Степанищев в 1596 году

Новосиль на карте 1790 года (271.85КиБ) В Орловской области России находится небольшой (менее 3,5 тысяч жителей) городок Новосиль — один из древнейших городов Центральной России, первое упоминание аж в 1155 году как город Итиль Черниговского княжества. Выше он на карте 1790 года.

А в архиве РГАДА есть очень любопытный документ «Десятня новиков, поверстанных в 1596 году», переписанный в 17—18 веках с оригинала, который, увы, не сохранился.

Кто такие «новики»? Дворяне и дети боярские шестнадцатого века начинали служить в 15 лет, до этого они числились в недорослях. Поступив на службу, недоросль становился новиком. В зависимости от первых успехов, его верстали поместьем, а позже и денежным окладом, к которому бывали премии за службу, пока новик не становился настоящим служилым человеком и не переходил на полный оклад.

На одной из страниц упомянутого документа упоминается Максим Иванович Степанищев (страница слева, пятая строчка снизу), которому в городе Новосиле пожаловано 100 четвертей. Из чего мы можем сделать два вывода: во-первых, успехи у Максима были неважные (100 четвертей — минимально выделяемое количество пахотной земли в то время, а максимум был аж в 4 раза больше), во-вторых, родился Максим примерно в 1580 году. Степанищев (153.25КиБ) Вероятно, это самая отдалённая точка упоминания моей фамилии. К сожалению, пока я не могу точно сказать является ли Максим Иванович моим предком (а возможно и никогда не смогу). Правда вероятность такого очень и очень велика — численность Степанищевых в России 1700-х годов, т.е. 120 лет спустя была небольшая, а от Новосиля до Средних Опочек, где в 1718-м «всплывают» уже точно мои Степанищевы, 150 км по прямой, за 120-то лет, можно и одолеть.

К ещё большему моему сожалению, более ранние источники вряд ли уже обнаружатся, значит загадочный Степанище (большой Степан), от которого пошла моя фамилия, так и останется загадочным.

Однодворцы Новосильского уезда, кстати, называли себя «новосильские казаки» и считаются местными краеведами выходцами то ли с Дона, то ли с Запорожья. Возможно корни моей фамилии где-то там. Как я уже упоминал Степанищевы на Украине встречаются.
30 августа 2015 23:53

anonymouse (инкогнито)
31 августа 2015, 11:46

Как можно на таких дистанциях без анализа ДНК рассуждать на тему "мой предок - не мой предок?" - ума не приложу. С тем же успехом можно заявлять: "Наверное древние египтяне были моими предками, вот смотрите - рисунок со стены коридора древнеегипетской пирамиды - ну вылитый же я в профиль!"

bolknote.ru (bolknote.ru)
31 августа 2015, 13:41, ответ предназначен anonymouse

Ну, это нормально, у меня, например, теоретическая физика те же чувства вызывает.

Попробую объяснить на пальцах.

Смотрите. До начала семнадцатого века я свою родословную проследил, т.е. я знаю, что мои предки — Степанищевы, однодворцы и местность, где они жили. В то время в России насчитывалось около полумиллиона однодворцев. Всего-то.

Теперь смотрим на конец шестнадцатого века и на этого предполагаемого предка. Жителей в России тогда — около 9 миллионов, даже в самых густонаселённых местах плотность населения была ниже в несколько раз, чем в Европе. Однодворцев было ещё меньше, примерно, вчетверо, наверное. То есть около 120—200 тысяч.

Как вы думаете, много ли из этой пары сотен жило в том же регионе, что и мои предки и носили ту же фамилию? Вероятность появления неродственников-однофамильцев довольно низкая при такой численности.

Кроме того, пока все современные Степанищевы, до корней которых я докапывался (где бы они не жили, недавно, вот, Алтайские всплыли), так или иначе приходятся мне родственниками. Что даёт серьёзные основания считать, что подавляющее большинство или вообще все Степанищевы на планете происходят из одного корня.

