Стрелковы-Шапкины

Есть у меня предки со стороны мамы — Стрелковы, которые по ошибке одно время были Шапкиными, я про это писал недавно. Эти ребята сводят меня с ума. Похоже в этой ветке близок тотальный тупик, бумаг нет, но и в ближайших поколениях я ещё не разобрался до конца. Вот так пока выглядит моя карта размышлений: Стрелковы (84.35КиБ) Рабочая версия пока такова. В деревне Никольская (она же — Старая Чиркова) жил-был некий Матвей, времена это были стародавние — начало 19-го века, крепостное право ещё не отменили и был тот Матвей, по всей видимости, крепостным у дворян Шулешкиных (либо у Чириковых, см. ниже) — в тех краях они владели несколькими деревнями и сёлами. Даже почти век спустя деревенька, где он жил, была маленькая — в 1889 году там было всего каких-то шесть дворов: Старая Чиркова (63.81КиБ) Старая Чиркова входила в состав Дымской волости Бугульминского уезда. На современной карте мне её вообще отыскать не удалось, на спутниковых снимках что-то похожее на дома виднеется, но я не уверен. Впрочем нет её и на картах Генштаба 1987 года.

У Матвея родились несколько детей — Роман, Степан и Егор, наверняка были и ещё (в те времена рожали около десятка детей), но их имена мне неизвестны. Степан Матвеевич родился в 1838 году, на год раньше своей будущей супруги — Анастасии Евфимовной. Оба они были крестьянами госпожи Шулешкиной.

В октябре 1856 года они поженились и через некоторое время, в августе 1858 у них родился их возможно первый ребёнок — Симеон, за ним Алексей, скончавшийся от кори (1861—1862), потом — Евгения (1862—1862), прожившая всего неделю, далее — Павел (1863), Тимофей (1874—1874), скончавшийся на девятой неделе от младенческой и последний известный мне ребёнок — Василий (1877). Анастасия Евфимова прожила недолго — 46 лет, скончавшись в марте 1884 года от рвоты.

Уверен в период между 1863 и 1874 были и ещё дети, но пока их обнаружить не удалось, так же как и запись о рождении Павла Степановича — моего прямого предка. Интересно, что Евгения (1862) родилась в Старом Чиркове, а Тимофей (1874) — уже в деревне Семыкина. Из чего, по всей видимости, надо сделать вывод, что их родители в этот промежуток жили в каком-то неизвестном мне населённом пункте, записи о котором мне ещё не встречались. Переезды (144.63КиБ) Откуда они переехали в Семыкина неясно, но эта деревенька находилась в той же Дымской волости, хотя была несколько покрупнее — 40 дворов. Видимо после отмены крепостного права в 1861 году появилась возможность улучшить жилищные условия.

Их сын и мой прямой предок Павел Степанович «всплывает» уже совсем в другом месте — деревне Ново-Исаково Спасской волости, где он работал чернорабочим у владельца деревни — Шулешкина Александра Трофимовича.

После смерти Шулешкина в мае 1901, владение деревней принял Анечкин Валерий Иванович, а сын Александра Трофимовича — Николай Александрович застрелился в августе 1907 года в возрасте 38 лет.

В Ново-Искове Павел Степанович с супругой благополучно рожают нескольких детей, в том числе моего прадеда Степана Павловича (1902—1941). Интересно, что контактов со своими братьями и сёстрами Павел, видимо, не поддерживал — в крёстных его детей встречается лишь один его племянник — Галактион Егорович Стрелков, крестьянин деревни Семыкиной.

Главного доказательства — записи о рождении Павла Степановича у меня нет, но по всему видно, что семья определена верно — внутри она собирается вместе через общую фамилию, отчества и крёстных, а с моим предком объединена территориально и через Галактиона Егоровича — уж такое совпадение совершенно немыслимо. Но всё хочется разобраться — где же всё-таки родился Павел Степанович и где мыкались мои предки в период между Старым Чирковым и Семыкиной? Чириково (117.42КиБ) Кстати, утром, на следующий день после написания заметки, выяснил очень примечательный факт — как называлось Старое Чиркова в 1805 году, то есть во время рождения моего предполагаемого предка Матвея. Прилагательного «старый» в её названии ещё не было, но и фамилия была другая — деревня Чирикова, а не Чиркова. Взгляните — это населённый пункт внизу в середине рисунка — справа чуть выше от него Дымска (на карте выше — мусульманское село Дымская), слева вверх по реке — Верхосулье (на более свежей карте — село Сула).

Это название безумно важно, потому что в другом архиве находится перепись 1811 года именно по этому названию, и где-то среди перечисленных там 21 семьи возможно присутствуют и мои предки. К сожалению, Матвея там нет (правда низ одного листа виден явно не до конца), но это ничему не противоречит, так как Матвей  мог родился до 1819 — по возрасту его известных детей подходит. Надо искать следующую перепись — 1834 года. Чирикова (48.40КиБ) Кстати, сразу стаёт понятным название, посмотрите на скан. Там написано «сельца Чирикова покойного генерал-майора Чирикова детей Екатерины и Софии (или Марии, не разобрать) дворовых — 50, крестьян — 293». Бумага датирована 1795 годом.

А ещё есть книга «Бугульминское Земство. Дела, тревоги и мечты» В. Г. Сальникова, там деревня Старая Чиркова тоже упоминается и сказано, что в 1859 и 1900 годах она существовала, а в 2004 — нет.
4 ноября 2014 19:43

Alexander (инкогнито)
5 ноября 2014, 12:22

А вы смотрели на Викимапии деревню? Там иногда отмечают урочища, то есть места, где сейчас ничего нет, а вот раньше было поселение.

