не сохранилось.

Сего году февроля в 29 день в Старом Осколе на сьезжем дворе перед стольником Алексеем Семеновичам Титовым староосколец сын боярской села Нижней Чюфичевой Володимер Миронов сын Кондауров скозал: по свете[й] непорочной еванге[ль]ской заповеди государни еже ей ей служу я великому Государю городавую службу со 195-го году, у меня дети Максим петнатцати, да Федор девети лет. Поместья за мною в Старооскольском уезде в Чюфичевском стану дватцать чети, а оприч таго иных детей, и братьев, и своствеников, волных, пришлых, гуляших людей, и оброчных стотей, и промыслов у меня нет. А будет я скозал ложно и за то б великий государь укозал поместья мое отписать на себя великого государя. То моя и скаска, а скаску писал староосколец Петрушка Кондауров.

3 комментария
Roman 2015

Не планируете ли вы написать статью о том, как изучать свою родословную? С чего начать, например?

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2015

Комментарий для Roman:

Какое-то подобие такой статьи я уже пытался писать: http://bolknote.ru/all/4343 Не знаю насколько понятно получилось.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2015

А ещё нашёлся такой документ 1700-го года:

1700-го году февроля в 8 день в Старом Осколе на сьезжем дворе перед стольником Васильем Григорьевичем Ознабишиным староосколец Чюфичевского стану села Нижней Чюфичевой Володимер Миронов сын Кондауров скозал: служу я великому Государю по Старому Осколу со 195-го году городавую службу, у меня дети: Максим дватцети, Федор семнатцати лет, у Максима сын Василей трех лет. А я Володимер глух и древен, поместья за мною в том стану в селе Нижней Чюфичевой восемь чети, в деревни Великом Перевозе пятнатцать чети, и за детьми моими. А великого государя службу служу я Володимер с помесной своей земли, а не з денежнаго и не с хлебнаго жалованья, а оприч таго за мною и за детми моими в Старом Осколе и в ыных городех поместей и вотчин, мельниц и винниц, иных никаких пожиточных угодей и промыслов, и всяких заводов, и крестьянских и бобыльских и задворных и деловых людей дваров, и оброчных статей, и детей и братьев и племенников и внучет, и никаких свойственников и приемушев, и захребетников, и варонежских и кортояцких и усмонских и иных городов сходцов, и пришлых и гулящих людей, и донских и яицких и орешковских козаков, и чюгуевских калмык у меня нет. И каторые служивые люди, покиня поместьи свои, сошли в ыные городы — землями их не владеем. А будет я, Володимер, скозал в сей скаски что ложна — и за мою ложнаю скаску укозал бы великий Государь взять на мне пеня и учинить наказанья, а пени и наказанья — что великий Государь укажет. То моя и скаска.
К сей скаски староосколец Ивашка Рощупкин вместа Володимера Кондоурова по ево веленью руку прило[жил].