Bashfuck-3

Hello world (69.01КиБ)
Очередной «Хеллоу ворлд» на «башфаке» — способе программирования на «баше» без алфавитно-цифровых символов

Вчера весь день болела голова и я, чтобы хоть как-то отвлечься, написал, на ночь глядя, ещё один «Хеллоу ворлд» на «баше» в стиле «Башфак» — три года назад эти увлёкся, тогда остались кое-какие нереализованные идеи.

Цель, напомню, написать программу, которая делает что-то разумное, не используя буквы и цифры.

В свежем варианте самое главное новшевство — использование функций.

В «баше» с именами переменных всё чересчур строго, если не использовать буквы и цифры остаются доллар и подчёркивание, смотрится однообразно (вообще-то можно ещё использовать массивы, там квадратные скобки, это уже поинтереснее, но вот индексы, вычисляемые без помощи чисел чересчур тяжеловесны и с ними та же проблема — программа смотрится однообразно).

А вот с функциями веселее, я использовал в именах точки и тире, и закодировал при помощи азбуки Морзе результат работы каждой функции. Например функция, которая генерирует букву «w» называется «.__» (то есть «точка»-«тире»-«тире»).

В этот раз я использовал более разнообразный набор свежевыдуманных трюков для получения букв. Большинство букв набрал из вывода команды df (показывает наличие места на смонтированных устройствах), первая строка вывода содержит заголовки полей (и разнообразных букв) и мало отличается от системы к системе.

Имя этой команды легко получается из конструкции перенаправления ввода-вывода в специальный файла вида /dev/fd/XX. Получаем имя этого файла, берём буквы «f», «d» и запускаем полученную команду.

Ещё немного помогла специальная переменная «минус» (да, у неё имя такое), в ней отображаются установленные флаги, в скриптах там всегда две буквы — «hB», их я тоже использовал. Так же мне нужны были цифры, чтобы получать буквы из строк по индексу (благо инструкции работы со строками делаются специальными значками, а не именованными функциями, как в большинстве языков).

С цифрами особых проблем не было. Так, например измерением длины значения переменной «минус» (длина измеряется символом «решётка») получается цифра два, очень удобно. Цифра «один» получается измерением длины значения другой переменной — кода возврата последней команды (её имя — «вопрос»), остальные нужные цифры получались комбинацией этих двух.

Из всего вышеописанного получились все буквы, кроме «r» и «w». Первую я получил, запустив на выполнение ls /bin/?m — по маске гарантированно находится файл команды удаления /bin/rm, её имя содержит искомую букву.

Для получения второй воспользовался командой «tr» и идеей, похожей на реализацию ROT13 на «баше» — подобрал диапазоны из имеющихся в моём распоряжении букв так, чтобы одна подходящая буква сдвинулась нужным мне образом — стала буквой «w».
1 комментарий
5 августа 2017 22:18

Скриптование меню в статус-баре

В «Маке» очень нехватает одной вещи — лёгкого создания собственных меню в статус-баре. Учить ради этого «Обжектив-Си» или «Свифт» (и ставить «ЭксКод») мне совершенно не хочется, поэтому я поискал готовое. Нашёл ровно одно полусырое решение.

Если кому интересно, то последовательность его прикручивания к системе примерно такова (bolk — моё имя пользователя и требуется установленный brew):
mkdir -p /usr/local/Cellar/ScriptableStatusBar/0.1/bin/
mv ~/Downloads/ScriptableStatusBar-release/usr/local/bin/sbar !:2
mv ~/Downloads/ScriptableStatusBar-release/Applications/ 
    /usr/local/Cellar/ScriptableStatusBar/0.1
brew link ScriptableStatusBar
open /usr/local/Cellar/ScriptableStatusBar/0.1/Applications/

# Тут надо утянуть открывшееся приложение в «Объекты входа»
# и ещё запустить его в открывшемся окне, разрешив ему в принципе запускаться
Очень неудобно и несколько недоделано. Хотелось бы, чтобы из шелла можно было добавить/удалить пункт меню и сменить иконку. Сейчас это тоже можно, но полной переинициализацией и, кроме того, убъёшься всё экранировать.

