Скриптование меню в статус-баре

В «Маке» очень нехватает одной вещи — лёгкого создания собственных меню в статус-баре. Учить ради этого «Обжектив-Си» или «Свифт» (и ставить «ЭксКод») мне совершенно не хочется, поэтому я поискал готовое. Нашёл ровно одно полусырое решение.

Если кому интересно, то последовательность его прикручивания к системе примерно такова (bolk — моё имя пользователя и требуется установленный brew):
mkdir -p /usr/local/Cellar/ScriptableStatusBar/0.1/bin/
mv ~/Downloads/ScriptableStatusBar-release/usr/local/bin/sbar !:2
mv ~/Downloads/ScriptableStatusBar-release/Applications/ 
    /usr/local/Cellar/ScriptableStatusBar/0.1
brew link ScriptableStatusBar
open /usr/local/Cellar/ScriptableStatusBar/0.1/Applications/

# Тут надо утянуть открывшееся приложение в «Объекты входа»
# и ещё запустить его в открывшемся окне, разрешив ему в принципе запускаться
Очень неудобно и несколько недоделано. Хотелось бы, чтобы из шелла можно было добавить/удалить пункт меню и сменить иконку. Сейчас это тоже можно, но полной переинициализацией и, кроме того, убъёшься всё экранировать.

Вооружившись несложной инструкцией, делаем несколько магических пассов:
cat>~/lockkeyboard.sh<<LOCK
#!/bin/ksh

kext=/System/Library/Extensions/AppleUSBTopCase.kext/Contents/PlugIns/AppleUSBTCKeyboard.kext/
case "$1" in
	unlock )
		/sbin/kextload "$kext"
		;;
	lock )
		/sbin/kextunload "$kext"
		;;
esac
LOCK

sudo chown root:staff ~/lockkeyboard.sh
sudo chmod 750 ~/lockkeyboard.sh

sudo cp /dev/stdin /private/etc/sudoers.d/lockkeyboard<<SUDO
bolk    ALL= NOPASSWD: /Users/bolk/lockkeyboard.sh
SUDO

sbar set locker 🔓\
	'Lock:/usr/bin/sudo /Users/bolk/lockkeyboard.sh lock'\
	'Unlock:/usr/bin/sudo /Users/bolk/lockkeyboard.sh unlock'\
	'Quit:/usr/local/bin/sbar remove locker'
И получаем малофункциональную такую менюшечку для блокировки клавиатуры (кстати и увы, если компьютер с заблокированной клавиатурой, у вас уйдёт в блокировку по какой-то причине, то пароль ввести не получится, придётся перезагрузиться): Меню блокировки клавиатуры (22.19КиБ)
Простое меню для блокировки клавиатуры

В принципе можно даже сэмулировать защёлкивание замка и смену пунктов меню «Lock» на «Unlock» и обратно (для этого нужно просто пересоздавать меню после каждой из этих команд с другими пунктами и другим замочком), но это ещё полэкрана костылей, которые мне совсем не хочется на вас вываливать.

Кстати, пункты в меню добавляются в произвольном порядке — программе совершенно плевать в каком порядке вы их задали в параметрах.

Дополнение: нашёл ещё две программы: «БитБар» и «ЭниБар».
8 комментариев
8 марта 2017 20:30

Сила .ssh/config

Извечная задача получить доступ к одной машине через другую чаще всего решается при помощи SSH-туннелей — удобно, пока не приходится получать доступ к группе машин. Недостаток традиционного решения — не всегда удаётся придумать удачное правило выбора портов, чтобы не запутаться как мы должны соединяться, чтобы попасть на нужную машину. SSH-туннель (12.37КиБ)
Пример конфигурационного файла для получения доступа к группе машин

К счастью, есть решение лучше, которое позволяет соединяться через SSH наиболее естественным способом — как будто у нас есть прямой доступ.

Тут нам пригодится файл ~/.ssh/config, служащий для конфигурирования SSH-соединений, я обычно туда вписываю символические имена вместо айпи-адресов, логины и прочую мишуру. Но его возможности несколько шире.

Например на картинке выше у меня конфигурация, которая позволяет к любому айпи-адресу, который начинается с 172.17.0 через машину 172.17.1.131. Вся магия заключается в директиве ProxyCommand — в ней указано, что надо залогиниться на 172.17.1.131 и там запустить команду nc, которая откроет соединение на нужный нам адрес (он будет подставлен вместо «%h»).

Таким образом получается соединение, весь трафик которого без изменений попадает на нужный нам адрес, а уже в этом соединении мы выполняем обычный логин на нужную нам машину. Все аутентификации у меня, естественно, сделаны через сертификаты.
4 комментария
8 марта 2017 17:15

Dialupass: если пароль от диалапа утерян

Потерял я на днях свой пароль к интернет-соединению: он был забит в «Опере» на домашнем компьютере, а я её как раз переставил с полной вычисткой. В Windows пароль сохранился (в диалоге dial-up), но как его оттуда достать? А достать нужно — оплата производится в личном кабинете на сайте. Поискал в интернетах. Среди изобилия платных программ, нашёл одну бесплатную, которая мне всё и показала. Называется Dialupass.

Программа работает под Windows 2000, XP, 2003, Vista, 2008, для Windows 9x и ME есть более старая версия. В случае чего — рекомендую.
11 комментариев
7 мая 2009 10:15

Как я был лаборантом (про программирование)

В разделе «обо мне» написано, что я работал лаборантом при кафедре ВМК. Иногда меня спрашивают — чем же я там занимался. Отвечаю: в основном, программно решал возникающие задачи, программировал я тогда, по большей части, на ассемблере x86. Поясню на примере.