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
5 ноября 2014, 12:31, ответ предназначен Alexander

Посмотрел, спасибо за совет. Ничего в этом месте не обозначено, к сожалению.

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
5 ноября 2014, 12:48, ответ предназначен Alexander

Урочища, кстати, это просто приметные места, там не обязательно что-то было.

Андрей (инкогнито)
5 ноября 2014, 20:24

В СНМ за 1889 год деревня д. Никольская(Старая Чиркова) существует. И в списке населенных мест за 1900 год тоже есть. На карте Бугульминского уезда за 1912 год она тоже есть.

Андрей (инкогнито)
5 ноября 2014, 20:25

Так что поищите д. Никольскую куда была прикреплена.

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
5 ноября 2014, 21:40, ответ предназначен Андрею

В СНМ за 1889 год деревня д. Никольская (Старая Чиркова) существует
Собственно, второй скриншот именно оттуда. Что на карте 1912 года она есть я тоже знаю (третий скриншот как раз с этой карты).
И в списке населенных мест за 1900 год тоже есть.
Этого списка у меня нет, но верю, что там тоже есть. Собственно, это не я утверждал, что деревня до 1900-го исчезла, а Сальников.

Григорий (инкогнито)
6 ноября 2014, 08:06

Посмотрите карту Стрельбицкого 110 лист и карты от maps.ggc.ru n39 там много мест обозначено где были деревни

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
6 ноября 2014, 10:36, ответ предназначен Григорию

Спасибо!

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
9 ноября 2014, 18:48

В 1900 Старое Чирково (Никольское) существует: http://elib.shpl.ru/nodes/8858#page/178/mode/flip-book/zoom/4
Д. Никольское (Старое Чирково тож), Б. помещ. Рус. Прав., около Р. Сула, 2 двора, 6 мужчин, 4 женщины.
Да, к 1900 оно уже почти исчезло…

dionys.myopenid.com (инкогнито)
9 ноября 2014, 22:25, ответ предназначен Евгений Степанищев (bolknote.ru):

Тебе нужны сканы описи № 4 фонда № Р-1172 НАРТ — список метрических книг за 1916—1939 годы, имеющихся на хранении? У меня есть некоторые листы, могу поделиться.

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
10 ноября 2014, 08:57, ответ предназначен dionys.myopenid.com

Не знаю нужны ли :) А там что за населённые пункты?

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
10 ноября 2014, 08:58, ответ предназначен dionys.myopenid.com

А! Это же список! Да, был бы рад получить.

Denis Ibaev (dionys.moikrug.ru)
27 ноября 2014, 23:21, ответ предназначен Евгений Степанищев (bolknote.ru):

Кстати, я такие схемы, как на первом фотоснимке, в программе GenoPro строю — намного удобнее чем на бумаге, проще править.

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
28 ноября 2014, 07:18, ответ предназначен Denis Ibaev (dionys.moikrug.ru):

Я на myheritage.com всё веду. А вот гипотезы всё же быстрее на бумаге строить. И данные вокруг прямоугольников я могу любые писать, а не те, что программой заложены.

Denis Ibaev (dionys.moikrug.ru)
29 ноября 2014, 02:33, ответ предназначен Евгений Степанищев (bolknote.ru):

Нет, я так-то тоже на MyHeritage дерево строю. А вот для гипотез как раз использую GenoPro. Там просто поле, по которому как хочешь перемещаешь элементы схемы и что хочешь к ним приписываешь. Это по сути конструктор диаграмм, заточенный под генеалогию.

Евгений Степанищев (bolknote.ru)
29 ноября 2014, 08:11, ответ предназначен Denis Ibaev (dionys.moikrug.ru):

Понятно. Только его под Мак-то нет.

bolknote.ru (bolknote.ru)
3 апреля 2015, 00:33

Есть другой титульник 1816 года, где упоминается, что «сельцо Чиркова» принадлежит малолетним детям покойного господина генерал-майора Николая Александровича Чиркова Екатерине и Софье.

bolknote.ru (bolknote.ru)
3 апреля 2015, 00:43

Но Матвея подходящего в этом документе тоже нет.

Леонид (lkalentiev@gmail.com) (инкогнито)
23 августа 2015, 00:51

Может быть речь идет о деревне Чирково, которая принадлежала генерал-майору Чиркову Николаю Александровичу, она досталась как приданное его дочери Софье Николаевне, супруге известного партизана войны 1812 года Дениса Давыдова. Метрические карты 1859 г. по этой деревне и окрестностям есть в архиве мэрии Тольятти (http://forum.vgd.ru/513/41536/10.htm). Удачи в поисках!

bolknote.ru (bolknote.ru)
23 августа 2015, 19:37, ответ предназначен Леониду (lkalentiev@gmail.com)

Спасибо, к сожалению, одна-единственная метрика тут вряд ли поможет, но когда вернусь к этой ветке, попробую посмотреть что это за деревня.

bolknote.ru (bolknote.ru)
3 мая 2017, 07:36

Что-то чем дальше, тем больше я сомневаюсь в версии о Чирикове. Думаю, это отдельный от Чиркова населённый пункт.

Ваше имя или адрес блога (можно OpenID):

Текст вашего комментария, не HTML:

Кому бы вы хотели ответить (или кликните на его аватару)