Вооружившись несложной инструкцией, делаем несколько магических пассов:
cat>~/lockkeyboard.sh<<LOCK
#!/bin/ksh

kext=/System/Library/Extensions/AppleUSBTopCase.kext/Contents/PlugIns/AppleUSBTCKeyboard.kext/
case "$1" in
	unlock )
		/sbin/kextload "$kext"
		;;
	lock )
		/sbin/kextunload "$kext"
		;;
esac
LOCK

sudo chown root:staff ~/lockkeyboard.sh
sudo chmod 750 ~/lockkeyboard.sh

sudo cp /dev/stdin /private/etc/sudoers.d/lockkeyboard<<SUDO
bolk    ALL= NOPASSWD: /Users/bolk/lockkeyboard.sh
SUDO

sbar set locker 🔓\
	'Lock:/usr/bin/sudo /Users/bolk/lockkeyboard.sh lock'\
	'Unlock:/usr/bin/sudo /Users/bolk/lockkeyboard.sh unlock'\
	'Quit:/usr/local/bin/sbar remove locker'
И получаем малофункциональную такую менюшечку для блокировки клавиатуры (кстати и увы, если компьютер с заблокированной клавиатурой, у вас уйдёт в блокировку по какой-то причине, то пароль ввести не получится, придётся перезагрузиться): Меню блокировки клавиатуры (22.19КиБ)
Простое меню для блокировки клавиатуры

В принципе можно даже сэмулировать защёлкивание замка и смену пунктов меню «Lock» на «Unlock» и обратно (для этого нужно просто пересоздавать меню после каждой из этих команд с другими пунктами и другим замочком), но это ещё полэкрана костылей, которые мне совсем не хочется на вас вываливать.

Кстати, пункты в меню добавляются в произвольном порядке — программе совершенно плевать в каком порядке вы их задали в параметрах.

Дополнение: нашёл ещё две программы: «БитБар» и «ЭниБар».
8 комментариев
8 марта 2017 19:30

👁 Глаз следящий

Глаз, который следит на мышью (18.81КиБ)
Глаз, следящий за мышью в консоли

Обновилась до версии 2.9 моя любимая программа-терминал iTerm2. Изучая новые возможности, обнаружил нечто неожиданное — теперь в консоль можно выводить обычные графические изображения.

Протокол довольно простой:
ESC ] 1337 ; File = [необязательные параметры] : изображение в формате base64 ^G
Решил немного с ним побаловаться, результат на скриншоте — небольшая программа на «баше» — глаз, который следит за указателем мыши.

Пришлось разобраться с тем как вообще получают координаты мыши в консоли, плюс вспомнить школьную геометрию. Синусы, косинусы, вот это всё, неявно вычисляются через awk и используются для определения где нужно рисовать зрачок.

Чем дальше курсор находится от глаза, тем больше событий мыши получает консоль во время перемещений по окружности вокруг него. Из-за этого образуется некая инерционность слежения, которую я стал было корректировать, но потом убрал этот код — инерция придаёт какое-то интересное подобие жизни.

Для запуска требуется iTerm2 2.9 и выше и Imagemagick.
4 комментария
5 марта 2016 19:13

Подпилил переподсоединялку вайфая

Чуть поменял «переподсоединялку вайфая» для Мака — теперь пингуется не 8.8.8.8 (это ДНС Гугла), а адрес гейта, что более надёжно. Правда с конца октября, когда я её написал много воды утекло — вайфай у меня отваливается теперь очень редко, уж не знаю что изменилось.
2 комментария
19 января 2016 15:13

Переподсоединялка вайфая

Переподсоединение (25.92КиБ) Вышло очередное обноление «Эль Капитана» на «Маке», а проблема с вайфаем на «Макбуках Про» так никуда и не делась. Я планирую в какие-нибудь выходные переставить систему с нуля, но когда это будет, неясно — пока я не могу себе позволить оторваться от ноута так надолго, для меня он важный рабочий инструмент.

В общем, сделал себе на «Баше» утилиту переподключающую вайфай при пропадании пингов до 8.8.8.8 (это ДНС «Гугла»). Сегодня уже целый день её использую, так гораздо комфортнее.
17 комментариев
23 октября 2015 14:29

Где это я был?

Где я был (73.84КиБ) Нацарапал утилитку на «Баше», которая помогает узнать к каким вайфай-сетям цеплялся ваш «Мак» в последнее время. Утилита требует подключения к интернету.
2 комментария
13 октября 2015 08:14

Как работает Bashfuck

Думаю, по горячим следам надо описать как работают мои Bashfuck и Bashfuck-2. Пока ещё сам детально помню.

Поскольку буквы и цифры использовать запрещено, все имена переменных состоят исключительно из подчёркиваний — это единственный вариант в «Баше» в таком случае. Чтобы что-то напечатать, сначала надо получить какие-то буквы.

