Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

Бытовой ислам

Во всём мире интерес к исламу сейчас носит нездоровый характер. Я почти 30 лет прожил в республике Татарстан, где одна из главенствующих религий — ислам (булгары, которых сейчас называют «казанские татары», приняли ислам ещё в 922 году).

В этой связи мне частенько задают вопросы как в Татарстане с исламским экстремизмом. Отвечаю сразу всем: никак, друзья.

Ислам в этой республике крайне либерален и большинство татар такие же мусульмане, как большинство русских — православные. То есть относят себя к этой религии, но не исполняют обрядов и, по честному, скорее агностики, чем апологеты — верят что «что-то такое есть», считая это достаточным.

Религия, как правило, содержит не только общественную составляющую, но и бытовую — религиозные бытовые обычаи, которые соблюдают дома, вроде установки икон в «красном углу» в православных семьях. Современный ислам содержит куда больше бытовых указаний, чем это принято в христианстве. При этом, исчезающе мало семей в Татарстане их придерживается.

Путешествуя по мусульманским странам за границей (Турция, Египет, Мальдивы, Иордания, Палестина), я понял, что бытовой ислам там выражен куда сильнее, чем в Татарстане. При этом, после поездки в Турцию у меня никто не спрашивал у меня как с экстремизмом в Турции.

Сейчас будет немного неаппетитно, простите, но я постараюсь кратенько. На двух фотографиях выше — унитазы в Турции, один в пятизвёздочном отеле, другой — в обычной заправке на дороге из Антальи в Кемер. У них есть кое-что общее. В каждом туалете Турции, есть специализированный источник воды для подмывания попы. Так принято в исламе. Причём, подмываться требуется левой рукой, поэтому шланг в туалете на заправке идёт справа.

Вот о чём я хочу сказать. В Татарстане нет ничего подобного, влияние религии на жизнь тех, кто себя к ней не относит минимальное, нечувствительно. Никаких зарезанных баранов на улице, молитвы на коврике в общественном месте (кстати, в Турции есть специальные комнаты для молитв прямо в магазинах) или чего-то такого, что менее бросается в глаза.

Мусульмане, как и представители других религий, научились в Татарастане жить в многонациональном и поликультурном окружении, без столкновений, никто не переходит дорогу им и они тоже никому её не переходят, соответственно, в экстремизме просто нет никакого смысла, для него нет никаких причин.

35 комментариев
kalvado (kalvado.livejournal.com) 2011

Ну тут много может чего быть.
У Всеволода Овчинников (если не путаю фамилию) в кноге «Корни дуба» — о его жизни в Англии, еще в советские времена — очень интересно написано про пробки в раковине. Подозреваю в чем-то похожая ситуация..

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2011

Комментарий для kalvado.livejournal.com:

Ну тут много может чего быть.

В каком смысле? Это именно для того, чтобы подмываться.

kalvado (kalvado.livejournal.com) 2011

Комментарий для Евгения Степанищева:

Да, но это может быть не только религиозной, но и например национальной традицией — обусловленной вполне бытовыми вещами.
Так же как умывание бегущей водой в России и из посуды в Англии — не показатель бедности/богатства/религии, а вполне себе бытовая традиция.
Может в Турции лопухи не росли, например?

vladon (vladon.ru) 2011

Комментарий для kalvado.livejournal.com:

турки просто очень волосаты — буквально везде, даже на ушах им в парикмакерских опаливают (буквально) волосы. ну и в соответственном месте тоже.

и без подмывания каждый раз после похода по-большому там будут оставаться засохшие дандрики.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2011

Комментарий для kalvado.livejournal.com:

Может в Турции лопухи не росли, например?

И совершенно случайно это совпадает с одним из установок бытового ислама? :)

sergey-cheban (sergey-cheban.livejournal.com) 2011

В Чечне тоже раньше были мир и дружба народов. А потом полыхнуло.
Конечно, чтобы полыхнуло, там пришлось хорошенько и целенаправленно поработать, чего в Татарстане не наблюдается. И всё же...

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2011

Комментарий для sergey-cheban.livejournal.com:

Чечня географически расположена совершенно иначе. Возьмите карту России и подумайте каким образом Татарстан мог бы выйти из состава России, что из этого получится.

mycannonfodder 2011

В Дагестане везде в общественных туалетах стоят банки с водой (и нет туалетной бумаги). Как они подмываются можно только фантазировать, но думаю что руки от этого подмывания становятся грязнее. Не один человек благодарил меня за совет взять в командировку в Дагестан рулон-другой туалетной бумаги.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2011

Кстати, раз уж тема унитазов в Турции так разбередила умы, хочу сказать, что я, конечно же, нисколько не осуждаю, что в Турции соблюдают традиции и таким образом тоже. А то я знаю, тут много горячих голов, которые готовы понять неправильно всё, что только можно неправильно понять.

kalvado.livejournal.com 2011

Комментарий для Евгения Степанищева:

И совершенно случайно это совпадает с одним из установок бытового ислама? :)

Ха, так ведь традиции бытовые и религиозные переплелись уже так что не поймешь где что. Ну например есть связь между статьей 105 УК РФ «Убийство» и заповедью «не убий»? А ст. 158 УК «кража» и заповедь «не укради»?
Или еще бытовое обоснование религиозных вещей: в исламе положено хоронить покойников в тот же день (жара, покойник воняет-с), а в православии на третий день (попрохладнее в России-матушке, можно и поскорбеть).
Такого много накопать можно. В смысле в отсутствие образования масс, церковь (т. е. более образованные и авторитетные товарищи) совмещали религию и быт.