Примерные соображения такие. Надеюсь, стало понятнее.

anonymouse (инкогнито)
31 августа 2015, 14:26

Ну, Ваши рассуждения лишь показывают, что данный кандидат в предки гораздо более вероятен, чем остальные, но конкретно его вероятность все равно крайне низка - как если бы у него было 0,01 в то время как других 0,0001 (цифры условные). Попробую аргументировать. Те деятели, которые впаривают анализы ДНК для установления отцовства, заявляют, что 20% отцов воспитывают не своих биологических детей и не знают об этом (наговаривают поди, но дело не в этом). Не вижу причин по которым подобный процент прошлом должен быть сильно бОльшим или меньшим. Ваша разница в возрасте с предполагаемым предком 400 лет или грубо говоря 16 поколений. Таким образом вероятность кровного родства 0,8^16 = 0,028. Не знаю, можно ли считать это приемлемым результатом. Кажется я уже говорил об этом, но мормоны занимаются тем же самым - рыщут по архивам, выискивают кто чей предок/потомок, но у них-то это неотъемлемая часть бизнес-модели их церкви! А что заставляет Вас тратить на эту деятельность свои деньги/труд/время при такой низкой эффективности для меня остается загадкой. Разве что это доставляет определенного рода удовольствие?

bolknote.ru (bolknote.ru)
31 августа 2015, 15:03, ответ предназначен anonymouse

Ну, Ваши рассуждения лишь показывают, что данный кандидат в предки гораздо более вероятен, чем остальные,
Именно так.
но конкретно его вероятность все равно крайне низка
Не сказал бы. Она достаточна, чтобы считать его очень вероятным кандидатом в предки.
Разве что это доставляет определенного рода удовольствие?
Доставляет. Как любое хобби.

Биологическое (кровное) родство чем особо примечательно-то? Почему именно оно так важно по отношению к людям, от которых вас отделяет несколько сотен лет?

bolknote.ru (bolknote.ru)
31 августа 2015, 15:15, ответ предназначен anonymouse

Вы, видимо, в своих рассуждениях исходите из биологического родства. Но я не понимаю почему это важно в данном случае. В случае своих детей — да, передача генов, основной императив, в случае ближайших родственников — тоже, эмоции, метания и так далее. Но и то — любят и приёмных родителей, а те — приёмных детей, ничего странного тут нет, в некоторых племенах дети вообще все общие и все всех любят. Важен не только генетический вклад.

А когда речь идёт о таких отдалённых предках, эмоциональной связи нет вовсе, она не ощущается, биологические они предки или нет, вообще неважно, всё это просто история моей семьи, а семья это социальный договор, а не анализы ДНК.

anonymouse (инкогнито)
31 августа 2015, 17:08

Исследование родословной - на мой взгляд занятие в принципе бессмысленное, а когда оно еще и не сопровождается требованиями к кровном родству - бессмысленно вдвойне. То есть я просто ищу информацию о каких-то людях прошлом, которые не хуже и лучше всех остальных. А когда это еще и приправлено снобизмом, дескать я из таких-то! возникает жуткое желание заявить в ответ: ну да, твои предки ого-го, а сам-то ты что из себя представляешь? Исследование собственной фамилии понять могу, но вряд ли одобрить. Да хорошая фамилия, древняя, но в том, что ты ее носишь никакой твоей заслуги нет. Приведу пример. Н. Михалков в одном из своих интервью заявил, правильно говорить не михалкОв, а михАлков. Мол у Ивана Грозного был постельничий Михалка, и от его имени пошла эта фамилия. Лично я бы на его месте подобные факты скрывал бы, а не выпячивал. Гордиться тем, что твой дальний предок царю сапоги надевал? Такое поведение было нормой в средневековье, но не сейчас. А при советской власти за подобное можно было бы еще и пострадать, ну или по крайней мере так считается.

Я не против частных исторических исследований в принципе, но родословная или фамилия - это не совсем то, чем стоило бы заниматься. Вряд ли кому-то кроме исследователя результаты этих изысканий будут интересны,, да и личной заслуги в том, что у тебя такая фамилия или такая родословная обычно никакой нету. Приведу пример. Моя покойница-прабабка говорила
"дёржит" вместо держит и "лётает" вместо летает. В детстве меня это помню сильно раздражало. А потом узнал побольше о родном языке и выяснил что е превратилось в ё не абы а по довольно хитрым правилам: сначала в слове должно было быть ять, под ударением, после мягкого, но перед твердым и пр. Студенты-слависты, изучающие русский как иностранный после знакомства с этими правилами обычно задают преподавателю вопросы типа "по этим правилам надо говорить не первый, а пёрвый, фанера, но фанёрный, а в жизни этого не наблюдается. Почему?" На что преподаватели им отвечают: "Когда в 18-17 вв. происходил переход Е в Ё, слово первый произносилось как перьвый и под правило не попало. А когда переход закончился все слова которые изменились так и остались, а новые слова этим правилам уже не подчинялись. Слово фанера заимствовано в 19 в., и р в слове первый отвердел уже позже всего этого перехода". К чему это я? К тому что, разных говорах слова произносились по разному и кое-где р в слове держит успела отвердеть раньше других, поэтому оно и подверглось общему для всего языка переходу. Мне иногда приятно думать, что мне от моих предков досталась не какая-нибудь там фамилия или родословная, а самый настоящий языковой реликт! Так что слова, которые меня в детстве раздражали, я и сам теперь с удовольствием употребляю. И теперь они раздражают других!

