Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

Опять про татар

Нашёл очень интересную статью Д. М. Исхакова «Перепись населения и судьба нации».

"В 1939 году был подготовлен специальный «Словарь национальностей», имевший подзаголовок «Пособие для разработок материалов Всесоюзной переписи населения 1939 г.». Понятие «татары» в этом словаре включает следующие группы: татары, кряшены, мишари (варианты: мишер, мижер, мещеряки), тептяри, нукратские татары, нагайбаки (но-гайбаки), сибирские бухарцы, чулымцы (чулымские татары), мелесские татары, татары крымские (степные татары, ногаи, южнобережные татары). Однако к этому времени прошло чуть более десяти лет с тех пор, как был разработан «Список народностей СССР» (Под редакцией И. И. Зарубина, 1927 г.), где в качестве самостоятельных этнических единиц фигурировали:
Татары поволжские (код — 115), включавшие казанских, астраханских, касимовских татар, кряшен и нагайбаков.
Мишари (мишер, мещеряки) (код — 112), с примечанием — язык мишарский и татарский.
Тептяри (типтэр, башкурт) (код — 114), с примечанием — язык башкирский, с «преобладанием башкирского влияния».
Татары крымские (степные, ногаи) (код — 105), язык — крымско-татарский, резко отличный от южнобережных татар.
Татары крымские южнобережные (код — 125), язык — крымско-татарский, образующий особый диалект, резко отличающийся от языка татар степных.
Татары белорусские (код — 106).
Вместо сибирских татар отмечены: татары тобольские (код — 117), сибирские бухарцы (код — 118), барабинские татары (код — 119). Причем о тобольских татарах сказано, что язык у них татарский и русский, а в культурном отношении они составляют «одно целое с поволжскими татарами». Родной язык сибирских бухарцев отмечен как «татарский», а у барабинских татар — как «барабинский» и русский.
Наконец, «черневые татары» (код — 134) помечены как «тубалар» (туба-кижи, йыш-кижи), с примечанием, что «иногда так зовут шорцев и томско-кузнецких татар». Про последних (код —135), известных также как «чулымские татары» (чулымцы), «мелесские татары», сделано замечание, что они православные.

Заслуживает внимания и выделение составителями разбираемого словаря группы «касимовских татар» (код — 116). С одной стороны, о них сказано, что они являются мишарями. Но затем приводится формулировка: «В культурном и языковом отношении — одно целое с поволжскими татарами и мишарями Касимовского уезда Рязанской губ., язык — особый диалект татарского языка».