Табак и картошка

Все знают, что курить и есть картошку нас научил Пётр I. Так? Он же завёз в Россию подсолнечник и кукурузу.

Да вот беда: ещё в 1634 (!) году Михаил Фёдорович запрещает курение табака по всей России. „Соборние Уложение“ 1649 года запрещало „табак курить, пить и вообще держать у себя“. […] Тогда же, при Алексее Михайловиче, в садиках стали появляться подсолнухи. Они используются и как декоративные растения, и для семечек. Как огородное растение, разводят и кукурузу. […] В XVII веке появился и чай. В 1638 году монгольский Алтын-хан прислал Михаилу Фёдоровичу подарок — 4 пуда чайного листа. […] С конца XVII века в Московии появляются заварочные чайники. […] Вот только как быть с речью патриарха Никона, который в 1666 году… обрушился на тех, кто курить табак, лузгает семечки и употребляет в пищу „богопротивную картовь“?
Из книги «О русском пьянстве, лени и жестокости (Мифы о России)» Владимира Мединского. Вот интересно — правда или домыслы автора? Никаких источников по тексту в данном месте автор не приводит.
23 августа 2008 17:01

pepelsbey.ya.ru (pepelsbey.ya.ru)
24 августа 2008, 03:10

Думается, что фраза «курить и есть картошку нас научил Пётр I», бытующая в умах, означает лишь то, что в петровские времена это получило более широкое распространение, возможно и с руки Петра.

bolk (bolknote.ru)
24 августа 2008, 10:02, ответ предназначен pepelsbey.ya.ru:

Если вспомнить то, чему учили в школе… Утверждается, что Пётр I *привёз* табак, картошку, кукурузу и подсолнухи из-за границы и насильно внедрил потребление этим продуктов среди русских.

zencd.livejournal.com (zencd.livejournal.com)
24 августа 2008, 13:45

«Никаких источников по тексту в данном месте автор не приводит» — в Википедии бы такое не одобрили :-). Btw, сие есть на мой взгляд практика дурная; хотя так и проще для автора.

zg.livejournal.com (zg.livejournal.com)
24 августа 2008, 16:19, ответ предназначен bolk (bolknote.ru):

я так помню, что в школе как раз учили, что именно при петре широко распространилось.

bolk (bolknote.ru)
24 августа 2008, 21:14, ответ предназначен zencd.livejournal.com:

У него вообще мало источников приведено и очень много эмоций, а то, что Суворова (который «Ледокол» написал) приплетает, так это вообще на нехорошие мысли наводит.

bolk (bolknote.ru)
24 августа 2008, 21:16, ответ предназначен zg.livejournal.com:

Не-не, Девид Блейн, вот и «Википедия» о том же: http://ru.wikipedia.org/wiki/Картофель
см. «история культуры»

ivanpakhomov.ya.ru (ivanpakhomov.ya.ru)
25 августа 2008, 16:32

Петр первый курил картошку?

bolk (bolknote.ru)
25 августа 2008, 21:23, ответ предназначен ivanpakhomov.ya.ru:

Это, типа, щас прикол был? О, я понял.

maxim-zotov.livejournal.com (maxim-zotov.livejournal.com)
26 августа 2008, 00:22, ответ предназначен bolk (bolknote.ru):

В "жил дважды герой" тебе мерещится двусмысленность, а с фразой "курить и есть картошку", получается, полный порядок?

bolk (bolknote.ru)
26 августа 2008, 10:24, ответ предназначен maxim-zotov.livejournal.com:

«Идти и насвистывать песенку».

Да, тут мне двусмысленности не кажется. Хотя можно найти, при желании, второй смысл. Но очевидно, что он второй, правда? А в чём двусмысленность?

maxim-zotov.livejournal.com (maxim-zotov.livejournal.com)
27 августа 2008, 16:46

Твой пример некорректен, глагол "идти" является непереходным, то есть не предполагает объекта действия, фраза "идти что-то" невозможна, поэтому конфликта смысла не возникает.

Так как "курить" может быть и переходным, и непереходным, а конструкция с двумя переходными глаголами и общим зависимым словом является обычной, то твоя фраза не только двусмысленна, но и ненужный смысл сильнее с точки зрения грамматики.

Это почти то же самое, что приоритет сложения и умножения. 2*2+3 означает (2*2)+3, а не 2*(2+3), как в твоей фразе. Фраза "читать и анализировать книгу" означает не отдельно абстрактное чтение и анализ конкретной книги, а чтение и анализ одной и той же книги, "Косить и собирать траву" - косить не глазом и не от армии, а траву, "сочинять и петь песни" - не фантазировать и врать, а сочинять песни, "закрывать и открывать глаза", "обучать и воспитывать детей", "писать и отлаживать программы", "зарабатывать и тратить деньги".

Корректный вариант: "курить табак и есть картошку", в крайнем случае: "есть картошку и курить".

bolk (bolknote.ru)
27 августа 2008, 17:20, ответ предназначен maxim-zotov.livejournal.com:

Хорошо, а если курить не табак, а курить вообще?

Переставить слова?

maxim-zotov.livejournal.com (maxim-zotov.livejournal.com)
27 августа 2008, 17:52, ответ предназначен bolk (bolknote.ru):

Да, "есть картошку и курить".

bolk (bolknote.ru)
27 августа 2008, 20:34, ответ предназначен maxim-zotov.livejournal.com:

Те же яйца, только боком. «Колоть дрова и жечь»

Ваше имя или адрес блога (можно OpenID):

Текст вашего комментария, не HTML:

Кому бы вы хотели ответить (или кликните на его аватару)