bolknote.ru (bolknote.ru)
31 августа 2015, 17:41, ответ предназначен anonymouse

А когда это еще и приправлено снобизмом, дескать я из таких-то! возникает жуткое желание заявить в ответ: ну да, твои предки ого-го, а сам-то ты что из себя представляешь?
Что я из себя представляю можно прочитать в блоге, только я вот не понял, это вы о мне пишете, про снобизм? А в чём мои предки-то ого-го? В данной заметке я написал, что мой вероятный предок поступил в армию, причём успехи у него были так себе. Это, по сути, всё, что известно. Где тут ого-го? Вам не кажется, что вы в моей заметке вычитали совсем не то, что я написал?
Я не против частных исторических исследований в принципе, но родословная или фамилия — это не совсем то, чем стоило бы заниматься.
Я не против когда человек для себя что-то решает, но против того, чтобы мне указывали чем стоит заниматься, а чем нет.
Вряд ли кому-то кроме исследователя результаты этих изысканий будут интересны,, да и личной заслуги в том, что у тебя такая фамилия или такая родословная обычно никакой нету
Почему меня это должно волновать?

anonymouse (инкогнито)
31 августа 2015, 18:09

Вы, я вижу, хотите увидеть упреки, там где их нет. Ваше право.

bolknote.ru (bolknote.ru)
1 сентября 2015, 11:10

В 1702 году Степанищевых в этой местности и округе было всего несколько десятков, что серьёзно подкрепляет версию о вероятном предке или родственнике.

Сергей (инкогнито)
1 сентября 2015, 18:36

Т.е. еще до воцарения Романовых. Круто!

К сожалению, в Разрядных книгах смотреть смысла мало. Слишком мелки :(

bolknote.ru (bolknote.ru)
1 сентября 2015, 20:47, ответ предназначен Сергею

К сожалению, в Разрядных книгах смотреть смысла мало. Слишком мелки :(
Иногда везёт, удаётся цепочки восстановить, но не в моём случае, к сожалению… :(

bolknote.ru (bolknote.ru)
1 января 2017, 15:59

Кажется тот же Максим Степанищев встречается в Новосиле ещё и в 1615 году:

Дозорная книга города Новосиля и Новосильского уезда дозорщика Петра Есипова да подъячаго Венедикта Махова. 7123 (1615) г. (РГАДА. Помест. приказ. Ф.1209. Оп. 1.К. 315):
Город Новосиль […] На посаде ж церковь Николы Чюдотворца, древеная, клетцки. Строенья та церковь и в церкве образы и книги, и всякое строенья приходцкое. А служит у той церкви поп Кирило. Двор его у той церкви на погосте. Да па погосте ж две кельи, а в них живут просвирница да понамарь. А пашня тое церкви писана с приходцкими попами. Дворы осадные детей боярских: д. Ивана Руденского, д. Ефима Шебаиова, д. Третьяка Шипилова, д. Кузмы Багренцова, д. Бунака Иванова, д. Дмитрея да Семена Глебовых, д. Неждана Сидорова, д. Кирея Головина, д. Григорья Толстово, д. Кондрата Сазонова, д. Данила Губанова, д. Максима Степанищева, д. Микиты Павлова, д. Якова Шелимова, д. Ильи Олексеева.

bolknote.ru (bolknote.ru)
1 января 2017, 16:19

Веселовский С.Б. (сост.) Документы Печатного приказа (1613-1615 гг.), М.: Наука, 1994. - 482 c.
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Максима Степанищева на розбойников о управе. Пошлин полполтины. Взято.
http://lawbook.online/gosudarstva-prava/zapechatana-gramota-kostromu-chelobityu-40134.html
Степанищев Максим 262
http://lawbook.online/gosudarstva-prava/ryindin-ehtor-335-40155.html

Ваше имя или адрес блога (можно OpenID):

Текст вашего комментария, не HTML:

Кому бы вы хотели ответить (или кликните на его аватару)