В зоне отвественности кафедры было тогда (1996-97 гг.) четыре комьютерных класса. Везде, в основном, DOS. Типовое ПО (MS-DOS 6.22, Norton Commander, TurboC, TurboPascal и т.п.), непрерывный поток студентов. Из этого проистекают две проблемы: во-первых, студенты пишут файлы на диск, во-вторых, студенты удаляют и модифицируют уже существующие на диске файлы.

Первая проблема приводила к тому, что дисковое место быстро исчерповалось (а определить куда студент положил свою россыпь файлов и не стереть лишнего — та ещё задача), второя — к тому, что в середине дня приходилось (с дискет!) переставлять, например, TurboPascal или что-то даже ещё более тяжёлое (типа матстатистики).

Вот такую проблему требовалось решить.

В DOS было (и есть) API — множество фукнций, вызываемых через так называемое прерывание №21 (были и другие прерывания, обслуживаемые DOS, но это — основное). Когда программы под DOS работали с файлами они использовали это API.

Придумал я, в итоге, следующее. Винт форматируется, туда ставится DOS, Norton Commander и другое типовое ПО. Все файлы этого ПО помечаются атрибутом ReadOnly (это стандартный атрибут). Я написал программу, которая подменяет собой функции DOS для работы с файлом, которая запрещает модифицировать этот атрибут и делать что-то с этим файлом (точнее, в этом случае я возвращал код успешного завершения, но с файлом ничего не делал).

Свою программу я добавил в autoexec.bat, запретил остановку загрузки DOS (клавиши F5, F8), boot с дискеты и поставил пароль на BIOS.

В результате первая проблема решается так: после окончания занятия студентов лаборант запускает стирание всех файлов на винте, защищённые не удаляются, вторая проблема так же решается: защищенные файлы модифицировать, в итоге, не получается.

Для специалистов: int 25/26/13 я никак не подменял, но квалификации студентов тогда не хватало, чтобы обойти защиту.
22 комментария
21 октября 2008 12:01

Клуб нелюбителей C++

В своё время я посмотрел массу языков программирования (и продожаю смотреть), на некоторых — что-то писал, хотя бы реализацию известной американской считалочки. И мне всегда казалось, что C++ — самый уродливый, нелогичный и жуткий из всех языков. Оказалось — не казалось. Очень хорошая статья «За что я не люблю C++» Алексея Борескова — лишнее тому доказательство.
31 комментарий
6 марта 2008 22:18

Чудесный Lua

Язык программирования Lua (переводится с португальского как «луна»), в целом, мне нравится — очень гибкий, красивый, целостный. Программировать на нём приятно, а модель, заложенная в основу, настолько гибкая, что позволяет создавать ООП-конструкции без нативной поддержки их языком.

Одна из мощных функций языка — метатаблицы, позволяющая переопределить операции для любого типа данных, включая любые составные. Вот например:
mt = {}

function mt.__add (a,b) 
    return { x = a.x + b.x, y = a.y + b.y }
end
Задаётся метатаблица (mt) у которой ключ __add (функция, отвечающая за сложение) определена как функция сложения вектора с двумя координатами. Например, в следующем примере (все примеры взяты из статьи «Язык Lua и использование скриптов на нём в программах на C++») я устанавливаю заданную метатаблицу «mt» для переменной «u», причём сложение «u» и «v» работает правильно — поскольку Lua ищет обработчик сложения сначала у второго оператора, в случае неудачи — у следующего.
u = { x = 1, y = 2 }
v = { x = 0, y = 1 }

setmetatable ( u, mt )   -- установить для таблицы u метатаблицу

w = u + v                -- осуществить сложение таблиц
print ( w.x, w.y )
Самое интересное — дальше. Тут мой мозг не ломается, но без руководства я бы не догадался. Дело в том, что метатаблица «mt», точнее её операция «__add» определена некорректно. Сложение пройдёт великолепно, но у переменной «w» новой операции сложения не будет — метатаблица «mt» для этой переменной не установлена. Правильный способ определения вот такой:
function mt.__add (a,b) 
    return setmetatable ( { x = a.x + b.x, y = a.y + b.y }, mt )
end
Т.е. таблица устанавливается ещё и для получившегося выражения. (Для тех, кто уже ничего не понимает, но знает PHP. Запись «{ x = a.x + b.x, y = a.y + b.y }» на PHP выглядела бы как «array('x'=>\$a['x']+\$b['x'], 'y'=>\$a['y']+\$b['y'])»).
9 комментариев
29 февраля 2008 12:01

sgn(x) на ассемблере

Давненько я не брал в руки ассемблер. Лет так 8, наверное (речь идёт об ассемблере под 80x86, это, кстати, 3-й ассемблер, который я учил). Всякие там MMX и SSE уже и не знаю, о программировании на ассемблере в защищённом режиме — тоже, но остальное сидит крепко. У Анатолия Воробья в журнале увидел интересный код — самая быстрая реализация функции знака на ассемблере 80x86:
cwd
neg ax
adc dx, dx
Вот объяснение как это работает:

Здесь начальный аргумент лежит в ax, значение помещается в dx. Работает следующим образом: сначала cwd расширяет знак ax в dx, после чего в dx лежит -1, если аргумент отрицательный, а иначе 0. neg ax меняет знак ax, но это на самом деле неважно, а важно то, что эта инструкция помещает в флаг carry единицу, только если аргумент был ненулевой.

Наконец adc dx, dx складывает dx с самим собой, добавляет carry от второй инструкции, и помещает результат в dx. В результате выходит:

— если ax<0, то dx вначале -1, carry равен 1, результат равен -1*2+1 = -1 (во как!)
— если аx=0, то dx вначале 0, carry равен 0, результат 0*2+0=0
— если ax>0, то dx вначале 0, carry равен 1, результат 0*2+1=1
1 комментарий
28 февраля 2008 11:56