К счастью, переменная с именем, состоящим из одного подчёркивания содержит полный путь к интерпретатору, которым был запущен наш скрипт. Поскольку путь может отличаться, а название интерпретатора — нет, путь надо удалить, оставив только слово «bash». Это делается в обоих случая в первой строке:
# Удаляем из переменной $_ всё до последнего слеша
__=${_##*/}
Теперь у нас есть четыре буквы «b», «a», «s» и «h». Из имеющегося надо как-то получить недостающее. Тут нам помогает следующий факт: можно запускать что угодно, по имени, которое содержится в переменной.

Далее оба скрипта пытаются составить в одной из переменных команду «base64», чтобы передав ей на вход строку, получить недостающие буквы. В самом деле, передавая на вход разные строки и пропуская их по нескольку раз через «base64» команду, можно получить весь английский алфавит:
# bash тут — строка, которую мы уже получили
$ base64<<<bash
YmFzaAo=
$ base64<<<bash | base64
WW1GemFBbz0K
Например, в полученных строках некоторые буквы нам вполне интересны: «Hello world». Но как получить слово base64? С цифрами проще: имея строки разной длины и арифметические операции можно получить нужное:
# Переменная __ содержит слово bash
__=bash
# Очень просто получить цифру четыре: надо измерить длину строки:
$ echo ${#__}
4
# Любым похожим путём получаем двойку, прибавляем к четвёртке и у нас есть 6
$ echo $((${#__} + 2))
6
Поскольку типы переменных «Баш» не особо-то различает, склеить всё остальное труда не представляет. Но нужно ещё откуда-то получить букву «e». Тут дорожки этих двух скриптов расходятся. Первый работает так: составляя из имеющихся букв команду «hash», запускает её и получает следующую строку:
$ hash
hash: hash table empty
Второй действует интереснее. Есть такой синтаксис для команд, которые на вход принимают только файл: можно передать вывод другой команды особым образом и интерпретатор подставит в параметр специальное имя псевдофайла из которого можно прочитать упомянутый вывод.

Если использовать такой синтаксис с любой командой, которая принимает не файл, а строку, то строку и получим (цифры будут меняться от запуска к запуску, остальная строка останется неизменной):
# пробуем вывести на печать
$ echo <(:)
/dev/fd/63
Нам это значение нужно в переменной и с присвоением этот трюк тоже сработет.

В том и другом скрипте нужную букву мы получили и можем собрать нужное имя без проблем. Для этого воспользуемся следующей конструкцией, которая позволяет выбирать подстроки из переменных:
# переменная теперь содержит что-то вроде /dev/fd/xx
___=<(:)
# выбираем третий символ (отсчёт с нуля):
echo ${___:2:1}
Вместо двойки и единицы можно подставить переменные, которые эти числа содержат, либо вычислить их по ходу дела. Во втором примере применяется ещё и другая техника — поскольку некоторые числа из подручных переменных вычислять сложно, я срезаю некоторое количество букв слева и справа, чтобы добраться до нужной буквы:
# переменная, где нужная мне буква в середине слова
v=sed
# так можно средать последнюю букву
echo ${v%?}
# а так —  первую
echo ${v#?}
По большому счёту, это всё. Используется ещё несколько приёмов, но для понимания происходящего осталось пояснить только ещё одну вещь. В четвёртом «Баше», который требуется для работы обоих скриптов, есть ещё такой специальный синтаксис, который позволяет менять регистр букв. Это позвояет не заморачиваться с тем, в каком регистре получаются отдельные буквы и првести всё к нужному ближе к концу:
v='heLLo WORld'
# всё к нижнему (будет hello world)
echo ${v,,}
# только первую —  к верхнему (будет HeLLo WORld)
echo ${v^}
Собранную строку осталось вывести на экран. Для этого в том же коде я попутно собираю из получающихся букв ещё и строку «cat» (что на одну букву меньше «echo», кода получается меньше) и с помощью этой команды получаю нужный результат:
c=cat
v='Hello world'
# Выведет Hello world
$c<<<$v
Можно, кстати, попробовать ещё задействовать функции, благо их объявление алфавитных символов не требует, а их имена могут подержать не только подчёркивания (но и, например, «собаку», что даёт бо́льшую свободу), но третий вариант я уже делать не буду, надоело.
2 комментария
10 декабря 2014 18:44

Bashfuck-2

Попробовал несколько иной способ сбора строки «Hello world» в Bashfuck. Получилось, работает. В предыдущей версии один из читателей жаловался, что у него не запустилось, я тут подумал, что возможно версия «Баша» не та — требуется четвёртая, разумеется.