A 2011

А что, мусульманам жопу вытирать религия не позволяет?

boltai-shaltai 2011

Кажется, не все в курсе, что подмываться принято не только в арабских и ближневосточных странах.
Например, вся Юго-Восточная Азия поступает так же. Ковшики и шланги повсюду, кроме гостиниц для белых мистеров.

Так при чём тут ислам? (там исламских стран — две или три, и то не радикальных)

Ещё частое заблуждение — что это религия предписывает женщинам надевать, скажем, паранджу. Нет, просто традиции.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2011

Комментарий для boltai-shaltai:

Так при чём тут ислам? (там исламских стран — две или три, и то не радикальных)

Давайте рассмотрим какую-нибудь конкретную неисламскую страну, где это принято делать.

boltai-shaltai 2011

Комментарий для Евгения Степанищева:

Давайте рассмотрим какую-нибудь конкретную неисламскую страну, где это принято делать.

А зачем?! :-))

Ну ладно, пусть Таиланд. Или соседняя Камбоджа. Мусульмане там есть, но чрезвычайно мало и погоды в бытовом укладе не делают. Ну не для них там ставятся ковшики. Они там просто есть, эти ковшики, и без — извиняюсь, никак. Чисто конструктивно никак :-/

cssblast.ru 2011

Комментарий для Евгения Степанищева:

Татары — сунниты, преимущественно придерживающиеся ханафитской правовой школы. Она известна тем, что отвергает «закрытость врат Иджтихада» (право на субъективное познание истины), как это делают все остальные школы исламского фикха (права). В результате, это всегда позволяло соединять совершенно несоединимые вещи, вроде органичного встраивания достижений прогресса в современную религиозную трактовку. Как следствие, евроислам опять же (концепт, кстати начинал разрабатывать еще в Турции один из татарских эммигрантов начала ХХвв).
А насчет бытовой части, русские как и татары имеют практически один и тот же этнический субстрат в основе — финноугорский. Татарский традиционный костюм, например, почти полностью финнский. Отсюда изначальная схожесть быта, традиционного жилья и так далее, что немаловажно. То есть понятно, что откочевав из теплых степей Причерноморья, было бы очень сложно сохранить тот же быт в условиях сурового континентального климата.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2011

Комментарий для boltai-shaltai:

Ну ладно, пусть Таиланд. Или соседняя Камбоджа. Мусульмане там есть, но чрезвычайно мало и погоды в бытовом укладе не делают. Ну не для них там ставятся ковшики.

Меня уже слегка мутит от этой темы, но потерплю. Мусульмане, естественно, не запатентовали этот способ, им могут пользоваться и другие ребята. Но в Турции и без туалетов видно, что бытовой ислам соблюдается сильнее, чем в Татарстане. Туалет — просто яркий пример.

boltai-shaltai 2011

Комментарий для Евгения Степанищева:

Охх.. Ну тему-то не я замутил ))

Мои высказывания были только про непричастность религии ко многим аспектам жизни, бытовым и социальным.

Сравнение с Татарстаном — да, понято. Про молитвы и ритуалы там уместно было. А сортиры (тьфу уже на них;) и многое другое, что обычно валится в ту же кучу — вообще никаким боком. Ну я и вякнул против заблуждений.

Турция, кстати сказать, весьма светская страна, и чудно видеть её в одном ряду с Египтом, например. Но и в ней в мечетях не пусто.
А в Татарстане с этим как? Мечетей много; новые строятся? люди туда ходят?
В Крыму вот мне показалось, что тамошние татары люди довольно верующие. Просто зашёл в какую-то рядовую мечеть, и вот так показалось. А меня это почему-то греет, хоть и не мусульманин.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2011

Комментарий для boltai-shaltai:

А в Татарстане с этим как? Мечетей много; новые строятся? люди туда ходят?

За весь Татарстан, конечно не скажу, но в Казани мечети заметны и люди туда ходят. Строятся и новые, самая заметная, построенная на тысячелетие Казани мечеть Көлшәриф ( http://fotki.yandex.ru/search.xml?text=%D0%BA%D1%83%D0%BB-%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%2B%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8C ). Есть, кстати, ещё и школы/лицеи с религиозным уклоном.

stalkn (stalkn.livejournal.com) 2011

В Татарстане не везде, но в госучреждениях и дорогих отелях всё-таки спецдуши для подмывания наряду с рулонами бумаги всё же присутствуют. В сортирах национального уклона, которые победнее стоят кумганы (спецкувшины для процедуры). В общаге у нас в общем на блок туалете соседи-мусульмане для гигиены двухлитровую бутылку из-под кока-колы держали.
Впрочем, процедуру блюдут в основном либо старики, либо сильно религиозные граждане.

