Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

Панмировые боги

Мы тут решили расширить дочке музыкальный репертуар, а то в последнее время у неё наметились явные фавориты и мы как-то привыкли, с её одобрения, от них не отступать. Порывшись в памяти, поставил ей сегодня песню Ляписа Трубецкого «Я верю», её она ещё не слышала.

Пока слушали, мне подумалось, что это была отличная заставка для для альтернативной версии сериала «Американские боги» (снят по книге Нила Геймана). Песня, безусловно, противоположна по смыслу, но затрагивает ту же тему.

То и другое произведение упоминает массу богов, но с разных сторон — песня про что-то доброе, гармоничное, живущее в мире, сериал (и книга) — про злое, конфликтующее, требующее жертв, про войну.

В сериале конфликт между старыми богами — то, чему люди когда-то поклонялись и начали потихоньку забывать и новыми — то, чему уделяют внимание сейчас (например, фильмам или интернету). Увы никакой позитивной метафоры за этим не прослеживается, старые боги жестоки, новые холодны и искусственны, но сравнивая сериал и песню нельзя не задаться вопросом, а где же боги всего светлого, что есть в нашей жизни — любви, семьи, других вечных ценностей?

Вполне возможно, что Гейман проглядел эту идею или принёс её в жертву сюжету — всё-таки эпос хищника требует конфликта, а где тут был бы конфликт? Но более вероятно другое — автор не верит в то, что эти ценности настолько весомы в современном обществе, что сохранили свои позиции, отчасти это подтверждается наличием в сюжете Билкис — богини любви, добывающей жертвоприношения себе методами, которые вряд ли к лицу богине её специализации.

Честно сказать мне с такой мыслью трудно согласиться.

Может это и слишком наивно, когда на Часах Судного дня 2,5 минуты до полуночи, но мне кажется, что любовь, семья, человечность, взаимопомощь, доброта — всё это в большой цене и сейчас, эти старые боги (давайте придерживаться этого термина) могут спать спокойно — людским вниманием они будут обеспечены всегда.

Да и новые боги всё же лучше многих старых — куда более мягкие, податливые, демократичные. Вряд ли интернет стал бы так популярен в наше время, если бы требовал кровавых жертв перед каждым к нему подключением. Интернет вообще один из самых приятных богов — даже каких-то малопонятных для гуманитария ритуалов уже не требуется, вход в него настолько прост, что не все даже осознают когда подключаются и отключаются — скоро и понятие-то такое исчезнет.

Да, новые боги требуют ценнейшего ресурса — времени (как будто старые не требовали), но и давать способны немало, это уже вопрос собственных целеустремлений того, кто к ним обращается.