Вот другой вариант сбора строки:
__=${_##*/} ___=${#__} ______=${__::$(($___-${#___}))} ____=$((${#___}+${#___}))
_____=<(:) ___=$______${_____:$____:${#___}}$(($___+$____))$___
__=${__:(-${#____})}${_____:$____:${#____}} ____=`$___<<<$___|$___`
__=$__${____:$((${#______}+${#__})):$((${#______}^${#__}))} __=$__${__#??}
_______=${____:(-${#__})}
______=`$___<<<$__` __=$__${______#??????} __="${__%?} ${____::$((${#______}/${#__}))}"${__#????}
______=${#___} ____=`$___<<<$____|$___` __=${__%?}${____:$((${#___}+${#___})):$______}
__=${__%????}${_____:${#______}:${#______}} __=${__,,}
_______=${_______::${#______}}${___:${#______}:${#______}}$($___<<<$______|$___)
_______=${_______::$((${#____}/${#__}))};${_______,,}<<<${__^}
Надо будет выбрать время, написать как оно работает.
1 комментарий
10 декабря 2014 16:53

Bashfuck

«…fuck» — это не ругательство, а развлечение, навеянное знаменитым языком программирования «Brainfuck». Практического смысла никакого, правила просты — написать программу на каком-либо языке программирования, не используя буквы и цифры. Уровень повышенной сложности — использовать для программы не все доступные закорюки, а сильно ограниченное количество, например, только пять любых на выбор.

JSFuck у меня в блоге был, PHPFuck — тоже, был даже совмещённый в одной программе JSFuck и Brainfuck, почему бы не попробовать сделать то же на «Баше»?
__=${_##*/} ___=${#__}
__=($__ $(${__:$(($___-${#___}))}${__:${#___}:$___}) $__)
____=${__::$((${#__}-${#___}))}${__[$___]::${#___}}${#__[@]}${#__}
_____=$($____<<<${__[@]}) ______=${_____:${#__[${#__}]}:${#___}}
______=${______,}${__[${#_}]:${#___}:${#___}}${__[$(($___-${#___}))]:${#_}:${#___}}
_______=$($____<<<$_____)
____=${__[${#______}]:${#______}:${#___}} ____=$____$____
__=${__[${#_}]:${#______}}${__[$___]:${#_}:${#___}}$____${_____:$((${#__[@]}+${#__[$___]})):${#___}}
__=$__' '${_______::${#___}}${__:$___}${_____:$((${#_____}>>${#___})):${#___}}
__=$__${____:${#___}}${_______:$(($___+${#______})):${#___}} __=${__,,}
$______<<<${__^}
Сказано — сделано, собственно. Программа на «Баше», что выше, выводит фразу «Hello world», её исходники можно свободно скачать с «ГитХаба».
9 комментариев
9 декабря 2014 06:26

Русские имена на «Маке» после разархивации ZIP

Я вчера скачал несколько десятков зип-архивов, внутри которых тысячи файлов с русскими именами. Скачивал через браузер «Сафари» и этот поганец, как у него водится, услужливо мне их распаковал после скачивания. У меня время от времени вылетает из головы эта особенность, в общем, я получил кучу папок и файлов, которые выглядят вот так: Кракозябры (17.71КиБ) Эта давнишняя проблема «Мака», проистекающая из родовой травмы зип-архивов — этот архиватор родился ещё во времена ДОСа и для совместимости сохраняет русские имена ещё в той, ДОСовской кодировке. Правда, лет 15 назад я ковырял формат и увидел, что в каких-то метаданных лежит оригинальное имя, но должно быть «Мак» про это поле ничего не знает.

Как бы там ни было, в конце индикатора прогресса я увидел кучу файлов с нечитаемыми именами. Ничего готового я быстро не нашёл, поэтому сварганил небольшой скрипт на «баше», который восстанавливает русские имена разархивированного зип-архива.

Способ употребления такой: складываете всё испорченное в какую-либо папку и запускаете внутри fixzip. В процессе «ремонта» он будет показывать на экране восстановленные имена. Два раза запускать нельзя — имена снова будут испорчены.
12 комментариев
6 ноября 2014 08:45

Случайные числа в Sed

После шахмат на «Седе» я, похоже, в глазах общественности стал кем-то вроде гуру этой утилиты. По крайней мере, время от времени получаю письма с просьбами объяснить как-то сделать что-либо при помощи этого потокового редактора.

В основном, задачи очень простые и даже рутинные, ничего интересного, но вот вчера прислали действительно интересный вопрос. Вопрос в том можно ли командами «Седа» получить случайное число?

