Азбука: история букв

Пока искал шрифты, наткнулся на крайне интересный проект «Азбука» — истории о буквах. Написано увлекательно, хорошо иллюстрированно, понятно даже неподготовленному читателю. Отдельное спасибо проекту за статью о букве «ё», цитирую небольшую часть (выше читируемого текста приводится мнение Артемия Лебедева по поводу это буквы, смотрите статью):

Рассказав исторический анекдот про княгиню Дашкову, Лебедев забыл упомянуть, что княгиню поддержали ряд ведущих деятелей культуры того времени, включая Державина, который первый начал использовать букву в деловой переписке. Уже в 1795 появилось первое печатное издание, в котором встречается буква ё, — книга Ивана Дмитриева «Мои безделки». А в 1796 году окончательно популяризовал букву Карамзин, напечатав в Московской университетской типографии свою первую стихотворную книжку «Аониды». В ней с буквой ё были напечатано три слова: орёл, мотылёк, слёзы.

Зачем нужны выносные элементы? Спросите у любого шрифтовика — он ответит: выносные элементы улучшают читаемость текста, без них текст выглядел бы монотонно. Именно поэтому в раннем средневековье с появлением большого количества религиозной литературы появился и минускульный шрифт — предтеча строчный букв, который отличался от маюскульного шрифта (прописных букв) более плавными формами, большей убористостью и большим количеством выносных элементов, за которые «цеплялся» человеческий глаз, благодаря чему повышалась скорость чтения. Умляут — не выносной элемент, но функции у него те же.

Если посмотреть с художественной точки зрения, выносные элементы создают ритм, а ритм в свою очередь улучшает эстетические свойства шрифта. Это, кстати, и является одной из основных причин, почему латинский алфавит «красивей» кириллического. И по этой же причине текст набранный кириллицей называют «забором»: строчные буквы в массе своей копируют буквы прописные, а у них выносные элементы — большая редкость (Ц, Щ, Й, отчасти Ф в кириллице; Q, отчасти J в латинице).
Комментировать
1 ноября 2007 16:38

Русификация мелкого шрифта от Димы Смирнова

Оказывается, у Димы Смирнова так же можно скачать один бесплатный маленький шрифт — «SilkScreen Cyr»,
это русификация шрифта от Google, шрифт TTF, но в Photoshop почему-то у меня не заработал, зато в блокноте — на ура. Шрифт
лучше всего использовать размером в 8 пунктов.
Комментировать
1 ноября 2007 11:48

Мелкие шрифты от Ромы Воронежского

Недавно понадобилось написать кое-что мелким шрифтом, мелким, но читаемым. Желательно, чтобы шрифт ещё был свободно распространяемым. Я вспомнил, что много лет назад Рома Воронежский выкладывал в сеть пару мелких шрифтов и что их, кажется, можно было использовать свободно. На его основном сайте следов этих шрифтов найти не удалось, но помог Яндекс — ввёл в него «Воронежский шрифты» и почти сразу нашёл то, что искал — шрифты Ромы WebSmallC и WebCondensedC и, на той же странице, несколько мелких шрифтов Артемия Лебедева, так же для свободного использования.  Помещаю ссылочку на это богатство у себя, чтобы её больше не терять и не искать.
Комментировать
1 ноября 2007 10:17