Баранов на улице в Курбан-байрам преспокойно режут и разделывают. У нас около мечети есть парк -он как площадка для заклания оборудуется к празднику и успешно используется.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2011

Комментарий для stalkn.livejournal.com:

В Татарстане не везде, но в госучреждениях и дорогих отелях всё-таки спецдуши для подмывания наряду с рулонами бумаги всё же присутствуют.

Я был в кое-каких госучреждениях (в нескольких министерствах Кремля, в нескольких учебных учреждениях) и паре дорогих отелей (например, в «Казанской Ривьере»), ничего такого не видел. А где вы видели эти спецдуши?

Баранов на улице в Курбан-байрам преспокойно режут и разделывают.

Это какой город? Я в Татарстане прожил 30 лет из них больше 10 — в Казани.

stalkn (stalkn.livejournal.com) 2011

А где вы видели эти спецдуши?

Кафе «Азу», «Гранд отель Казань», ОАО «Татнефть» — здание исполнительного аппарата :)

Это какой город?

Альметьевск.
В Лениногорске у мечети возле озера, говорят, тоже режут — но лично не видел.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2011

Комментарий для stalkn.livejournal.com:

Значит где-то есть всё-таки. Ок :)

С другой стороны, у нас в «Яндексе» тоже души в туалете есть, но это чтобы унитаз мыть. Там специально напор такой… некислый, для этих целей.

stalkn (stalkn.livejournal.com) 2011

Там специально напор такой… некислый, для этих целей.

Точно для этого? Регулятора холодная-горячая вода нет?

По идее ёршик и привычнее и гигиеничнее — брызги не летят.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2011

Комментарий для stalkn.livejournal.com:

Нет. Есть кнопка, нажимаешь, вода фигачит. Брызги не летят.

saetov.com 2011

ну мусульмане соблюдают гигиену в туалете уже 1,4 тыщи лет, а туалетную бумагу Запад изобрел только во 2 пол. 19 века. биде наверное еще и 100 лет нет, не говоря уже про гигиенический душ, который сейчас многие (большинство даже, немусульмане) ставят в туалетах.

кстати, про низкие унитазы на уровне пола — сейчас медики тоже призывают мужчин делать малые дела сидя, ибо это не только чистота тубзика, но и профилактика кучи болезней. оказывается, если стоя, то часть самого плохого осадка остается в организме.

saetov.com 2011

и да, булгары приняли ислам, вернее принимали, с тех пор как арабы уже в 7 веке дошли до Каспия. в 922 это было официальное закрепление того, что большинство булгар — мусульмане. первое тюркское государство, кстати, принявшее официально ислам.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2011

Комментарий для saetov.com:

кстати, про низкие унитазы на уровне пола — сейчас медики тоже призывают мужчин делать малые дела сидя, ибо это не только чистота тубзика, но и профилактика кучи болезней. оказывается, если стоя, то часть самого плохого осадка остается в организме.

Надо будет почитать на эту тему. Нет ссылок под рукой?

живу в Татарстане 2011

у всех мусульман Татарстана дома в туалете стоят кувшины — Кумганы для подмывания той же самой попы.Я не знаю куда все эти годы, что жил в республике, смотрел автор.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2011

Комментарий для живу в Татарстане:

Не стоят, не обманывайте.

Заглянувший 2012

Написано-же«у всех МУСУЛЬМАН».Да и ходить с чистой попой куда более приятно!!!

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2012

Комментарий для Заглянувший:

И, что? Я у мусульман в гостях не было что ли? Или вы считаете, что мусульмане только ортодоксальные бывают?

Айрат 2012

Опять-таки — у каких мусульман...у этнических, может, и не стоят кумганы в туалете. А у соблюдающих мусульман — обязательно есть кумган в туалете. Кстати, в Казани соблюдающих мусульман стало намного больше, чем лет 5 назад.

Евгений Степанищев (bolknote.ru) 2012

Комментарий для Айрат:

Ну, блин. Мусульманство оно же не однородное, там течения есть, среди них — разные мнения, что соблюдать, что нет.

заглянувший 2018

Как же вы 30 лет прожили в Татарстане и не знаете, что Курбан-байрам это не город?
Курба́н-байра́м[1] или ’Ид аль-адха (араб. عيد الأضحى‎‎ — пра́здник жертвоприноше́ния) — исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения Ибрахима, считающегося в исламе пророком. Точная дата празднования по григорианскому календарю может разниться в разных странах.

Евгений Степанищев 2018

Как же вы 30 лет прожили в Татарстане и не знаете, что Курбан-байрам это не город?

Почему вы подумали, что я считаю, что Курбан-байрам — город? Я спрашиваю совсем о другом, вчитайтесь внимательнее.