Уж не знаю что именно такого спросивший собирается с ним потом делать, надеюсь, что-то очень интересное, но в общем случае его ждёт разочарование, задача не решается — Sed полностью детерменирован командами и входным потоком. Но в частных случаях кое-что придумать можно.

Итак, что же можно сделать? Команды жёстко заданы и менять их нельзя, возможно что-то можно сделать с входными данными?

Я как-то давно эксперементировал с гнушным «Седом» (gnu-sed, gsed) — он содержит в себе расширенный набор команд, в частности — команду «R», позволяющую читать первую строку файла. Тогда же я подумал — интересно, что будет, если прочитать файл /dev/urandom? Я о нём как-то писал — при чтении из него генерируется случайный поток байт.

В общем-то, получается вполне ожидаемая штука — команда «R» читает до тех пор пока не встретит символ перевода строки, который встречается в случайной позиции — ведь из этого файла приходят случайные байты, а перевод строки — тоже байт.

Тогда я не обратил на это должного внимания, а когда получил упомянутое письмо — вспомнил. Общая идея оформилась быстро: нужно очистить экран, скрыть курсор, выставить цвет фона и шрифта одинаковыми (чтобы скрыть прочитанный из файла мусор — ведь sed выведет прочитанное на экран), прочитать файл случайных чисел, потом сосчитать позицию в которой оказался курсор, восстановить параметры экрана и вывести позицию курсора.

В манипуляциях с экраном ничего сложного нет — существуют специальные управляющие последовательности при помощи которых это делается, даже координаты курсора можно получить ими же.

Получившийся код вполне уверенно работает, разве что у чисел, которые выводятся, распределение далековато от равномерного, но алгоритмы, исправляющие этот недостаток, в изобилии есть в интернете. Да и сам алгоритм получения случайного числа можно изменить: например не считывать позицию курсора, а по-честному интерпретировать входной поток байт, получая из него коды символов.

В общем, у меня вышел вот такой код:
#!/usr/local/bin/gsed -n -f

# Очищаем экран, выставляем цвет чёрное на чёрном, убираем курсор
1i\\x1B[2J\x1B[f\x1B[30;40m\x1B[?25l

# Читаем файл случайных чисел, пока не встретим перевод строки
1R /dev/urandom

# Запрашиваем текущие координаты курсора 
1a\\x1B[6n

2{
    # Смотрим чему равна первая (Y) координата, оставляем только её
    s/.*\x1B\[\([0-9]*\);1R.*/Random number: \1/
    # Убираем текущий текст в буфер
    h
    # Очищаем экран, восстанавливаем цвет и курсор
    i\\x1B[2J\x1B[f\x1B[0m\x1B[?25h
    # Вынимаем из буфера сохранённое
    g
    # Печатаем сохранённое на экран
    p
    # Выходим
    q
}
У него есть и недостаток — так как «Сед» всегда совершает действия только после того как получит данные снаружи, вам придётся дважды нажать «Энтер», чтобы получить ожидаемое. Но от этого уже никуда не денешься, разве что можно сократить количество нажатий до одного — если отказаться от считывания координат.
2 комментария
29 июня 2014 13:39

Как получить значения всех ключей в Memcached

В комментариях к одной из статей на «Хабре» привели однострочник для командной строки, чтобы вывести содержимое всех ключего локального memcached, я его прямо там причесал, но подумал, что он может мне и самому в будущем пригодиться. Переношу сюда:
nc localhost 11211 <<<"stats items" | awk -F: '/STAT items:[0-9]+/{if (!a[$2]++) print $2}' |
xargs -I{} echo 'stats cachedump {} 100' | nc localhost 11211 | awk '/ITEM/{print $2}' | xargs -n1 echo get |
nc localhost 11211
Без использования awk:
nc localhost 11211 <<<"stats items" | sed -n '/STAT/{s/[^:]*:\([^:]*\).*/stats cachedump \1 100/;p}' | sort -u |
nc localhost 11211 | sed -n '/ITEM/{s/[^ ]* \([^ ]*\) .*/get \1/;p}' | nc localhost 11211
Без использования awk и sed:
nc localhost 11211 <<<"stats items" | grep -Po '(?<=STAT items:)\d+' | sort -u |
xargs -I. echo stats cachedump . 100 | nc localhost 11211 | grep -oP '(?<=ITEM )\S*' |
xargs -n1 echo get | nc localhost 11211
5 комментариев
12 февраля 2014 09:53